Муфта

 

п тр;;

3 г л

1ю 752069

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 17.01.78 (21) 2570332/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.07.80. Бюллетень № 28 (45) Дата опубликования описания 30.07.80 (51) М Кл з

Г 16D 11/02

Государственный комитет (53) УДК 621.825.5 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

И. П. Стрижаков, Л. А. Маринский, Э. М. Хорол, Ж. В. Тишечкин и Ю. Г. Уманец (71) Заявитель

Одесский сталепрокатный завод им. Дзержинского (54) МУФТА

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано и машинах, совершающих определенное и неизменное перемещение в процессе каждого рабочего хода.

Известна муфта с поворотной шпонкой, содержащая установленную на рабочем валу ведущую полумуфту с пазами и ведомую полумуфту с размещенной в ней подпружиненной поворотной шпонкой (1). 10

Недостаток муфты заключается в невысокой надежности ее включения и выключения.

Цель изобретения — повышение надежности включения и выключения муфты. 15

Указанная цель достигается тем, что муфта снабжена предохранителем неполного включения, установленным в выточке ведущей полумуфты, и рычагом сцепления, уста- 20 новленным на ступице ведомой полумуфты, а поворотная шпонка снабжена роликовыми выступами, один из которых взаимодействует с предохранителем неполного включения, а другой — с рычагом сцепления, при 25 этом предохранитель неполного включения выполнен в виде кольца с пазами и снабжен пружиной фиксации положения ее пазов относительно пазов ведущей полумуфты, а рычаг сцепления выполнен в виде Зо пластины с пазом и подпружинен относительно ведомой полумуфты.

На фиг. 1 изображена муфта в разрезе в положении полностью включенной поворотной шпонки; иа фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — то же в положении на упоре; на фиг. 4 — то же в момент включения; на фиг. 5 — разрез Б — Б на фиг. 1.

Муфта смонтирована на рабочем валу 1 и состоит из приводимой в непрерывное вращение ведущей части 2, имеющей V-образные пазы 3, и ведомой части 4. На ведомой части 4 установлена поворотная шпонка 5, имеющая контактный торец 6. На шпанке 5 имеется также роликовый выступ 7 и ось 8 с установленным на ней роликом 9. Роликовый выступ 7 входит в паз

10 рычага сцепления, выполненного в виде пластины 11, подвижно установленной на ступице ведомой части 4. Пластина 11 силовой пружиной 12 прикреплена к ведомой части 4 и под ее действием стремится провернуться по часовой стрелке. К выступу 7 прикреплена пружина 13, выполненная значительно слабее пружины 12. Второй конец пружины 13 укреплен на ведомой части 4.

В кольцевой выточке ведущей части 2 подвижно установлен предохранитель неполного включения, выполненный в виде кольца 14, на внутренней поверхности которого

752069

60 имеются U-образные пазы 15. На кольце 14 укреплена пружина 16, второй конец которой закреплен на ведущей части 2, и таким образом пружина 16 стремится притянуть выступ 17 кольца 14 к штифту 18 на ведущей части 2, упруго фуксируя тем самым кольцо 14 так, что L1-образные пазы последнего смещены наполовину профиля соответствующих V-образных пазов ведущей части. Для выключения муфты служит управляемый упор 19, установленный на неподвижном основании (не показано).

Работает муфта следующим образом.

