Шинопровод

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ Сви ИТВЛЬСТВУ

Союз Советскик

Социалистических

Республик

=e (61) Дополнительное к авт. свмд-ву(22) Заявлено 051279 (21) 2849668/24-07 (53)М. Ил, 3

Н 02 G 5/06 с присоедмн, име заявим Мо (23) Приоритет

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий

Опубликовано 30.06.81. Бюллетень Н9 24 (531 УДК 621.316.ЗЬ1 (088.8) Дата опубликования описания 300681 (72) Авторы изобретения

Г.И.Разгильдеев, A.Ï.Êoâàëåâ и С.Л.Русов

Донецкий ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (71) Заявитель (54) ШИНОПРОВОД

Изобретение относится к электроэнергетике, а именно к линиям передачи электроэнергии, и предназначено: для использования в стволах и капитальных выработках высокопроизводительных шахт, опасных по газу и пыли.

Известен шинопровод, содержащий токоведущие шины, расположенные внутри металлического кожуха и соединенные с ним посредством изоляторов 11.. 10

Однако эксплуатация такого токопровода в газовых шахтах опасна и, поэтому в СССР применение его в шахтах, опасных по газу нли пыли, запрещено. В капитальных выработках обыч- 15 ный шинопровод опасно применять даже в негазовых шахтах из-за его громоздкости и затруднений в размещении в тесных горных выработках, а также в связи с отсутствием зашиты от прикос- 29 новения к нему и возможности пораже-. ния электрическим током при повреждениях шинопровода. Кроме того, поскольку конструкция любого шинопровода не является взрывобезопасной, шины нуж- 25 даются либо в защите от пыли и влаги, что практически невозможно из-за большой его протяженности и неровностей поверхности в.lpBGoToKi либо в частой протирке нзоля .оров, что весьма ус- 3Q ложняет эксплуатацию, т.е. требует частых отключений потребителей на время его обслуживания, она поэтому экономически невыгодна.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является шияопровод, содержащий кожух, установленные в нем на расстоянии друг от друга изолирующие элементы, в которых закреплены токоведущие шины, и изоляцию из неэлектропроводного газа, например шестифтористой серы (2) .

Бель изобретения — упрощение конструкции и повышение надежности шинопровода.

Укаэанная цель достигается тем, что в шинопроводе, содержащем кожух, установленные в нем на расстоянии друг от друга изолирующие элементы, в которых закреплены токоведущие шины, и изоляцию из неэлектропроводного газа, например шестифтористой серы, изолирующие элементы выполнены в виде перегородок по форме внутренней поверхности кожуха с радиальными. ребрами жесткости, разделякщими перегородки на сектора с отверстиями,» в которых установлены с зазором токоведущие шины, причем свободный объем кожуха заполнен изоляционным материа843068 лом с ячеистой структурой, а неэлектропроводный гаэ находится в ячейках указанного материала.

На фиг. 1 изображен шинопровод, .продольный разрез; на фиг. 2 - разрез

А-A на фиг. 1 на фиг. 3 — вид вдоль уцинопровода. 5

Шинопровод содержит кожух 1, изолирующие перегородки 2 с радиальными ребрами 3 жесткости, разделяющими перегородки на сектора 4 с отверстия- о ми 5, в которых установлены с зазором токоведущие шины 6. Свободный объем 7 кожуха 1 заполнен пенопластом в ячейках которого находится шестифтористая сера (элегаз) . 15

Благодаря тому, что весь свободный объем кожуха заполнен пенопластом, обеспечивается хорошая взрывозащита, так как даже при мощном коротком замыкании в шинопроводе электрическая дуга не успевает проплавить дугостойкий пенопласт эа время, необходимое для срабатывания защиты, т.е. при любой возможной такого рода аварии воспламенение окружающей метановоздушной смеси не происходит.. Кроме того, наличие ячеистой структуры обеспечивает пропитку материала любым газом тяжелее воздуха, удалить который обратно из ячеек в атмосферу газов, которые могут присутствовать 30 в шинопроводе и которые легче воздуха, беэ применения компрессора .практически невозможно, так как его молекулярный вес заведомо больше их молекулярного веса, т.е. представляется 35 возможным весьма длительное время .сохранять внутри кожуха газовую атмосферу без применения каких-либо дополнительных устройств (баллонов с газом) и независимо от того, обеспече- 40 на или необеспечена герметизация ко,жуха.

Размещение в ячейках пенопласта газа позволяет повысить взрывобеэопасность и за счет предотвращения проникновения внутрь ячеек, а следовательно, к токоведущим шинам и изоляторам пыли. Это одновременно упрощает и удешевляет процесс эксплуатации шинопровода.

Надежность работы самого шинопровода обеспечивается благодаря совокупности упругих свойств пенопласта и твердости самих токоведущих шин, которыми пенопласт как бы "армирован". Таким образом повышается его стойкость к механическим воздействиям. Независимо от этого любое повреждение металлического кожуха не создает в отличие от существующих токопроводов аварийной ситуации, поскольку не нарушается сама взрывозащита, и поэтому не потребуется немедленного отключения участка сети, где произошло это повреждение. В результате повышается надежность электроснабже- ния потребителей.

Формула изобретения

Шинопровод, содержащий кожух, установленные в нем на расстоянии друг от друга изолирукюцие элементы, в которых закреплены токоведущие шины, и изоляцию из неэлектропроводного газа, например шестифтористой серы, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности, изолирующие элементы выполнены в виде перегородок по форме внутренней поверхности кожуха с радиальными ребрами жесткости, разделяющими перегородки на сектора с отверстиями, в которых установлены с зазором токоведушие шины, причем свободный объем кожуха заполнен изоляционным материалом с ячеистой структурой, а неэлектропроводный газ находится в ячейках указанного материала.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Князевский.Б .A ., и др . Электроснабжение и электрооборудование промышленных предприятий и цехов. М., "Энергия", 1971, с. 27-33., 2. Патент США М 3751578, кл. Н 01 В 9/06, 1973.

843068

Фиг.1

Ф 4с3 åЗ

Составитель Л.Янваюева

4Редактор A.Ëåêíèíà Техред Н.Майорош Хорректор Г.Решетняк

Заказ 5144/74 Тираж 675 . Подписное . ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Я-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r, Ужгород, ул. Проектиая, 4

Шинопровод Шинопровод Шинопровод 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к узлу электрического соединения для взаимного соединения или разъемного подключения секций оболочки изолированной по фазам шины, а именно к муфте шинного канала, изолированного по фазам, применяемой в закрытом пространстве

Изобретение относится к электротехнике, а именно к шинопроводам, предназначенным преимущественно для передачи электроэнергии на напряжении до 1 кВ и токах выше 1 кА в зданиях и сооружениях

Изобретение относится к электроэнергетике, в частности к комплектным токопроводам в металлической оболочке, и может быть использовано для передачи электрической энергии трехфазного тока в случаях предъявления к токопроводам требований по стойкости к воздействию природных факторов (сейсмостойкости)

Изобретение относится к электроэнергетике
Наверх