Колодочный тормоз

 

(72) Автор: изобретения

Э. Л. Корзун (71) Заявитель (54) КОЛОДОЧНЫй ТОРМОЗ!

Изобретение относится к машиностроению, в частности для торможения вращения.

Известен колодочный тормоз, содержащий шкив и размещенные в нем колодки (1) .

Недостатком его является низкая нагрузочная способность.

Наиболее близкий к предлагаемому колодочный тормоз, содержащий колодки, подвижно установленные на стойках и прижимаемые к шкиву рычагами (21.

Недостатками его являются низкая нагрузочная способность и недолговечность;

Цель изобретения — повышение нагрузочной способности и долговечности.

Поставленная цель достигается тем, что. тормоз снабжен двумя Т-образными рычагами и закрепленными на их конЦах направляющими с ползунами, а колодки выполнены с цапфами, смонтированными в ползунах с возможностью поворота, при этом колодки одного Т-образного рычага расположены так, что угол между касательными к шкиву в центре колодок определяется из соотношения уд

$1н/= — Q ) где/ — угол между касательными к шкиву;

Np — усилие рычагов;

/» — коэффициент трения;

D — диаметр шкива;

Я вЂ” КПД рычажной системы;

Мт — тормозной момент.

На фиг. 1 показан колодочный тормоз, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг. 3 — колодка с цапфами; на фиг. 4—

Т-образный рычаг; на фиг. 5 — ползун; на фиг. 6 — схема сил действующих между элементами колодочного тормоза; на фиг. 7 сечение А — А на фиг. 1; на фиг. 8 — се чение Б — Б на фиг. 1; на фиг, 9 — узел 1 на фиг. 8.

Колодочный тормоз содержит подставку 1, шарнирно подсоединенные к,ней. через оси 2, тормозные, рычаги 3 и стойки 4, связанные посредством осей 5 и 6 с Т-образным рычагом 7, на консолях которого расположены направляющие. В направляющих Т-образных рычагов 7 вставлены ползуны 8, подпираемые с внешней сторо842290!

О !

Формула изобретения

55 ны регулировочными винтами 9, а с внутренней — стаканами 10 с пружинами 11.

В отверстия ползунов 8 вставлены цапфы колодок 12, к внутренней стороне последних жестко прикреплены фрикционные,накладки 13, взаимодействующие со шкивом 14.

В верхних концах рычагов 3 установлены поперечины 15 и 16, на которых подвижно крепятся толкатель 17, тяги 18 с пружинами 19,упирающимися в гайки 20.

Колодочный тормоз работает следующим образом.

В момент начала движения тормозного шкива 14 толкатель 17, воздействуя на поперечины 15 и 16, раздвигает верхние концы тормозных рычагов 3, вследствие чего сжимаются пружины 19, а средние шарниры Т-образных рычагов 7 перемещаются поступательно вдоль горизонтальной оси, по направлению от центра шкива 14, увлекая за собой в направляющих консолей ползуны 8 с цапфами колодок 12, Отвод колодок 12 вызывает рассоединение фрикционных накладок 13 со шкивом 14, получающего возможность свободного вращения. Для обеспечения торможения прекращается силовое воздействие толкателя 17 на поперечины 15 и 16, тогда пружины 19. через верхние концы станут сводить тормозные рычаги 3, приближая их средины к центру шкива 14. Указанное перемещение вызывает схождение Т-образных рычагов

7, а вместе с ними и ползунов 8 с размещенными в них цапфами колодок 12, вследствие чего накладки 13 прижимаются к шкиву 14, вызывая торможение. При этом шкив вклинивается между каждой парой колодок, закрепленных на левой и правой группах Т-образных рычагов 7 так, что касательная, проведенная к поверхности шкива и проходящая через средину фрикционных накладок 13, образует угол с линией,соединяющей оси шарниров Т-образных рычагов 7 и стоек 4. Исходя из условия предотвращення заклинивания шкива величина данного угла выбирается равной

g =агс tg1,25/» где / — коэффициент трения пары: асбестокаучуковая накладка — стальной шкив, который принимают равным 0,45, тогда g составляет 29 30 . Зная величину можно определмть тормозной момент с учетом его самоусиления в зависимости от величины начального прижатия колодок

Мч — йу Э%

В этом случае тормозной момент возрастает в

= — =2,04 раза.

