Планетарный фрикционный вариаторскорости

 

(и334366

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Соеетскмк

Социал истическик

Республик (51) Дополнительное к авт. спид-ву . (22)Заявлено 14.06.79 (21) 2805639/25 28 с нрисоединениеее заявки М (23)Приоритет (51 jh%. Кл .

Г 16 Н 15/52

ГаауллРатэееаЫ каекпет

СССР ае делам взебретевей в еткритей (53) УДК 621.833.

062 (088;8) Опублкковаио 30. 05. 81. бюллетень,йе 20

Дата опубликования описания 31.05.81 (72) Автор изобретения

Ф. И. Уголков (71) Заявитель (54) ПЛАНЕТАРНЫЙ ФРИКЦИОННЫЙ ВАРИАТОР СКОРОСТИ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах различных механизмов для бесступенчатого регулирования ско- " рости вращения, Известен планетарный фрикционный вариатоф скорости, содержащий сателлиты, каждый из которых образован соосными разнонаправленными конустпюми поверхностями, водило„ в котором сателлиты установлены на осях e sos можностью самоустановки в пространст.ве, взаимодействующие с сателлитамн ведущее колесо, ведомую торцовую щайбу, обойму с внутренней цилиндрической поверхностью, кольцевую свободно вращающуюся опору, иатяжтпае и регулирующие устройства t,1 )„

Недостатком данного вариатора is" ляется относительно невысокая его нагрузочная способность, что обусловлено наличиет1 в нем одного планетарного ряда.

Наиболее близким к предлагаемому . по технической сущности является планетарный фрикцйонный вариатор скорости, содержащий корпус, входной вал, ведомое звено, натяжное и регулирующее устройства, уравнительный механизм н два планетарных ряда, вктпю:чающие каждый сепаратор с установленными в нем на осях сателлитами, каждый из которых образован двумя соосными разнонаправленными конустпеее поверхностями, взаимодействуювпее с сателлитами связанное с входным валом ведущее и ведомое колеса и, установленное с воэможностью осевого иеремещения невращающееся кольцо..

В этом вариаторе ведомые колеса и ,сепараторы установлены на подшипнико вых опорах на входном валу,уравнитель-. ный механизм выполнен в виде диффереи"

:циала, имеющего многодисковые фрикционные сателлиты, которые взаимодействуют с ведомыми ксятесамн, водило связано с ведомым звеном, ре-.

8343

Формула изобретения

3 гулирующее устройство выполнено в виде винтового механизма, винт которого имеет на концах резьбу противоположного направления, а резьбовые втулки закреплены на невращающихся кольцах 7, Недостатком известного вариатора явпяется его конструктивная сложность, обусловленная наличием большого числа подшипниковых опор, многодисковых фрйкционных сателлитов и вин-10 тового механизма.

Цель изобретения — упрощение конструкции вариатора, указанная цель достигается тем, что на торцовых поверхностях ведомых колес выполнены кольцевые канавки, уравнительный механизм выполнен в виде установленного с возможностью вращения на входном валу и взаимодействующего с ведомым звеном центрального колеса, имеющего расположенные на окружности его ступицы отверстия,в которых размещены взаимодействующие с канавками ведомых колес шарики,а регулирующее устройство выполнено в виде д5 двуплечих рычагов,взаимодействующих .кож ами с подпружиненными в осевом направлении невращающимися кольцами.

На фиг. 1 схематично изображен планетарный фрикционный вариатор, продоль- 80 ный разрез; на фиг. 2 — узел регулирующего устройства.

Планетарный фрикционный вариатор скорости содержит корпус 1, входной

35 вал 2, ведомое звено 3, по крайней мере одно натяжное устройство, которое может быть выполнено в виде сВН занной с входным валом 2 втулки 4 с нажимным шариком 5 либо в виде упру40 гого элемента 6, поджимаемого гайками 7, первый планетарный ряд, включаннций сепаратор 8 с установленными в нем на осях 9 сателлитами 10, взаимодействуницие с ними связанное с входным валом 2 ведущее колесо 11, имеющее кольцевые канавки 12, ведомое колесо 13 и установленное в корпусе на шлицах с возможностью осевого перемещения и подпружиненное упругим

50 элементом 14 невращающееся кольцо

15, второй планетарный ряд, включающий сепаратор 16 с установленными в нем на осях 17 сателлитами 18, взаимодействующие с ними связанное с входным валом 2 ведущее колесо 19 имеющее кольцевые канавки 20, ведомое колесо

21 и установленное в корпусе на шлицах с воэможностью осевого перемеще66 4 ния и подпружиненное упругим элементом 22 вращающееся кольцо 23, уравнительный механизм, выполненный в вид установленного на подпипниковой опоре

24 на входном валу 2 и взаимодействующего с ведомым звеном 3 центрального колеса 25, имеющего расположенные по окружности его ступицы отверстия 26, .в которых размещены взаимодействующие с канавками 12 и 20 шарики 27, регулирующее устройство, выполненное в виде двуплечих рычагов

28, взаимодействующих концами с невращающимися кольцами 15 и "3. Для уменьшения трения на концах рычагов установлены тела качения, например ролики 29 и 30.

