Отопительное устройство для транспортного средства

 

1 ц 861 l I 6

О П И СА Н И Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Реслублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 02.04.79 (21) 2745448/27-11 с присоединением заявки № (51) М. К .

В 60 Н 1/18 (53) УДК 629.114.2:

:628.81 (088.8) (43) Опубликовано 07.09.81. Бюллетень № 33 (45) Дата опубликования описания 07.09.81 ло делам изобретений и открытий

СРЕДСТВА

Государственный комитет (23) Приоритет

Изобретение относится к автотракторостроению, в частности к устройствам для обогрева кабин транспортных средств, например тракторов.

Известно отопительное устройство для 5 кабин транспортных средств, содержащее корпус с впускным и выпускным патрубками, внутри которого установлен источник тепла, образованный выхлопной трубой двигателя внутреннего сгорания, вы- 1о полненной с двойными стенками, а к впускному патрубку подсоединен вентилятор (1).

Недостаток известного устройства заключается в том, что не исключено прого- 15 рание двойных стенок выхлопной трубы, и в этом случае выхлопные газы будут вместе с воздухом нагнетаться вентилятором в кабину, а средства, предотвращающего прорыв выхлопных газов и сигнализирующего о неисправности в устройстве, не предусмотрено. Кроме того, воздушная прослойка, заключенная между двойными стенками выхлопной трубы, в силу низкой теплопроводности воздуха, снижает эффективность устройства. Все это ограничивает практическое применение устройства.

Наиболее близким к изобретению является отопительное устройство, содержащее зо источник тепла, образованный выхлопной трубой двигателя внутреннего сгорания и установленный внутри камеры с промежуточным теплоносителем, которая расположена в теплообменнике, смонтированный перед последним электровентилятор и размещенное в камере предохранительное устройство, имеющее чувствительный элемент и включенное в цепь электровентилятора (2). Предохранительное устройство выполнено в виде датчика давления, а промежуточный теплоноситель образован парожидкостной рабочей средой, при этом жидкостная среда заполняет не более одной трети объема камеры.

Недостатком этого известного технического решения является то, что в камере с промежуточным теплоносителем при работе двигателя создается избыточное давление. Это предъявляет повышенные требования к прочности камеры, теплообменника, самой выхлопной трубы и элементов их соединения; кроме того, парожидкостная смесь агрессивна, что может привести к коррозии поверхностей камеры и выхлопной трубы. Все это снижает безопасность устройства в работе.

Кроме того, конструкция данного отопительного устройства не позволяет исполь861116

Зо з

40 не погаснет

50

55 б0

05 зовать его при вертикальном расположении выхлопной трубы.

Цель изобретения — повышение безопасности устройства в работе.

Указанная цель достигается за счет того, что промежуточный теплоноситель образован электропроводящей средой, температура кипения которой выше температуры выхлопных газов, а чувствительный элемент предохранительного устройства помещен в упомянутый промежуточный теплоноситель в рабочем положении устройства. При этом в качестве промежуточного теплоносителя используется легкоплавкий сплав, температура плавления которого ниже, а температура кипения выше температуры выхлопных газов.

Благодаря такому выполнению устройства исключается возникновение избыточного давления в камере теплообменника, поверхности устройства предохраняются от коррозии, что повышает надежность и безопасность работы устройства.

На чертеже изображено предлагаемое отопительное устройство.

Отопительное устройство для транспортного средства содержит теплообменник 1, выполненный в виде цилиндрического корпуса, сообщающегося при помощи впускного патрубка 2 с электровентилятором 3, расположенным перед теплообменником.

При помощи выпускного патрубка 4 теплообменник сообщается с воздухораспределителем 5, расположенным в кабине транспортного средства. В теплоо6меннике установлена герметичная камера 6. Внутри камеры расположен источник тепла в виде выхлопной трубы 7 двигателя внутреннего сгорания. Теплообменник 1 может быть установлен как на горизонтальном, так и на вертикальном участке выхлопной трубы 7. Камера 6 заполнена промежуточным теплоносителем, который образован электропроводящей средой, например легкоплавким оловянисто-свинцовым сплавом. В камере установлено предохранительное устройство 8, чувствительный элемент которого в виде контакта 9 взаимодействует с промежуточным теплоносителем. Предохранительное устройство включено в электрическую цепь привода электровентилятора 3. В эту же цепь включена сигнальная лампа 10. Подключение питания осуществляется выключателем 11.

Устройство работает следующим образом.

