Толкатель клапана

 

О П И С А Н И Е (ii!853I26

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Соцналнстнческнх

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 29.06.79 (21) 2790699/25-06 с присоединением заявки № (23) Приоритет (51) М. Кл.

F 01L 1/14

Государственный комитет (43) Опубликовано 07.08.81. Бюллетень ¹ 29 (53) УДК 621.43-3 (088.8) по делам изобретений н открытнй (45) Дата опубликования описания 07.08.81 (72) Авторы

« "*4 ч„, Б. С. Наумова и И. И. Окунев .";, а1

Центральный ордена Трудового Красного Знамени gao-;,.;:. исследовательский автомобильный и автомоторный инс испуг,.

НАМИ и ордена Октябрьской Революции и ордена Тру ового

Красного Знамени автомобильный завод им. Ленинс го E.,-:.-,, комсомола (54) ТОЛКАТЕЛЬ КЛАПАНА

Изобретение относится к распределительным механизмам для машин или двигателей, более конкретно к деталям привода клапанных механизмов, преимущественно для двигателей внутреннего сгорания.

Известен толкатель клапана, содержащий корпус с углублением, в котором расположен контактирующий с кулачком вкладыш из износостойкого материала, связанный с корпусом при помощи клеевого слоя (1).

Повышение сопротивления в цепи термоЭДС и исключение разрывов микротермопар при наличии клеевого соединения вкладыша толкателя с его корпусом приводят к уменьшению адгезионного схватывания в паре кулачок-толкатель, снижению термоэлектротоков и электроэрозионного изнашивания. Однако полностью эти отрицательные явления в известном толкателе не исключаются, поскольку между периферией вкладыша и корпусом толкателя осуществлена плотная посадка, и клеевой слой, обладающий диэлектрическими свойствами, неполностью разъединяет корпус и вкладыш. Вместе с тем наличие в известном толкателе, обладающего повышенным тепловым сопротивлением, клеевого соединения вкладыша с корпусом приводит к повышению температур в зоне контакта вкладыша толкателя и профиля кулачка и допол5 нительному снижению износостойкости рабочих поверхностей.

Целью изобретения являются повышение износостойкости толкателя клапана путем устранения адгезионных явлений и тепло10 проводности между его вкладышем и корпусом.

Это достигается тем, что у толкателя клапана, содержащего корпус с углублением, в котором расположен контактирующий

15 с кулачком вкладыш из износостойкого материала, связанный с корпусом при помощи клеевого слоя, клеевой слой расположен между всеми поверхностями углубления корпуса и обращенными к ним поверх20 ностями вкладыша и снабжен твердыми частицами диэлектрического теплопроводного материала, причем клеевой слой выполнен диэлектрическим.

На фиг. 1 изображен цилиндрический

25 толкатель кулачкового механизма для привода клапана; на фиг. 2 — в увеличенном масштабе участок клеевого слоя между

853126 корпусом толкателя и вкладышем; на фиг. 3 — рычажный толкатель типа коромысла.

Толкатель клапана содержит корпус 1 с углублением, в котором расположен вкладыш 2, контактирующий с профилем кулачка 3. Этот вкладыш выполнен из износостойкого материала, например высокопрочного чугуна или из твердого сплава, Торец вкладыша связан с корпусом толкателя при помощи клеевого соединения, содер?кащего диэлектрический клеевой слой 5, расположенный в щели между торцем вкладыша и корпусом толкателя. Между периферией б вкладыша и боковыми стенками

7 углубления корпуса толкателя выполнена щель, в которой расположен диэлектрический клеевой слой 8. Клеевой слой 8 служит для восприятия сил трения, возникающих между вкладышем 2 и кулачком распределительного вала при вращении последнего, В клеевом слое 8, а также в клеевом слое 5 между торцем вкладыша и корпусом расположены твердые частицы 9 теплопроводного материала, имеющего диэлектрические свойства, например нитрида бора или нитрида бора в смеси с кристаллическим кремнием. На рабочую поверхность

10 вкладыша, по которой осуществляется контакт толкателя с профилем кулачка, нанесено многослойное покрытие из карбидов, карбонитридов и нитридов титана.

