Устройство для измерения момента навалу

 

Союз Советскик

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТИЛЬСТВУ

853436 (6! ) Дополнительное к авт, свид-ву (22) Заявлено 0 1?78 (21) 2691969/18-10 с присоединением заявки !4о— (23) Приоритет—

Опубликовано 07.08,81 6кзллетеиь 89 29

Дата опубликования описания 070Ц81 (51)м. кл.з

G 0l L 3/10

Государственный комитет

СССР по делам изобретений н открытий (5З) У4К 531.781 (088.8) (72) Авторы изобретен и я

С.И.Х<бырь и Н.В.Зимин и (71) заявители (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ

МОМЕНТА НА ВАЛУ

Изобретение относится к области силоиэмерительной техники и может быть использовано для иэмерения переменной и постоянной составляющих крутящего момента на вращающемся валу в установках, где частота пульсационной составляющей момента кратна частоте вращения вала и имеет характер установившегося процесса.

Известное устройство для измерения крутящего момента на валу, содержащее два импульсных датчика, разнесенных по длине вала, блок сравнения, измерительную схему и индикатор, не обеспечивает требуемой точности измерения (1).

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к данному изобретению является устройство для измерения момента на валу, содержащее два диска с метками, связанных с крайними сечениями базового участка вала, датчики считывания меток с усилителями-формирователями, блок формирования временных

25 меток интервалов и измерительную схему f2).

Недостатком такого устройства является низкая точность измерения .переменной составляющей и экстре- З0 мальных значений крутящего момента в установившемся режиме работы устройства.

Целью изобретения является повышение точности измерения.

Укаэанная цель достигается эа счет того, что в него введен блок селекции сигналов, состоящий иэ последовательно соединенных сХемы формирования синхроимпульсов, схемы начала выборки и схемы совпадения, выход которой непосредственно связан с измерительной схемой и через схему конца выборки со вторым входом схемы начала выборки, причем третий вход схемы начала выборки и второй вход схемы совпадения связаны с выходом блока формирования временных интервалов, а вход схемы формирования синхроимпульсов связан с выходом одного усилителя-формирователя.

На фиг.1 показана блок-схема устройства, на фиг.2 — временная диаграмма работы устройства.

Устройство для измерения момента на валу (фиг.1) содержит упругий вал 1, с жестко закрепленными на нем измерительными дисками 2 с равномерными метками по периферии и датчики считывания меток 3 и 4, сое"

853436

,циненные с соответствующими усилителями-преобразователями 5 и б, выходы которых связаны с входами блока формирования временных интервалов 7.

Блок селекции сигналов состоит из схемы формирования синхроимпульсон 8, схемы совпадения 9, схемы на-, чала выборки 10 и схемы конца выборки 11. Вход схемы формирования синхроимпульсов 8 связан с выходом одного из усилителей-формирователей, а выход через схему начала выборки

10 - co схемой совпадения 9. Выход схемы совпадения 9 связан с измерительной схемой 12 и через схему конца выборки 11 — co вторым входом схемы начала выборки 10, а второй вход схемы сравнения 9 и третий вход схемы начала выборки 10 соединены с выходом блока формирования временных интервалов 7 °

Устройство работает следующим образом.

На упругий вал 1 действует установившийся крутящий момент, содержащий постоянную и переменную составляющие. Частота переменной составляющей крутящего момента М кратна угловой частоте вращения вала 1 (фиг.2, М). Под действием постоянной составляющей крутящего момента пространственное взаимное расположение измерительных дисков 2 изменилось ча постоянную величину, пропорциональную приложенной постоянной составляющей крутящего момента.

Наряду с постоянным по времени смещением дисков 2 угловое смещение между ними изменяется под действием переменной составляющей момента, При вращении вала 1 на выходе датчиков 3 и 4 появляются гармонические напряжения, сдвинутые по фазе (фиг, 2, U >,Ù на угол, пропорциональный действующему крутящему моменту. Сигналы с выходов датчиков

3 и 4 поступают на усилители-формирователи 5, б, преобразующие их, например, н напряжения типа "меандр" с фронтами, жестко связанными с моментами перехода гармонических напряжений на выходе датчиков 3 и 4 через нуль. Выходы формирователей 5 и б управляют входами блока формирования временных интервалов 7, на выходе которого вырабатываются прямоугольные импульсы с длительностью, пропорциональной приложенному крутящему моменту и обратно пропорциональной скорости вращения вала 1 .(.фиг.2, а) .

Длительность каждого из этих импульсов содержит три составляющие: составляющую, определяемую начальной устанОвкой дисков 2, составляющую, пропорциональную величине установивщейся постоянной составляющей момента и составляющую, изменяющуюся от импульса к импульсу и пропорциональную переменной составляющей крутящего момента.

С выхода схемы б на вход схемы формирования синхроимпульса 8 поступает напряжение типа "меандр".

