Устройство для определения момента асинхронного электродвигателя

 

CoIo3 Советск»к

Соцналистическик рес убп

О П И С А Н И Е 864029

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДВТИЗЬСТВУ (61 ) Дополнительное к авт. саид-еу (22) Заявлено 22.11.70 (21) 2843217/18-10 с присоеднненнекк заяви» М (23) Приоритет

Опубликовано 16.09.81. Бюллетень М 34

Дата онубл»коеання описания 18.08.81 (51)M. Кд.

G 0lt, 3/00

9кударстваюФ квнвтвт

СССР ав лвлви нзвврвтввнв и вткритва (53) УДК 531. .781 (088.8) (72) Автор изобретения

В. Я. Ткаченко

;т.

Московский ордена Трудового Красного Знамени инжейерио- : : 1 строительный институт им. В. B. Куйбыше а ЫБЛ."":: :".,: (73) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОМЕНТА

АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к измерительной технике и может найти применение в системах контроля и управления электропрнвода с асинхронным двигателем с фазным ротором.

Известно устройство для измерения момента асинхронного двигателя, содержащее три датчика фазных напряжений (их мгновенных значений), три датчика мгновенных значений фазных токов статорной обмотки, подключенный к датчикам фаз- 1О ных напряжений блок определения составляющих напряжений по двум прямоугольным координатам, подключенный к трем датчикам фазных токов статорной обмотки блок определения составляющих токов но двум

1$ прямоугольным координатам, подключенные к выходам указанных блоков два элемента определения составляющих производной по двум прямоугольным координатам, включенные на выходах этих элементов два блока интегрирования, два блока перемножения, первые входы которых соединены с выходами двух блоков интегрирования, а вторые их входы соединены с выходами блока определения составляющих токов статорной обмотки по двум прямоугольным координатам, подключенный к выходам двух блоков перемножения элемент суммирования (lj.

Недостатком этого устройства является сложность и недостаточная точность измерения.момента вследствие накапливания ошибок блоками интегрирования, что особенно существенно при длительной работе устройства, например в системах управления электродвигателем.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является устройство для измерения момента асинхронного двигателя с фазным ротором, содержащее два датчика тока статора и ротора, блок перемножения, блок определения корня квадратного из алгебраической суммы квадратов входных сигналов, выполненный, например в виде операционного усилителя с тремя нег инейными резисторами и параболической харак86

4020 4 чика 2 тока ротора, а их выходы соедин ны со входами блока перемножения 3, выход которого и выход блока 8 возведения в квадрат подключены ко входам установленного нв выходе устройства третьего элемента суммирования 6.

Устройство работает следующим образом.

Выходные сигналы датчика 1 тока « « статора и датчика 2 тока Д2 ротора поступают на входы первого 4 и второго 5 элементов суммирования, на выходах которых формируются сигналы, пропорциональные соответственно сумме и разности этих токов, умноженных нв постоянные коэффициенты, т.е. теристикой, включенных в цепи обратной связи и на двух входах этого операционного усилителя, причем два входа блока определения корня квадратного из алгебраической суммы квадратов входных сигналов соединены с выходами датчиков токов статора и ротора, а его выход соединен с первым входом включенного на выходе устройства блока перемножения, второй вход которого соединен с выходом датчика тока ротора f2), Это устройство исключает воэможность накопления ошибки, что способствует получению высокой точности измерения момента, однако необходимость использования четырех нелинейных элементов (блокв . перемножения и четырех нелинейных резисторов с параболической характеристикой блока определения корня квадратного из суммы квадратов входных сигналов) и связанное с этим последовательное выполнение нескольких нелинейных операций (возведение в квадрат двух сигналов, их суммирование, извлечение корня квадратного из этой суммы и умножение полученного результата нв выходной сигнал датчика тока ротора) вызывает трудности получения достаточно малой инструментальной погрешности, Этот недостаток снижает точность измерения момента двигателя.

Цель изобретения — повышение точности определения момента двигателя.

Указанная цель достигается тем, что устройство, содержащее два датчика тока ствторв и ротора и блок перемножения, снабжено тремя элементами суммирования и соединенными последовательно датчиком напряжения статора и блоком возведения в квадрат, причем входы первого и второго элементов суммирования подключены к выходам датчиков тока статора и ротора, а их входы соединены со входами блока перемножения, выход которого и выход блока возведения в квадрат подключены ко входам установленного на выходе устройства третьего элемента суммирования.

На чертеже приведена схема устройст:) К,,)„к„ К - )„К„

К =(Х + ) )

2 9, ««)»

55 М к3(u„+(3%К+3 К ХЭЯК2 Э Кл «

»

К,=

QQ„w где

Устройство для. определения момента асинхронного двигателя содержит датчик

1 тока статора, датчик 2 тока ротора блок перемножения 3 и введенные дополнительно три элемента суммирования 4 — 6, и соединенные последовательно датчик 7 напряжения статора и блок 8 возведения вквадрат, причем входы первого 4 и второго 5 элементов суммирования подключены к выходам датчика 1 тока статора и двтгде К -"(Х Х „) М(Rq

Х1+Xp. где Х„, Х, Х»,» - фазные индуктивные сопротивления статора, ротора и цепи намагничивания двигателя;

- фвзное активное со« противление двигателя.

