Устройство для контроля исправноститормоза

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТИЛЬСТВУ

Союз Советских

Соцналнстическик

Респубпнк

gi>840694 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 050979 (21) 2813691/27-11 с присоединением заявки М— (23) Приоритет

Опубликовано 230681. Бюллетень Й9 23

Дата опубликования описания 2306.81 (51)М. Кл.з

0 01 И 17/00

В 66 В 5/00

Государственный комитет

СССР во делам изобретений и открытий (53) УДК 621 ° 867 (088.8) (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ИСПРАВНОСТИ

ТОРМОЗА

Изобретение относится к испытаниям шахтных подъемных машин и может использоваться в горнорудной промышленности для контроля исправности и работоспособности тормозной системы шахтной подъемной машины.

Известно устройство для измерения ускорений и времени срабатывания -тормоза, содержащее последовательно соединенные пусковую кнопку, тормозное устройство, контролируемый вал, датчик скорости, диФференцирующее звено, регистрирующий прибор,пороговый элемент и измеритель времени, причем вход порогового элемента соединен с выходом регистрирующего прибора, а выход подключен ко второму входу регистрирующего прибора и к останавливающему входу измерителя времени, запускающий вход которого соединен с пусковой кнопкой f1) .

Недостатком этого устройства яв- . ляется отсутствие регулировки порога срабатывания и невозможность устанбвки определенной выдержки времени срабатывания для конкретной подьемной машины.

Известно также устр< йство для измерения времени срабатывания предо-: хранительного тормоза подъемной машины, содержащее датчик скорости, исполнительную схеиу, блок регистрации, конденсатор и шунтирующий диод, включенные между датчиком скорости и входом исполнительной схемы t2).

Недостатками известного решения являются а) односторонность действия, т.е. измерение времени срабатывания тормоза при движении в одном направлении, например прн спуске груза, б) отсутствие регулировки порога

1З срабатывания исполнительной схемы, что снижает точность измерения в отсутствие постоянного автоматического контроля исправности тормоза и возможности задания опреЮ деленного времени срабатывания для конкретной подъемной машины.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является устройство для контроля исправности тормоза, содержащее датчик скорости, релейные элементы, инверторы, триггер, элемент задержки и коммутирующий блок подключенный одним из выходов к одному из

30 входов блока, индикации 31.

840694

Однако это устройство недостаточно удобно в эксплуатации из-за отсутствия возможности определения и индикации этапов процесса контроля.

Цель изобретения — повышение удобства эксплуатации.

Эта цель достигается тем, что датчик скорости выполнен аналоговым, причем устройство снабжено конденсаторами и знакочувствительным блоком, I вход которого через один из конденсаторов соединен с датчиком скорости, а каждый из выходов через последовательно соединенные один из релейных элементов и один из инверторов подключен к одному из входов триггера, вход сброса которого через другой конденсатор .и контакт коммутирующего блока соединен с источником питания, один выход триггера соединен с первым входом блока индикации, а другой— со вторым входом блока индикации и входом элемента задержки, к выходу которого подключен вход коммутирующего блока, а выход последнего подключен к третьему входу блока индикации.

На чертеже изображена блок-схема устройства.

Устройство содержит датчик 1 ,скорости, контакт 2, контролирующий включение тормоза, конденсатор

3, знаночувствительный блок 4, выполненный на трансформаторах 5 и 6, диодах 7-12, стабнлитронах 13 и 14, транзисторных ключах 15 и 16. Знакочувствительный блок 4 включен последовательно с конденсатором 3 между датчиком 1 скорости и релейными элементами 17 и 18 - логические элементы T-202. На выходы репейных элементов 17 и 18 через инверторы 19 и 20 включены входы триггера 21 — логический элемент T-102, на один выход триггера 21 включен элемент 22 задержки — логика Т-303.