Для обеспечения равномерного прижатия фрикционных накладок 13 к шкиву 14, оси цапф, относительно которых поворачиваются колодки 12, .совмещены с поверхностью трения пары фрикционная накладка — шкив (разрез  — В фиг. 1), для че4

ro цапфы нанесены на боковые стороны колодок 12 и размещены в отверстиях ползунов 8. По мере износа наладок 13 колодки 12 совместно с ползунами 8 с помощью. винтов 9 перемещаются в направляющих

Т-образных рычагов 7 вдаль .радиуса. шкива к его центру. Предлагаемое крепление колодок характеризуется действием на них только нормальных сил прижатия и сил трения, равнодействующая которых проходит через ось поворота колодки 12 и поэтому дополнительных мом нтов, стремящихся повернуть колодку она не образует, вследствие чего силы прижатия распределяются равномерно по всей поверхности трения пары фрикционная накладка — шкив, создавая условия для равномерного износа накладки 13. Все это увеличивает надежность, долговечность и тормозной момент предлагаемого устройства независимо от направления и величины изменения тормозного крутящего момента.

Применение Т-образных рычагов соединенных с двумя парами колодок. между которыми вклинивается шкив так, что касательная к его окружности, проведенная через середину фрнкционной накладки об- . разует угол с линией, соединяющей центры шарниров Т-образного рычага и стоек, создает условия для увеличения тормоз- ного момента на 200 /О. по сравнению с известными колодочными тормозами, что позволяет применять толкатели и пружины, рассчитанные на меньшие, усилия, а потому более дешевые.

Выполнение -колодок заодно с цапфами размещаемыми на их боковых сторонах так, что оси поворота колодок проходят по по-верхности трения пары фрикционная накладка — шкив, позволяет увеличить надежность и долговечность, а также тормозной момент объекта предлагаемого изобретения, Использование ползунов, изготавливаемых из антифрикционного материала, перемещаемых в направляющих Т-образных рычагов с помощью винтов, дает возможность производить более точную регулировку предлагаемого колодочного тормоза, что также повышает его долговечность, Колодочный тормоз, содержащий колодки, подвижно установленные на стойках и прижимаемые к шкиву рычагами, отличающийся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности и долговечности, он снабжен двумя Т-образными рычагами и закрепленными на их концах направляющими с ползунами, а колодки выполнены с цапфами, смонтированными в ползунах с возможностью поворота, при этом колодки одного Т-образного рычага расположены так, что угол между касательными к шкиву

842290 .;

Фиг. 3

5 в центре колодок определяется из соотношения з1п/= Ж вЂ” где — угол между касательными к шкиву;

Np — усилие рычагов;

P — коэффициент трения;

D — диаметр шкива; б

Я вЂ” КПД рычажной системы;

Мт — тормозной момент.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Кожевников Н. С., Есипенко Я. И., Раскин Я. М. Механизмы, М., «Машиностроение», 1976, с. 372, ри. 5.92.

2. Там же, с. 371, рис. 5.87 (прототип).

842290

Фиг.7

Фиг.8

Составитель А. Безуглый

Редактор Е. Спиридонова Техред А. Бойкас Корректор Н. Степ

Заказ 5017/34 Тираж 1006 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета . СССР по делам изобретений и открытий

1!3035, Москва, Ж вЂ” 35, .Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Колодочный тормоз Колодочный тормоз Колодочный тормоз Колодочный тормоз 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может использоваться в качестве колесного тормоза транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к колодочно-барабанным тормозам

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к колодочным тормозам колесных транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению , в частности к тормозным системам транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может.быть использовано в тормозных системах автомобилей

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в стендах для испытания моделей и ветроколес в аэродинамических трубах
Наверх