Умножение на постоянные коэфф(ициенты обеспечивается выбором параметров входных цепей элементов суммирования 4 и 5.

Перемножение этих сигналов обеспечивает получение нв выходе блоке перемножения 3 сигнала, пропорционального величине причем этот сигнал складывается с выходным сигналом блока 8 возведения в квадрат, пропорциональным квадрату напряжения стеторв « .«, умножается нв по1

50 стоянный коэффициейт К в третьем элементе суммирования 6, выходной сигнал которого при этом пропорционален моменту асинхронного двигателя

864029!

ВНИИПИ Заказ 7761/59 Тираж 910 Подписное

Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

td — синхронная частота врашения асинхронного двигателя.

Таким образом, введенная в устройство дополнительная информация о величине квадрата напряжения статора U (с помошью

l дополнительно. введенных в устройство и соединенных последовательно датчика 7 напряжения статора и блока 8 возведения в квадрат) позволяет исключить операцию извлечения корня квадратного из суммы квадратов входных сигналов. При этом в данном устройстве испо-ьзуются только два нелинейных элемента (блок перемножения 3 и блок возведения квадрата 8), что позволяет при одинаковой погрешности каждого из нелинейных элементов уменьшить погрешность работы устройства в целом, т.е. повысить его точностью, либо при одинаковых требованиях к точности работы устройства в целом за счет умень- О шения требования к точности каждого элемента упростить эти элементы и, следовательно, устройство для измерении момента асинхронного двигателя с фазным ротором.

В случае, если измеряется момент асинхронного двигателя с постоянной амплитудой напряжения статора (при питании двигателя от нерегулируемого источника переменного напряжения устройство может быть упрошено за счет исключения из ЗО него датчика 7 напряжений статора и блока 8 возведения в квадрат и заменой их источником постоянного напряжения.

Таким образом, в предложенном устройстве обеспечивается повышение точйо сти измерения момента асинхронного двигателя с фазным ротором за счет уменьш ния инструментальной погрешности при сохранении простоты устройства, а также обеспечивается упрошсние устройства при одинаковой с известными устройствами точности, а в случае питания двигателя ог нерегулируемого источника переменного напряжения одновременно и упрошаетcs устройство и повьипается его точность.

Формула изобретения

Устройство для определения момента асинхронного электродвигателя, содержа-, щее датчики тока статора и ротора и блок перемножения, о т л и ч а ю ш е е с я тем, что, с целью повышения точности и упрошения устройства, оно снабжено тремя элементами суммирования и соединенными последовательно датчиком напряжения статора и блоком возведения в квадрат, причем входы первого и второго элементов суммирования подключены к выходам датчиков тока статора и ротора, а их выходы соединены со входами блока перемножения, р яход которого и выход блока возведения в квадрат подключены ко входам установленного на выходе устройства третьего элемента суммирования.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

% 342094, кл. Q Ol L 3/00, 1970.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке Ме 2737839/10, кл. С, 01 L 3/00, 15.03.79 (прототип).

Устройство для определения момента асинхронного электродвигателя Устройство для определения момента асинхронного электродвигателя Устройство для определения момента асинхронного электродвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам определения тепловых потерь (КПД) машин и устройств, работающих с заданной нагрузкой, а также уровней их перегрева, нагрев которых протекает по законам однородного теплового тела

Изобретение относится к экспериментальной гидромеханике корабля и касается конструирования динамометров для буксировочных испытаний моделей судов и для самоходных их испытаний в жесткой запряжке

Изобретение относится к сельскохозяйственной технике и может быть использовано для регулирования, вручную или автоматически, режимами работы машинно-тракторного агрегата (МТА) в эксплуатационных условиях, а также при обучении и повышении квалификации трактористов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения или регулирования крутящего момента в установках со значительными располагаемыми и потребляемыми мощностями, например, на морских судах для измерения крутящего момента на валах гребных винтов, на валах прокатных металлургических станов, на валах несущего ротора вертолета, на валу газоперекачивающего агрегата, на валу редуктора турбо-винтового авиационного двигателя и т.д
Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для использования при определении полезной мощности на валу нагруженного на технологический аппарат коллекторного двигателя постоянного тока

Изобретение относится к измерительной технике и может бытъ использовано для графического контроля характера неравномерности распределения в течение периода вращения крутящего момента активных и тормозящего момента пассивных вращающихся объектов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения и оценки наработки различных видов транспортных средств при работе в различных эксплуатационных условиях

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к области измерений кутящих моментов на тормозном валу, а также углов рассогласования вращающихся валов и может быть использовано в следящих приводах, а также для измерений мгновенных значений крутящих моментов в фиксированных положениях вращающегося вала

Изобретение относится к измерителям мощности двигателя и может быть использовано в двигателестроении
Наверх