Способ определения несоосности ряда отверстий в детали

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Ф

/ а..- г

"г (6! ) Дополнительное к авт. свид-ву —(22) Заявлено 26.07.78 (21) 2648! 89/25-28 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М Кк з

G 01 В 5/24

Гееударетееяньа камятет (53) УДК. 153.08 (088.81

Опубликовано 15.08.81. Бюллетень № 30 ло делам нэобретеннй н вткрмтий

Дата опубликования описания 25.08.81 (72) Лвтор изобретения

В. С. Лифшиц

Государственный всесоюзный ордена Трудового К о;, Знамени научно-исследовательский технологичдс цй

С 1. институт ремонта и эксплуатации машинно-тракт1>рного парка (ГосНИТИ) I

1 (71) Заявитель (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕСООСНОСТИ РЯД4 ОТВЕРСТИЙ В ДЕТ4ЛИ

Изобретение относится к .измерительной технике, в частности к способам измерения несоосности ряда отверстий, преимущественно в корпусных деталях при их изготовлении и ремонте.

Известен способ измерения несоосности ряда отверстий по величине взаимного биения осей отверстий, при котором в отверстия неподвижно установленной детали вводят оправку с измерителями и поворачивают ее вокруг продольной оси (1(.

Недостатком этого способа является большая погрешность измерения из-за прогиба оправки, который при ее повороте увеличивает или уменьшает измерительный зазор.

Известен также способ определения несоосности ряда отверстий в детали путем измерения взаимного биения обшей оси и осей отверстий в процессе относительного поворота вокруг горизонтальной оси детали и расположенной в отверстиях детали оправки с базовыми опорами и измерителями с обеспечением постоянства направления линии измерения каждого измерителя (21.

Недостатком данного способа является низкая точность измерения при контроле крупногабаритных корпусных деталей. При контроле деталей оправка полностью воспринимает их вес. Центр тяжести детали не совпадает с осью отверстий, следовательно при повороте детали оправка воспринимает переменные нагрузки, соответственно им прогибается, что приводит к изменению измерительного зазора. то Цель изобретения — — повышение точности при контроле деталей, центр тяжести которых не совпадает с осью отверстий.

Поставленная цель достигается тем, что в способе определения несоосности ряда отверстий в детали путем измерения взаим1 ного биения общей оси и осей отверстий в процессе относительного поворота вокруг горизонтальной оси детали и расположенной в отверстиях детали оправки с базовыми опорами и измерителями, с обеспечением постоянства направления линии измерения каждого измерителя, относительный поворот детали и оправки осуществляют путем вращения детали на грузонееущем поворотном держателе совместно с оправкой вокруг оси, параллельной оси ряда отверстий.

На фиг. 1 изображено устройство для реализации способа, общий вид; на фиг. 2-то же, вид сбоку.

Устройство содержит грузонесущий поворотный держатель 1, оправку 2 с базовыми опорами 3 и измерителями 4.

Способ осуществляется следующим образом.

Контролируемую деталь 5 устанавливают

s поворотный держатель l Затем в контролируемые отверстия вводят оправку 2 и устанавливают ее базовыми опорами 3 на поверхность крайних отверстий. Измерители 4 располагаются в соответствующих промежуточных отверстиях в одной плоскости А с базовыми опорамн 3. После этого деталь

5 совместно с оправкой 2 на поворотном держателе 1 поворачивают вокруг оси, параллельной оси ряда отверстий. Одно из промежуточных положений детали и оправки показано на фиг. 2 (штрих-пунктирной линией).

При повороте держателя с деталью и оправкой обеспечивают такое положение измерителей, чтобы в момент отсчета они располагались в плоскости Б параллельно первонача. ьному положению. Оправка имеет постоянный прогиб в процессе измерения.

При повороте держателя 1 на 360 по величине смещения образующих определяют биение и Hpcooc Hîñòü осей отверстий каждого из промежуточных отверстий детали относительно общей оси крайних.

Осуществление контроля деталей предлагаемым способом позволяет повысить точность измерения, надежность и долговечность механизмов, например, блоков цилиндров современных высокооборотных as-. тотракторных двигателей, где используются корпусные крупногабаритные детали.

Формула изобретения

Способ определения несоосности ряда отверстий в детали путем измерения взаимного биения общей оси и осей отверстий в процессе относительного певорота вокруг горизонтальной оси детали и расположенной в отверстиях детали оправки с базовыми опорами и измерителями с обеспечением постоянства направления линии измерения каждого измерителя, отличающийся тем, что с целью повышения, точности при контроле деталей, центр тяжести которых не совпадает с осью отверстий, относительный поворот детали и оправки осуществляют путем вращения детали на грузонесущем поворотном держателе совместно с оправкой вокруг оси, параллельной оси ряда отверсTHH.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 379828, кл. Ci 01 В 13/12, 1970.

2. Никитин В. Ф. и др. Приспособление

36 для контроля гильз цилиндров. Реферативный сборник — «Ремонт и обслуживание машинно-тракторного па рк а». М., ЦНИИТЗИ, № 12, 197б, с. 9.

855374 риг.2

Составитель Э. Максниоа

Тех рея А. БоАкас Корректор М. Шарошн

Тяраж 642 . Подписное

Редактор Т. Гыршкан

Заказ 8883 55

° ВНИИПИ Госудврственнбго комитета СССР по делам нзобретеннА н открытнЯ! l 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Рвушская наб., д. 4/5

Филиал ППП кПатента; г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ определения несоосности ряда отверстий в детали Способ определения несоосности ряда отверстий в детали Способ определения несоосности ряда отверстий в детали 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для определения зазора в шарнирных соединениях и для измерения углов поворота самоходных транспортных средств

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к способам для измерения ширины и отклонения расположения шпоночного паза относительно оси отверстия

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, в частности к приспособлениям для контроля положения ходовых колес подъемно-транспортного средства

Изобретение относится к средствам измерения и может быть использовано для определения и сравнения размеров между предподступичными частями осей тележек вагона с левой и правой сторон

Изобретение относится к машиностроению, в частности к турбостроению, и может быть использовано при взаимной выверке соосности агрегатов

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к устройствам для контроля несоосности, и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве, в частности при осмотре и ремонте подвижного состава метрополитена, где необходимо измерять и регулировать несоосность валов силового тягового электродвигателя и выходного вала редуктора колесных пар

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля соосности при монтаже и центровке механизмов, например дизеля с генератором, электродвигателя с насосом и т.д

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к устройствам для контроля несоосности, и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве, в частности при осмотре и ремонте подвижного состава метрополитена, где необходимо измерять и регулировать несоосность валов силового тягового электродвигателя и выходного вала редуктора колесных пар

Изобретение относится к области технических измерений в машиностроении

Изобретение относится к области технических измерений в машиностроении, в частности к способам контроля отклонения направления шлицев на зубчатых колесах и шлицевых валах, и может быть использовано при изготовлении коробок приводов и агрегатов авиационных газотурбинных двигателей, повышении точности и скорости контроля за счет осуществления замера отклонений общей для всех профилей шлицев детали оси одновременно
Наверх