На выходе схемы 8 вырабатынается синхроимпульс {фиг.2,б) с частотой повторения, равной угловой частоте вращения вала 1. Временное положение синхроимпульса жестко связано с определенной фазой и величиной переменной составляющей момента. Такая же жесткая временная связь существует между синхроимпульсами на выходе блока 7, поэтому импульсы на выходе блока 7, отстоящие на одном и том

15 же временном расстоянии от синхроимпульса, характеризуют одну и ту же вазу., а следонательно, и величину крутящего момента (фиг.2,а).

Для выделения импульсов с вы2О хода блока 7, отстоящих на одном и том же расстоянии от сннхроимпульса, в устройство введен блок селекции сигналов.

В зависимости от частоты перемен25 ной составляющей крутящего момента, числа зубьев, количества измерений, которые необходимо провести на периоде переменной составляющей крутящего момента, число импульсов, пропускаемы< на вход йэмерительной схемы 12, может быть различным. Количество этих импульсов н пачке (выборке) определит точность кусочно-линейной аппроксимации измеряемого момента.

Момент начала прохождения импульсон с блока 7 на измерительную схему 12 определяется схемой начала выборки 10, на вход которой поступает синхроимпульс со схемы 8. С момента поступления синхроимпульса

40 со схемы 8 схема 10 начинает подсчитывать количество импульсов, поступающих с блока 7 на третий вход схемы 10. В зависимости от заложенной н схеме 10 программы при поступ4 ленин К(-го импульса (фиг.2,а) на выходе схемы 10 вырабатывается импульс, открывающий схему совпадения

9 (фиг.2,в). Импульсы с выхода блока 7 начинают проходить через схему 9 на измерительную схему 12 ,(фиг.2,г) .

Импульсы с выхода схемы 9 поступают. также на вход счетчика схемы конца выборки 11. По приходе

К1-го импульса с блока 7 (фиг.2,а), номер которого заложен н программе схемы ll на выходе схемы 11 вырабатывается сигнал (фиг.2.ц),поступающий на второй вход схемы

10, которая закрывает схему совпа60 дения 9 и сигналы с блока 7 на блок

12 не поступают. Схемы 10 и 11 подготавливаются к новому циклу работы.

Таким образом на измерительную схему 12 поступают пачки импульсов с блока 7, несущие информацию о

853436 действующем крутящем моменте. Эта информация преобразуется схемой 12 в величину, пропорциональную крутящему моменту, действующему на валу в жестко связанные с углом поворота вала отрезки времени, например путем определения постоянной составляющей напряжения последовательности импульсов, поступающих на вход схемы

12.

° . Использование в устройстве для измерения момента на валу блока селекции сигналов позволит повысить точность измерения переменнойсоставляющей .и экстремальных значений крутящего момента.

Формула изобретения устройство для измерения момента ;р на валу, содержащее два диска с метками, связанных с крайними сечениями базового участка вала, датчики считывания меток с усилителями-формирователями, блок формирования временных интервалов и измерительную схему, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности измерения, в него введен блок селекции сигналов, состоящий из последовательно соединенных схемы формиро-. вания синхроимпульсов, схемы начала выборки и схемы совпадения, выход которой непосредственно связан с измерительной схемой и через схему конца выборки со вторым входом схемы начала выборки, причем третий вход схемы начала выборки и второй вход схемы совпадения связаны с выходом блока формирования временных интервалов, а вход схемы формирования синхроимпульсов связан с выходом одного усилителя-формирователя.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 558186, кл. G 01 L 3/10, 13.08.75, 2. Фролов Л.Б. Измерение крутящего момента. М., Энергия, 1967, с.47.-48 (прототип).

Устройство для измерения момента навалу Устройство для измерения момента навалу Устройство для измерения момента навалу Устройство для измерения момента навалу 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения или регулирования крутящего момента в установках со значительными располагаемыми и потребляемыми мощностями, например, на морских судах для измерения крутящего момента на валах гребных винтов, на валах прокатных металлургических станов, на валах несущего ротора вертолета, на валу газоперекачивающего агрегата, на валу редуктора турбо-винтового авиационного двигателя и т.д

Изобретение относится к измерительной технике и может бытъ использовано для графического контроля характера неравномерности распределения в течение периода вращения крутящего момента активных и тормозящего момента пассивных вращающихся объектов

Изобретение относится к области измерений кутящих моментов на тормозном валу, а также углов рассогласования вращающихся валов и может быть использовано в следящих приводах, а также для измерений мгновенных значений крутящих моментов в фиксированных положениях вращающегося вала

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и используется для непрерывного бесконтактного измерения параметров вращающегося вала при определении эффективной мощности

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами в качестве устройства для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к технике измерения крутящих моментов между двумя соосными валами
Наверх