Устройство для измерения крутящегомомента

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВ ЕТИЛЬСТВУ (ц838450 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 0509.79 . (21)2814768/18-10 с присоединением заявим М(23) Приоритет—

Опубликовано 1506.81. Бюллетень 89 22

Дата опубликования описания 1506.81 (5!)М. Кл.з

G 01 L 3/10

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 5З1. .781(088.8) ч

Н . Т . Минчен я, П.A. Удовидчик, С.Д. Лавровский, И.Н. Фельдман и B . .M . .Дубинский (72) Авторы изобретения (71) Заявители

Институт проблем надежности и долговечности машин

АН Белорусской CCP и Минский тракторный завод (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КРУТЯЩЕГО

МОМЕНТА

Изобретение относится и силоизмерительной технике и может быть использовано для измерения крутящего. момен та на вращающихся валах стационарных установок и транспортных средств.

Известен датчик крутящего момента, содержащий упругий элемент, выполненный в виде полого цилиндра со сквозными пазами по образующим, рассекающими тело цилиндра на ряд гщастин, и индуктивный датчик угла закручивания ,упругого элемента (1)..

Известное устройство имеет ограниченную область применения иэ-за необ- . ходимости установки его в разрыв вала 1з и не. обеспечивает требуемую точность измерения.

Наиболее близким bio технической сущности и достигаемому результату к. предложенному является устройство для измерения крутящего момента, содержащее упругий элемент в виде вала, коицентрнчный валу трубчатый элемент и индуктивные датчики, соединенные с измерительной схемой (2) .

Недостатком такого устройства является низкая точность измерения.

4ель изобретения — повышение точности измерения.

Указанная цель достигается тем, что в него введен дополнительный упругий элемент, выполненный в виде торообраэной оболочки, установленной коаксиально трубчатому элементу, а трубчатЫй элемент выполнен в виде двух жестко связанных с концами базового участка вала втулок с параллельными оси вала выступами, свободно размещенными в пазах друг друга, причем дополнительный упругий элемент поджат в осевом направлении к выполненным на концах выступов одной втулки фланцам при помощи концентричной валу гайки с шайбой, установленной на. концах выступов другой втулки, при этом датчики расположены циаметрадЬно противоположно около торообразной поверхности дополнительного упругого. элемента H соединены последовательно а также эа счет того, что торообразиая оболочка дополнительного упругого элемента выполнена из бериллневой бронзЫ с уменьшением толщины сечения оболочки к периФерии, а на наружной поверхности нанесен магнитоанизотропный. слой.

На Фиг 1 представлено устройство, общий вид; на фиг. 2 — кннематическая схема. г

838450

Устройство для измерения крутящего момента (фиг. 1) содержит упругий элемент в виде вала 1 и трубчатый элемент, выполненный в виде двух жестко связайных с концами базового участка вала раэреэных втулок 2 и 3 с параллельными оси вала выступами 4 и. 5, установленных на вал 1 так, что выступы 4

Ф ,втулки 2 входят зазором в пазы втулки 3, а выступы 5 втулки 3 входят с зазором в пазы втулки 2. Выступы вту- (p лки 2 имеют фланцы 6, а на выступах втулки 3 размещена шайба 7 и гайка 8.

Между фланцами 6 втулки 2 и шайбой 7 втулки 3 установлен дополнительный упругий элемент 9 в виде торообразной оболочки, связанной с последними соответственно шарнирами 10 и 11. Упругий элемент 9 охвачен двумя индуктивными датчиками 12 и 13, взаимодействующими с его наружной поверхностью. Датчики

12 и 13 соединены последовательно и подключены через электронный блок 14 к регистрирующему прибору 15. При установке устройства на вал 1 выступам втулок трубчатого элемента сообщается предварительная закрутка на угол И=5- 25

10 (фиг. 2) и осевой натяг для исключения зоны нечувствительности и получения линейной характеристики датчика.

Устройство работает следующим об- 3() разом.