От привода (не показан) непрерывное вращение получает ведущая часть 2. Подачей команды на исполнительные механизмы (не показаны) управляемый упор 19 отводится, освобождая тем самым пластину 11 рычага сцепления, которая под действием силовой пружины 12 мгновенно поворачивается на ступице ведомой части 4 по часовой стрелке, заставляя поворотную шпанку 5 также быстро повернуться против часовой стрелки и лечь своим роликом 9 на внутреннюю поверхность постоянно вращающегося кольца 14. При этом контактный торец 6 поворотной шпонки 5 устанавливается с зазором над внутренней поверхностью ведущей части 2 до тех пор, пока ближайший U-образный паз кольца 14 не примет ролик 9. Вслед за этим шпонка 5 сразу входит контактным торцом 6 в полное зацепление с V-образным пазом ведомой части 4 и поведет ее, а следовательно, и рабочий вал 1, на котором она жестко закреплена. Так происходит подавляющее большинство включений шпонки 5. Однако могут иметь место случаи, при которых команда на включение застает шпонку 5 в таком положении относительно ближайшего V-образного паза ведущей части 2, что при ее мгновенном опускании (повороте против часовой стрелки под действием пружины 12) контактный торец 6 должен бы войти в зацепление с ближайшим V-образным пазом не полностью, а лишь кромкой, в результате чего под нагрузкой могло бы произойти выключение поворотной шпонки 5 на ходу. Однако в описываемой муфте это не происходит, так как смещение U-образных пазов кольца 14 относительно соответствующих V-образных пазов ведущей части 2 обеспечивает перекрытие кольцом 14 зоны неполного включения. Таким образом, ролик 9 либо влетает в Ьобразный паз кольца 14 (фиг. 2), при этом контактный торец 6 мгновенно входит в зацепление V-образным пазом всей своей поверхностью, либо ложится на внутреннюю поверхность вращающегося кольца 14 и находится на ней до встречи со следующим U-образным пазом. Для расцепления ведущей и ведомой

И

55 частей муфты упор 19 вводится в зону перемещения пластины 11 рычага сцепления.

Последняя наталкивается на неподвижный упор 19 и останавливается, а поворотная шпонка 5, увлекаемая ведущей частью 2, наезжает роликовым выступом 7 на стенку паза 10 и, мгновенно поворачиваясь в гнезде ведомой части 4, выходит из зацепления

V-образным пазом ведущей части 2, разъединяя ее с ведомой частью 4, при этом кольцо 14, поворачиваясь в кольцевой выточке ведущей части 2 под давлением ролика 9, выпускает его, а далее под действием растянутой пружины 16 возвращается в исходное положение, прижимаясь выступом 17 к штифту 18.

После полного расцепления с ведущей частью 2 поворотная шпонка 5 уже ничем не удерживаемая под действием пружины 13 поворачивается внутрь ведомой части 4 (фиг. 3), надежно выйдя из зоны V-образных пазов ведущей части 2, предотвращая тем самым возможность постукивания конца уже неподвижной шпонки 5 об углы

V-образных пазов вращающейся ведущей части 2.

При необходимости следующего включения упор 19 вновь отводится, и цикл повторяется.

Формула изобретения

1. Муфта, содержащая установленную на рабочем валу ведущую полумуфту с пазами и ведомую полумуфту с размещенной в ней подпружиненной поворотной шпонкой, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности включения и выключения, она снабжена предохранителем неполного включения, установленным в выполненной в ведущей полумуфте выточке, и рычагом сцепления, установленным на ступице ведомой полумуфты, а поворотная шпонка снабжена роликовыми выступами, взаимодействующими соответственно с предохранителем неполного включения и с рычагом сцепления.

2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что предохранитель неполного включения выполнен в виде кольца с пазами и снабжен пружиной фиксации положения ее пазов относительно пазов ведущей полумуфты.

3. Муфта по и. 1, отличающаяся тем, что рычаг сцепления выполнен в виде пластины с пазом и подпружинен относительно ведомой полумуфты.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США Мю 3102 620, кл. 192 — 29, опублик. 06.09.63.

752069

Составитель И. Ланская

Техред В. Серякова

Редактор Н. Суханова

Корректор А. Степанова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 48/14 Изд. М 444 Тираж 1095 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5

Муфта Муфта Муфта Муфта Муфта 

 

Похожие патенты:

Муфта // 859706

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах при транспортно-перекладочных операциях в производстве керамических строительных материалов
Наверх