Устройство для измерения моментатрения подшипников качения

 

О П И С А Н И Е < 838491

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Социавистическик республик

{6!.) Дополнительное к авт. саид-ву— (22) Заявлено 12. 04. 79 (21) 2754439/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет—,(51)М. Кл.

G 01 М 13/04

foc äýäñòÂ9ííûé комитет

СССР

Опубликовано 15. 06. 81. Бюллетень № 22 (Ьз) Д К 658. 562..012 ° 7(088.8) по делим изобретений и открытий

Дата опубликования описания 17.06.81 (72) Авторы изобретения

Л. А. Рябинин и Г. С. Островский (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ МОМЕНТА ТРЕНИЯ

ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано преимущественно при измерении момента трения подшипников качения. Известно устройство для измерения, 5 момента трения подшипников, содержащее последовательно соединенные пусковое устройство с двигателем, маховик, датчик, схему формирования, блок выделения сигналов управления, а также отмеченное устройство с индикатором (1 j .

Однако это устройство имеет невысокую точность измерения момента тре35 ния подшипников.

Цель изобретения — повышение точности измерения момента трения подшип ников качения.

Поставленная цель достигается тем, что устройствои содержащее последова- тельно соединенные пусковое устройство с двигателем, маховик, датчик, схему формирования, блок выделения сигналов управления, а также отсчет— ного устройства с индикатором, снабжено генератором калиброванных импульсов, последовательно соединенными первыми вычитающим счетчиком, инвертором, десятичным счетчиком вторыми вычитающим счетчиком, инвертором, десятичным счетчиком, RS-триггером и элементом И-НЕ, стабилизатором отсчетного устройства, первый вход которого соединен с выходом элемента

И-НЕ, второй — с выходом второго десятичного счетчика, а выход — со входом индикатора отсчетного устройства, конденсатором, соединенным с выходом стабилизатора, триггером управления пускового устройства, выход которого соединен со входом двигателя, а вход — с выходом первого десятичного счетчика, при этом выход схемы формирования. соединен с первыми входами вычитающих счетчиков, вторые входы которых соединены с выходом генератора калиброванных импульсов, и вто3 83849 рыми входами первого десятичного счет- . чика и элемента И-НЕ, первый вход

RS — триггера соединен с выходом первого инвертора, а второй — с выходом первого десятичного счетчика.

На чертеже представлена блок-схема устройства.

Устройство содержит последователь- но соединенные пусковое устройство l с двигателем 2, маховик 3, датчик 4, схему 5 формирования, блок 6 выделения сигналов управления,.индикатор 7 отсчетного устройства 8. В блоке 6 выделения сигналов управлен я размещены генератор 9 калиброванных импульсов последовательно соединенные первые вычитающее устройство 10, инвертор ll, десятичный счетчик 12, вторые вычитающий счетчик 13, инвертор 14, десятичный счетчик 15, RS-триггер

16 и элемент И-НЕ 17, стабилизатор 18 отсчетного устройства 8, первый вход которого соединен с выходом элемента

И-HE 16, второй — с выходом второго десятичного счетчика 15, а выход — со входом индикатора 7 отсчетного устройства 8, конденсатор 19,соединенный с выходом стабилизатора 18,триггер 20 управления пускового устройства l,выход которого соединен со входом двигателя 2, а вход— с выходом первого десятичного счетчика 12, При этом выход схемы 5 формирования соединен с первыми входами вычитающих счетчиков 10 13 вторые входы которых соединены с выходом генератора 9 калиброванных импульсов, и вторыми входами первого десятичного счетчика 12 и элемента И-HE 17, первый вход RS-триггера 16 соединен с выходом первого инвертора 11, а вто 4 рой — с выходом первого десятичного счетчика 12.

Устройство работает следующим образом, 1t tt

При поступлении сигнала Пуск на 45 вход а срабатывает триггер 19 пускового устройства 1, запускается двигатель 1, приводя во вращение маховик 3. Сигнал с датчика 4, пропорциональный угловой скорости вращения махбвика 3, через схему 5 формирования поступает на вход в блока 6 выделения сигналов управления. При достижении заданной угловой скорости w „ с первого выхода d блока 6 поступает сигнал на второй вход триггера 20 пус. кового устройства 1 и включает его.