При отсутствии крутящего момента на валу 1 производится балансировка измерительного моста электронного блока 14, регистрирующий прибор 15 настра35 ивается на нулевое положение. При нагружении вращающегося вала 1 крутящим моментом происходит относительное тангенциальное смещение плоскостей крепления к валу 1 втулок 2 и З,что 4О вызывает закрутку выступов втулок 2 и 3 и изменение угла (фиг.2) .При этом происходит осевое сжатие дополнительного упругого элемента 9 и увеличение его диаметра, пропорциональное

4 величине передаваемого валом 1 крутя- 45 щего момента. Изменение диаметра упругого элемента 9 измеряется индуктивными датчиками 12 и 13, соединенными последовательно,что исключает влияние биений вала 1 при вращении на реэуль- э() таты измерений.

Устройство позволяет измерять с высокой точностью знакопеременный крутящий момент на валах, вращающихся с высокими угловыми скоростями. Выпол- 55 неки торообраэной оболочки иэ бериллиевой бронзы с уменьшением толщины сечения к периферии и наличие тонкого ферромагнитного слоя на ее поверхности позволяет использовать устройство при высоких частотах изменения измеряемого крутящего момента, так как практически исключается как механический, так и магнитный гистерезис.

Иаличие на поверхности торообразной оболочки слоя с магнитоанизотропными свойствами позволяет повысить чувствительность устройства, так как происходит в процессе измерения не. только изменение линейного размера, пропорциональное изменению измеряемого крутящего момента, но и изменение магнитных свойств.магнитоанизотропного слоя. При этом сигнал индуктивного датчика определяется укаэанными воздействиями.

Формула изобретения

1. Устройство для измерения крутящего момента, содержащее упругий элемент в виде вала, концентричный валу трубчатый элемент и индуктивные датчики, соединенные с измерительной схемой, о т л и ч а ю щ е е с я тем,что, с целью повышения точности измерения, в него введен дополнительный упругий элемент, выполненный в виде торообраэной оболочки, установленной коаксиально трубчатому элементу, а трубчатый элемент выполнен в виде двух жестко связанных с концами базового участка вала втулок с параллельными оси вала выступами, свободно размещенными в пазах друг друга, причем дополнительный упругий элемент поджат в осевом направлении к выполненным на концах выступов одной втулки фланцам при помощи концентричной валу гайки с шайбой, установленной на концах выступов другой втулки, при этом датчики расположены диаметрально противоположно около торообразной поверхности дополнительного упругого элемента и соединены последовательно.

2. Устройство по п. 1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что торообразная оболочка дополнительного упругого элемента выполнена из бериллиевой бронзы с уменьшением толщины сечения оболочки к периферии, а на наружной поверхности нанесен магнитоанизотропный слой .

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 298843, кл, G 01 Ь 3/04, 26.II.69.

2. Авторское свидетельство СССР

9 501308, кл.С 01 Ь 3/10, 06.II.74 (прототип).

838450 фиЕ Г

Составитель Г.Целибеев

Редактор долинич A. Техред Т.Иаточка Корректор M.Øàðîøè

Закаэ 4410/59 Тираж 907 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Раушская иаб.,д. 4/5

Филиал ПЛП Патент, г.Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для измерения крутящегомомента Устройство для измерения крутящегомомента Устройство для измерения крутящегомомента 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения или регулирования крутящего момента в установках со значительными располагаемыми и потребляемыми мощностями, например, на морских судах для измерения крутящего момента на валах гребных винтов, на валах прокатных металлургических станов, на валах несущего ротора вертолета, на валу газоперекачивающего агрегата, на валу редуктора турбо-винтового авиационного двигателя и т.д

Изобретение относится к измерительной технике и может бытъ использовано для графического контроля характера неравномерности распределения в течение периода вращения крутящего момента активных и тормозящего момента пассивных вращающихся объектов

Изобретение относится к области измерений кутящих моментов на тормозном валу, а также углов рассогласования вращающихся валов и может быть использовано в следящих приводах, а также для измерений мгновенных значений крутящих моментов в фиксированных положениях вращающегося вала

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и используется для непрерывного бесконтактного измерения параметров вращающегося вала при определении эффективной мощности

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами в качестве устройства для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к технике измерения крутящих моментов между двумя соосными валами
Наверх