Газодинамический подшипник
Союз Советских
Социапистическ их
Ресиублик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 02.04. 79 (21) 2763219/25-27 (51)M. КЛ. с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет—
F 16 С 17/02 Государственный комитет
СССР но делам изобретений и открытий
Опубликовано 150681 Бюллетень йо 22
Дата опубликования описания 150681 (53) УДК 621.822.5 (088.8) (72) Авторы изобретения
Ю.П.Котиков и А.Я.Коваленко (71) Заявитель (54) ГАЗОДИНАИИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК
Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано при разработке гидромоторов на газодинамических опорах.
Известен газодинамический подшипник для гироскопа, состоящий из установленных на неподвижной оси вращения полусфер со спиральными канавками, а также охватывающий ротор (1) .
Недостатком этого подшипника является высокий момент трения в подшипнике при невысоком отношении несущей способности к моменту трения.
Цель изобретения — увеличение надежности работы газодинамического подшипника за счет снижения момента трения и увеличения отношения несущей способности к моменту трения;
Указанная цель достигается тем, что в газодинамическом подшипнике, содержащем жестко установленные на неповдижной оси вращения полусферы, каждая иэ которых имеет один ряд спиральных канавок, а также охватывающий ротор, внутренняя поверхность которого выполнена эквидистантной относительно оси с полусферами, на каждой из полусфер выполнен дополнительный ряд спиральных канавок, встречно направленных к основным канавкам и имеющих с ними одинаковый угол наклона, при этом канавки каждого ряда имеют односторонний выход к одному иэ торцов полусфер, а канавки, выходящие на наружный торец, имеют меньшую протяженность в меридианном направлении.
На чертеже изображен газодинами10 ческий подшипник, общий вид .в разрезе.
Гаэодинамический подшипник содержит полусферы 1, установленные на неподвижной оси 2 вращения, и охватывающий ротор 3 с внутренними поверхностями 4. На рабочей поверхности полусфер 1 выполнены два ряда спиральных канавок 5 и б, встречно направленных.с одинаковым углом наклона, равным О.
20 Газодинамический подшипник работает следующим образом.
При вращении ротора 3 эа счет спиральных канавок 5 и б, поверхности которых представляют собой два встречно направленных компрессора, из-3а наличия вязкости газа происходит нагнетание газа к средней части полусферы. Оптимальное соотношение протяженностей спиральных канавок б, выходящих на внутренний торец к
838127
Формула изобретения
Составитель A.Ðoìàíoâà
Редактор Н.Минко Техред Н.Бабурка корректор Н.Бабинец
Заказ 4384/45 Тираж 860 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж- 35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная,4 протяженности канавок 5, выходящих на наружный торец, равно 1,5. При таком соотношении давления от правого и левого компрессоров на границе раздела равны между собой и суммарный расход смазки вдоль образующей поверхности подшипника при устано"вившемся процессе равен нулю.При достижении номинальных оборотов за счет возникновения подъемной газодинамической силы в рабочем зазоре ротор займет устойчивое положение относительно оси собственного вращения.
Такое выполнение газодинамического подшипника повысит надежность его работы за счет снижения теплового ре- >5 жима.
Газодинамический подшипник, содержащий жестко установленные на неподвижной оси вращения полусферы, каждая из которых имеет один ряд спиральных канавок, а также охватывающий ротор, внутренняя поверхность которого выполнена эквидистантной относительно оси с полусферами, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, на каждой иэ полусфер выполнен допол- нительный ряд спиральных канавок, встречно направленных .к основным канавкам и имеющих с ними одинаковый угол наклона, при этом канавки каждого ряда имеют односторонний выход к одному из торцов полусфер, а канавки, выходящие на наружный торец, имеют меньшую протяженность в меридианном направлении.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Проблемы трения и смазки.Сб °, Труды Лмериканского общества инженеров-механиков.1968, 90, 9 4, с.93-94.