Выход элемента 22 задержки соединен со входом коммутирующего .блока 23, выполненного на тиристоре 24, реле 2 с контаками 25, 1-25,5 и кнопке 26 исходного состояния. K выходам триггера 21 подключен блок 27 индикации, который состоит из сигнальных ламп

28-30, транзисторов 31-32..Вход; исходного состояния триггера 21 через последовательно соединенные размыкающий контакт 25.1 реле 25 блока 23 и конденсатор 33 подключен к источнику,34 питания. Конденсатор 33 через замыкающий контакт 25,2 реле 23 шунтируется резистором 35 ° Контакты 25 ° 3, 25.4 реле 25 блока 23 могут служить для управления.

Датчик 1 скорости выполнен аналоговым и содержит техогенератор

36, конденсатор 37, диодный вып.рямитель 38, резистор 39. Инвертор 19 реализован на транзисторе 40, диоде 41 и резисторах 42-43.

В состав знакочувствительного блока помимо указанных выше элементов входят резисторы 44-47, а в состав блока 23 — резистор 48. Последовательно с лампой 30 включен контакт 25.5 реле 25.

Устройство работает следующим образом.

В исходном состоянии контакт 2 разомкнут, сигнал на входе отсутствует. Реле 25 обесточено. При подключении источника 34 питания импульс по цепочке: контакт 25.I, конденсатор 33, вход сброса триггера 21 переводит триггер 21 в первое исходное состояние, на первом выходе триггера 21 появляется сигнал, поступающий в блок 27 индикации, -открывается транзистор 31 и загора20 ется лампочка 28, которая сигнализирует о готовности устройства к контролю исправности. тормоза.

При включении .тормоза на работающей подъемной машине замыкается р контакт 2, напряжение от датчика l заряжает конденсатор 3. Импульс зарядного тока конденсатора 3 проходит через диод 7 по первичной обмотке трансформатора 5. Во вторичной обмотке трансформатора 5 наводится импульс, так, что при заряде конденсатора 3 управляющий импульс появляется на выходе формирующей це- пи с диодами 10 н 11, транзисторный ключ 16 открывается и включает релейный элемент 17. Выход релейного элемента 17 инвертируется инвертором 19 и подается на вход контроля триггера 21. Триггер переходит во второе состояние — "КонтРоль"

40 и включает элемент 22 задержки, который начинает отсчитывать выдержку времени. Одновременно сигнал с этого выхода триггера 21 поступает в блок 27 индикации, открывается транзистор 32 и загорается лампочка 29.— с

"Контроль"; Сигнал на транзисторе

31 исчезает, транзистор 31 закрывается, и лампочка 28 гаснет.

Элемент 22 задержки настраивается на задаваемое время. Так,для шахтных машин время срабатывайия предохранительного тормоза не должно превышать 0,8 с. На элементе 22 задается время 0,8 с. Если при контроле срабатывания тормоза действительное время tg>0,8 с, то на выходе элемента 22 появляется сигнал, который откроет тиристор 24 блока 23. При этом включается реле 25. Тиристор 24 и реле 25 пита60 ются от источника постоянного тона поэтому реле остается включенным и при исчезновении сигнала на входе блока 23 °

При включении реле 25 замыкается контакт 25.5 в блоке 27 ин840694 дикации, загорается лампочка 30 —

"Тормоз неисправен".

Для приведения устройства в исходное состояние нажимают кнопку исходного состояния 26. Реле 25 отключается, гаснет лампочка 30, замыкается контакт 25.1 и импульс по цепочке блок 34 питания, контакт 25.1, конденсатор 33 поступает на вход сброса триггера 21. Триггер

j21 переходит в исходное состояние, закрывается транзистор 32, гаснет лампочка 29 — "Контроль", открывается транзистор 31 и загорается лампочка 28 — "Готовность к контролю". Резистор 35 и контакт 25.2 служат для разряда конденсатора 33.

