Электрическая машина

 

Союз Советским

Социалистическик

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (ii)853745 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 21.12.79 (21) 2857865/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .

Н 02 К 9/04

Гасударственные квмнтет

Опубликовано 07.08.81. Бюллетень № 29

Дата опубликования описания 17.08.81 по делам нэебретеннй н аткрмтнй (53) УДК 621.313..7! 3 (088,8) /

В. IO Аврух, Л. А. Дугинов, А. П. Козлов и;Н. М. Пор нов

t !

/:. л

Центральное конструкторское бюро Главэ гореманта

r т (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к охлаждению крупных синхронных неявнополюсных машин, например турбогенераторов.

Известна электрическая машина, содержащая ротор с вентиляторами и статор с корпусом и сердечником, резделенным на пакеты с образованием радиальных вентиляционных каналов, часть из которых соединена с зоной разряжения и другая часть с зоной напора вентилятора (1).

При больших диаметрах сердечников ротора и статора и большой их длине у электрических машин значительной мощности охлаждение обмоток статора и ротора, а также сердечника статора недостаточно.

Известна электрическая машина, содержащая ротор с вентиляторами с продольными вентиляционными лопатками на его поверхности и статор с корпусом и сердечником, разделенным на пакеты радиальными вентиляционными каналами и чередующимися по длине машины отсеками, соединенными с зонами напора и разряжения вентиляторов, расположенными между наружной поверхностью сердечника и корпусом (2) .

В известной конструкции ротор выполнен с каналами в обмотке ротора, а в продольных лопатках на поверхности ротора, представляющих собой, в частности, клинья обмотки, выполнены наклонные каналы, сообщающиеся одной стороной с зазором между ротором и статором, а другой — с каналами обмотки.

Известная конструкция, улучшая охлаждение ротора, не обеспечивает улучшение охлаждения статора, так как вентиляционные лопатки, располагаясь по всей длине машины в отсеках статора, соединенных с зоной напора вентилятора, создают противодавление, уменьшают скорость движения газа в соответствующих радиальных каналах статора-и ухудшают охлаждение элект трической машины в целом.

Целью изобретения является улучшение охлаждения электрической машины и повышение ее мощности.

Указанная цель достигается тем, что вентиляционные лопатки выполнены в виде раз20 деленных воздушными промежутками выступов, расположенных против радиальных вентиляционных каналов, соединенных с зонами разряжения вентилятора.

853745

4 з мощность турбогенератора или при той же мощности уменьшить его габариты.

Формула изобретения

На фиг. 1 показан продольный разре электрической машины; на фиг. 2 — раз рез А — А фиг. 1.

Электрическая машина содержит ротор

1 с вентиляторами 2 и продольными вентиляционными лопатками 3 с выступами 4, разделенными воздушными промежутками 5.

Статор 6 содержит корпус 7 и сердечник 8, разделенный на пакеты 9 радиальными вентиляционными каналами 10. Зона статора

6, расположенная между корпусом 7 и сердечником 8, разбита на отсеки, соединенные с зонами напора 11 и зонами разряжения 12 вентиляторов. Отсеки чередуются между собой. Выступы 4 вентиляционных лопаток 3 располагаются против радиальных вентиляционных каналов 10, соединен15 ных с зонами разряжения 12 вентиляторов через отсеки.

При работе электрической машины охлаждающий газ . от вентилятора попадает в отсеки, проходит по радиальным каналам

10,выходит в зазор 13 между статором и ротором и далее по радиальным каналам 10 через отсеки попадает в зону разряжения

12 вентилятора.

Выступы 4 вентиляционных лопаток 3 создают дополнительный напор газа и увеличивают скорость его движения по радиальным каналам 10, что способствует улучшению охлаждения статора и всей машины в целом. Это дает возможность увеличить

Электрическая машина, содержащая ротор с вентиляторами с продольными вентиляционными лопатками. на его поверхности и статор с корпусом и сердечником, разделенным на пакеты радиальными вентиляционными каналами и чередующимися по длине машины отсеками, соединенными с зонами напора и разряжения вентиляторов расположенными между наружной поверхностью сердечника и корпусом, отличаюшаяся тем, что, с целью улучшения охлаждения и повышения мощности, продольные вентиляционные лопатки выполнены в виде разделенных воздушными промежутка.ми выступов, расположенных против вентиляционных каналов, соединенных с зонами разряжения вентиляторов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Алексеев А. Е. Конструкция электрических машин. ГЭИ, 1958, с. 69.

2. Эксплуатация турбогенератора с непосредственным охлаждением. Под ред.

Л. С. Линдорфа. М., «Энергия», 1972, с. 51—

6l (прототип) .

2. Z

Составитель Л. Карцева

Редактор С. Титова Тех ред А. Бо и к а с Корректор Е. Рашко

Заказ 5690/30 Тираж 730 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и от крытнй

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Электрическая машина Электрическая машина Электрическая машина 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроению и позволяет улучшить тепловое состояние активных частей электрической машины, увеличить ее коэффициент полезного действия путем снижения потерь на вентиляцию

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к автоматическим системам контроля и регулирования температуры электрических машин, например тяговых электрических машин локомотивов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к способам и средствам охлаждения асинхронных электрических машин с одним статором и одним ротором

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей способа охлаждения вращающейся электрической машины с воздушным охлаждением и открытым охлаждающим контуром, в которой отфильтрованный механическим путем атмосферный воздух попадает через установленные по обеим сторонам вала ротора вентиляторы посредством охлаждающих каналов в статор, ротор и воздушный зазор машины, а затем снова отдается в атмосферу

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при проектировании корпусов мощных преобразователей напряжения, например, для питания железнодорожного транспорта

Изобретение относится к электротехнике, в частности к особенностям конструктивного выполнения автомобильных генераторов

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей охлаждения электрических машин

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к автоматическим системам контроля и регулирования температуры, а также защиты от перегрева электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к автоматическим системам контроля и регулирования температуры и защите от перегрева тяговых электрических машин, например локомотивов
Наверх