Контакт цилиндрического толкателя со штангой осуществляется по поверхности 11 и с корпусными деталями двигателя — по поверхности 12. Контакт рычажного толкателя с корпусными деталями двигателя осуществляется через ось коромысел по поверхности 13 и с клапаном через регулировочный винт — по поверхности 14.

Цилиндрический толкатель клапана работает следующим образом.

Движение толкателя осуществляется под действием усилия, приложенного от кулачка 3 распределительного вала к рабочей поверхности 10 вкладыша (фиг. 1). Одна из составляющих этого усилия передается к следующему звену кинематической цепи механизма газораспределения — штанге через корпус 1 и поверхность 11, другая составляющая этого усилия воспринимается корпусными деталями двигателя нспосредственно через поверхность 12. В процессе движения толкателя под действием силы, приложенной к рабочей поверхности 10, на этой поверхности из-за повышенного трения возникает повышенное тепловыделение.

Частично тепловой поток рассеивается в окружающей среде и деталях привода толкателя, а частично передается через тело вкладыша 2 толкателя поверхностям 4 и б вкладыша, диэлектрические клеевые слои 5 и 8 с твердыми частицами 9 теплопроводного материала и тело корпуса 1 к корпус40

Формула изобретения

1. Толкатель клапана, содержащий корпус с углублением, в котором расположен контактирующий с кулачком вкладыш из износостойкого материала, связанный с корпусом при помощи клеевого слоя, отличающийся тем, что, с целью повышения износостойкости путем устранения электроэрозионных явлений и повышения теплопроводности между вкладышем и корпусом, клеевой слой расположен между всеми поверхностями углубления корпуса и обращенными к ним поверхностями вкладыша и снаб?кен твердыми частицами диэлектрического теплопроводного материала, причем клеевой слой также выполнен диэл ектр ич ески м.

2. Толкатель по п. 1, отличающийся тем, что в качестве диэлектрического теплопроводного материала использован нитрид бора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент CIIIA № Зб83876, кл. 123 — 90.51, опублик. 1972. ным деталям двигателя и в окружающую с.р еду.

Лналогично цилиндрическому работает и

- . -" рычажный толкатель (фиг. 3). Особенность

5,-,его работы состоит в том, что одна из составляющих усилия, прило?кенного от кулачка 3 к рабочей поверхности вкладыша, передается через корпус 1 и поверхность

14 — регулпровочному винту; другая со10 ставляющая этого усилия воспринимается корпусными деталями двигателя через ось коромысел.

Наличие между всеми поверхностями углубления корпуса и обращенными к ним

15 поверхностями вкладыша диэлектрического клеевого слоя, снабженного твердыми частицами теплопроводного материала, имеющего диэлектрические свойства, обеспечивает, во-первых, полное разъединение кор20 пуса и вкладыша, предотвращая возникновение цепи термо-ЭДС и связанных с этим адгезионного схватывания и электроэрозионных явлений, и, во-вторых, обеспечивает снижение термического сопротивления кле25 евого слоя и температуру в зоне контакта ,рабочей поверхности вкладыша и кулачка распределительного вала. В качестве диэлектрического теплопроводного материала используется нитрид бора. Следствием это50 го является повышение износостойкости тол кателя.

Наличие на рабочей поверхности вкладыша многослойного покрытия из карбидов, карбонитридов и нитридов титана поЗ5 зволяет обеспечить дальнейшее повышение износостойкости рабочих поверхностей толкателя и кулачка.

853126

Фиг. ю

Фиг. /

Редактор Г. Петрова

Заказ 1802/17 Изд. № 494 Тираж 553 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий

113035, Москва, 7К-35, Раушская наб., д, 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Составитель И. Вальев

Техред А. Камышникова

Корректоры: P. Беркович и Н. Федорова

Толкатель клапана Толкатель клапана Толкатель клапана 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах газораспределителя двигателей внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к конструированию тепловых машин и предназначено для управления клапаном газораспределения, преимущественно двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к распределительным механизмам клапанов газораспределения двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах газораспределения двигателей внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к газораспределительному механизму двигателя внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к конструированию тепловых машин и предназначено для управления клапаном газораспределения, преимущественно двигателей внутреннего сгорания
Наверх