Каждый из сателлитов образован двумя соосными разнонаправленными конусными поверхностями, с одной из которых взаимодействуют ведущее и ведомое колесо, а с другой,,образующая которой: расположена параллельно оси входного вала вариатора, взаимодействует невращающееся кольцо.

Планетарный фрикционный вариатор работает следующим образом, Вращение входного вала 2 передается ведущим колесам 11 и 19 и сателлитам 10 и 18, которые, охватывая не"вращающиеся кольца 15 и 23,заставляют вращаться ведомые колеса 13 и 21.

Вращение ведомых колес посредством взаимодействующих с ними шариков

27 передается центральному колесу 25 и взаимодействующему с ним ведомому звену 3.

Регулирование скорости осуществляется поворотом вокруг своей оси рычага 28, при этом невращающиеся кольца 15 и 23 смещаются в осевом направлении, в результате чего изменяются расстояния от Мест их фрикционных контактов до осей вращения сателлитов, и, аоответственно, скорости вращения сателлитов и ведомых колес.

Такое выполнение вариатора позволяет упростить его конструкцию. и, следовательно, повысить надежность его работы.

Планетарный фрикционный вариатор скорости, содержащий корпус, входной вал, ведомое звено, натяжное и pery5 834366 Ь вующего с ведомым звеном центральлирующее устроист, ур тва авнительный ств

ых а вклю- ного колеса, имеющего расположенные механизм и два планетарных ряд ег о ступицы отв ерс тия, 1 ато с становлен- на окружности его ст чающие каждый сепаратор с ус в которых раз мещены взаимодействующие ными в нем н на осях сателлитами, каж с канавками ведомых колес шарики, а дый из кот р р о ых об азован двумя соос- 5 C кана кон рующее устройство выполнейсив ви; ными разнонаправленными кону кон сными регулирующе в заимодейс тповерхностями, взаимодействующие с он ами с подпружиненными в ное с входным валом вующих концами с п сателлитами связанное с в ленни невращающимися ве ущее и ведомое колеса и устан овлен- осевом направ в едуще кольцами . ное с возможностью осевого перемеще- ð ния невращающееся кольцо, о т л иИсточники информации, ч а ю шийся тем, что, с целью пРинятые во внимание при экспертизе, упрощения конструкции вариатора, 1. Авторское свидетельство СССР

16 Н 13/06 1975

Ав рское свидетельство СССР яолнен в виде . торско

Р 16 Н 15/62 1970

9 333342, кл. установленного с возможностью вра) щения на входном валу и взаимод ей- (прототип

834366

Составитель Г. Кузнецова

Редактор А, Лежнина: Техред М. Коштура Корректор Н, Стец

Заказ 4 39 59 Тираж. 3006 Подписное

ВЦИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1l3035, Москва, Ж-З5, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, уп. Проектная,4 г

Планетарный фрикционный вариаторскорости Планетарный фрикционный вариаторскорости Планетарный фрикционный вариаторскорости Планетарный фрикционный вариаторскорости 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может применяться в различных его областях для машин, характеризующихся переменным характером внешней нагрузки и, как следствие, потребностью в непрерывном и плавном преобразовании крутящего момента и скорости вращения

Изобретение относится к машиностроению, предназначается для использования в транспортных средствах, в основном в автомобилях, в качестве механизма согласования мощности мотора с крутящим моментом ведущих колес и регулирования скорости

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин и механизмов в качестве регулируемой бесступенчатой передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности, в трансмиссиях транспортных средств, в первую очередь автомобилей

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для механических приводов как с автоматическим, так и с принудительным регулированием передаточного отношения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для механических приводов как с автоматическим, так и с принудительным регулированием передаточного отношения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве бесступенчатой коробки передач автомобилей и других транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в качестве бесступенчатой коробки передач автомобилей и бесступенчатой трансмиссии гибридных силовых агрегатов с маховичным накопителем энергии

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в качестве бесступенчатой коробки передач автомобильных и бесступенчатой трансмиссии гибридных силовых агрегатов с маховичным накопителем энергии
Наверх