После запуска двигателя внутреннего сгорания выхлопные газы, проходя по трубе 7, нагревают ее и, следовательно, нагревается промежуточный теплоноситель, находящийся в камере 6 теплообменника 1.

Поскольку в качестве теплоносителя используется легкоплавкий сплав, то он в течение первых минут работы двигателя весь переходит в жидкое состояние. Благо4

Ю даря тому, что при изготовлении теплообменника сплав заливается в камеру 6 в расплавленном состоянии, а при затвердевании он дает усадку, во время работы двигателя, переходя в жидкое состояние, сплав займет свой прежний объем. Это обеспечивает соединение контакта предохранительного устройства 8 с массой двигателя и, кроме того, исключает возникновение напряжений в деталях устройства.

С помощью выключателя 11 включают электровентилятор 3. При этом на панели приборов трактора загорается сигнальная лампа 10. Это свидетельствует о том, что контакт предохранительного устройства 8, погруженный в электропроводящий теплоноситель, замкнут на массу, а следовательно, герметичность камеры 6 не нарушена.

Воздух, подаваемый вентилятором 3 через впускной патрубок 2, проходит через теплообменник 1, где нагревается, и поступает далее через выпускной патрубок 4 в кабину транспортного средства через воздухораспределитель 5. В случае аварийной ситуации при прогорании выхлопной трубы 7 или появлении трещин в стенках камеры 6 жидкий сплав будет герметизировать камеру до тех пор, пока размер отверстий или трещин не позволит расплаву вытекать из камеры. В результате снижения его уровня контакт предохранителя устройства 8 окажется отсоединенным от массы. Вследствие этого электродвигатель вентилятора 3 отключается, а лампа 10 гаснет. Благодаря этому предотвращается попадание выхлопных газов в кабину и водитель своевременно получает сигнал о возникшей неисправностр. При остановке двигателя внутреннего сгорания сплав в камере 6 вновь затвердевает. Уровень его понижается, контакт предохранительного устройства не будет замыкаться через теплоноситель, и цепь привода электровентилятора разомкнется, а лампа 10 в кабиУстройство обеспечивает надежный и безопасный обогрев кабины транспортного средства. При этом исключается опасность прорыва выхлопных газов в кабину. Особенно эффективно его применение на транспортных средствах, имеющих двигатель с воздушным охлаждением, а также при работе в условиях низких температур.

Устройство компактно и несложно в изготовлении и эксплуатации.

Формула изобретения

1. Отопительное устройство для транспортного средства, содержащее источник тепла, образованный выхлопной трубой двигателя внутреннего сгорания и установленный внутри камеры с промежуточным теплоносителем, имеющим жидкостную среду, при этом камера расположена

861116

Составитель Г. Петрова

Техред М. Гайдамак

Редактор Г. Бельская

Корректор О. Гусева

Заказ 1815/15 Изд. Ма 508 Тираж 749 Подписное

1-1ПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Я-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 в теплообменнике, смонтированный перед теплообменником электровентилятор и размещенное в камере предохранительное устройство, имеющее чувствительный элемент и включенное в цепь электровентилятора, отличающееся тем, что, с целью повышения безопасности устройства в работе, промежуточный теплоноситель образован электропроводящей средой, температура кипения которой выше температуры выхлопных газов, а чувствительный элемент предохранительного устройства помещен в промежуточный теплоноситель.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что электропроводящая среда промежуточного теплоо6менника выполнена из легкоплавкого сплава, температура

5 плавления которого ниже температуры выхлопных газов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

1o № 348401, кл. В 60 Н 1/18, 1969.

2. Авторское свидетельство СССР № 695855, кл. В 60 Н 1/18, 1977 (прототип).

Отопительное устройство для транспортного средства Отопительное устройство для транспортного средства Отопительное устройство для транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к большегрузным карьерным автосамосвалам, имеющим подогрев стенок грузовой платформы отработавшими газами двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, предназначено для отопления, вентиляции и кондиционирования кабин транспортных средств и может быть использовано в кабинах грузовых автомобилей, тракторов, самоходных комбайнов, дорожно-строительных машин и т.д

Изобретение относится к воздухоподогревателю для обогрева кабин автотранспортных средств и для оттаивания ветровых стекол автомобилей

Изобретение относится к машиностроению, а именно к большегрузным карьерным автосамосвалам, имеющим систему подогрева стенок грузовой платформы (кузова) отработавшими газами двигателя внутреннего сгорания
Наверх