Если же при контроле срабатывания тормоза действительное время tg(0,8 с это будет тогда, когда тормозная система машины исправна и наступает правильное торможение, скорость машины начинает снижаться, напряжение от датчика 1 скорости становит- ся меньше, чем напряжение на конденсаторе 3, конденсатор 3 на4инает разряжаться. Импульа разрядного тока проходит через диод 8 по первичной обмотке трансформатора 6 знакочувствительного блока 4. Во вторичной обмотке напряжение тока меняется, транзисторный ключ 16 закрывается и отключает релейный элемент 17, управляющий импульс появляется на выходе формирующей цепи с диодами

9 и .12, транзисторный ключ 15 открывается и включает релейный элемент

18. Выход релейного элемента 18 инвертируется инвертором 20 и подается на вход исходного состояния триггера. Триггер 21 переходит в первое исходное состояние, при этом закрывается транзистор 32 в блоке 27 индикации и гаснет лампочка 29 — "Контроль", открывается транзистор 31 и загорается лампочка 28 †"Готовность к контролю" тормоз исправлен.

В релейных элементах 17 и 18 имеется возможность регулировать порог срабатывания, коэффициент возврата путем изменения тока обратной связи. Уставка срабатывания релейных элементов устанавливается выходными резисторами транзисторных ключей 15 и 16,и точность контроля увеличивается.

Устройство для контроля исправности и работоспособности тормоза шахтной подъемной машины позволяет непрерывно во время работы поДьемной машины контролировать исправность тормоза и автоматически фиксировать на табло исправное и неудовлетворительное состояние тормозной системы. Устройство монтируется непосредственно на пульте управления подъемной машиной, что обеспечивает возможность постоянного контроля за работой тормоза, а следовательно повышается безопасность жсплуатации всей подъе ной установки ..

Устройство обеспечивает прогнозирование работоспособности тормоза из-за возможности регулирова5 :,ния выдержки времени. Так для каждой конкретной подъемной машины во время наладочных работ измеряют действительное время срабатывания тормоза в„ „пь, например

0,5 с, на элементе 22 устанавливают с т = 0,55 с. Во время работы постоянно и автоматически происходит контроль времени срабатывания тормоза, и если в .:акой-то момент это время оказывается больше 11, >, значит в тормозной системе наступило ухудшение. Время находится еще в допустимых пределах, т.е. меньше

0,8 с, но уже есть сигнал, требующий заблаговременно принять ме20 ры по устранению причины увеличения времени срабатывания тормоза, что значительно повысит надежность и безопасность эксплуатации подъемной установки, сократит простои.

75 Благодаря возможности регулирования порога срабатывания релейных элементов 17 и 18 повышается точ- .

0 ность измерения и контроля.

Формула изобретения

3р Устройство для контроля исправности тормоза, содержащее датчик скорости релейные элементы, инверторы, триггер, элемент задержки и коммутирующий блок, подключенный

35 Одним из выходов к Одному из входов блока индикации, о т л и ч а ю щ е— е с я тем, что, с целью повышения удобства эксплуатации, датчик скоросты выполнен аналоговым, причем устройство снабжено конденсаторами

4р и звукочувствительным блоком, вход которого через один из конденсаторов соединен с датчиком скорости, а каждый из выходов через последовательно соединенные один из релей45 ных элементов и один из инверторов подключен к одному из входов триггера, вход сброса которого через другой конденсатор и контакт коммутирующего блока соединен с источни5р ком питания, один выход триггера соединен с первым входом блока ин дикации, а другой выход — со вторым входом блока индикации и входом элемента задержки, к выходу которого подключен вход коммутирующего блока, а выход последнего подключен к третьему входу блока индикации, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

d0 Р 584257, кл. G 01 Р 15/08, 1976.

2. Авторское свидетельство СССР

9 543605., кл. В 66 В 19/00, 1973 °

3. Авторское свидетельство СССР .9. 481481, кл. G 01 И 17/00, 1972 (прототип) .

840694

Составитель Л.Цобан

Техред С.Мигунова Корректор М.демчик

Редактор В.Данко

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 4749/62 Тираж 907 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Устройство для контроля исправноститормоза Устройство для контроля исправноститормоза Устройство для контроля исправноститормоза Устройство для контроля исправноститормоза 

 

Похожие патенты:

Подъемник // 821374

Ловитель // 819032

Изобретение относится к шахтным и рудничным подъемным установкам и может быть использовано в автоматизированных системах управления подъемниками для автоматической остановки подъемной машины
Наверх