Начинается свободный выбег нагружающего подшипник маховика 3. При сни1 4 женин скорости до значения и2, появляется сигнал на втором выходе е блока 6, включающий стабилизатор 18 тока

Напряжение на конденсаторе 19 возрастает прямо пропорционально времени. При дальнейшем снижении скорости до -значения и, блок 6 выдает сигнал по третьему выходу F, выключающйй стабилизатор 18 тока. Величина напряжения на конденсаторе !9 соответствует измеряемому значению момента трения подшипника устройством 7 индикации.

Блок 6 выделения сигналов управления работает спедующим образом.

На вход блока поступают импульсы с периодом следования пропорциональным скорости вращения маховика. Каждыи импульс производит запись в вычитан>щий счетчик 10 кода числа, соответствующего первой выбранной скорости.

На вычитающий вход поступают калиброванные по длительности импульсы и происходит вычитание из записанного числа. Если период следования входных импульсов больше периода записанного кодом в счетчик 10, на выходе счетчика присутствуют импульсы, поступающие на инвертор 11, введенный для получения требуемой формы импульса.

Эти импульсы поступают на вход сброса десятичного счетчика 12, на счетный вход которого поступают входные импульсы. На выходе счетчика 12 импульсов нет, так как периоды следования входных импульсов и импульсов сброса равны.

При превышении скорости вращения

Заданного значения, на выходе вычитающего счетчика 10 импульсы пропадают, так как до момента следующей записи не успевает произойти вычитание записанного числа, так как импульсы сброса отсутствут, то через девять в>.одных импульсов десятый импульс поступает с выхода счетчика 12 на первый выход блока. Применение счетчика 12 вызвано необходимостью повышения надежности работы за счет исключения случайных сбоев, например от датчика и других помех.

Импульсы сброса поступают также на один вход триггера 16, поддерживая его в первом устойчивом состоянии.

После окончания последовательности импульсов сбро са и появления импульса на первом выходе блока, триггер !6 опрокидывается и на вход элемента

И-НЕ 17 поступает "1". Следующий вход83849

5 ной импульс через элемент И-НЕ 17 проходит на второй выход блока.

Импульсы на третьем выходе блока появляются при снижении скорости вращения маховика до нижнего установлен- 5 ного значения. Работа этого канала происходит аналогично.

Формула изобретения!

Устройство для измерения момента трения подшипников качения, содержащее последовательно соединенные пусковое устройство с двигателем, маховик, датчик, схему формирования, блок выделения сигналов управления, а также отсчетное устройство с индикатором, отличающее с я тем, что, с целью повышения точности що измерения оно снабжено генератором калиброванных импульсов, последовательно соединенными первыми вычитающим счетчикОм, инвертором, десятичным счетчиком, вторыми вычитающим счетчиком, инвертором, десятичным

1 5 счетчиком, RS-триггером и элементом И-НЕ, стабилизатором отсчетного устройства, первый вход которого соединен с выходом элемента И-НЕ, а второйс выходом второго десятичного счетчика, а выход — со входом индикатора отсчетного устройства, конденсатором, соединенным с выходом стабилизатора, триггером управления пускового устройства, выход которого соединен со входом двигателя, а вход — с выходом первого десятичного счетчика, при этом выход схемы формирования соединен с первыми входами вычитающих счетчиков, вторые входы которых соединены с выходом генератора калиброванных импульсов, и вторыми входами первого десятичного счетчика и элемента И-НЕ, первый вход RS-триггера соединен с выходом первого инвертора, а второй — с выходом первого десятичного счетчика.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Информационный листок

BHMH ИП 13-05.75-1936 (Е 1277839/2113).

Составитель И. Баранов

Редактор И. Касарда Texpep, Н.Маиорош . КорректорИ. Коста

Тираж 907 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва, У<-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная,

Устройство для измерения моментатрения подшипников качения Устройство для измерения моментатрения подшипников качения Устройство для измерения моментатрения подшипников качения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх