Устройство автоматического контроля загрузки ковша экскаватора

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 20.11.78 (21) 2686015/29-03 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .

Е 02 F 9/20

Государственный комитет

Опубликовано 23.09.81. Бюллетень №35

Дата опубликования описания 28.09.81 (53) УДК 621.879..34 (088.8) по делам изооретений и открытий

К. В. Кибизов и А. Ч. (атагов

/;.

Северо-Кавказский горно-металлургический институт

Министерства высшего и среднего специ4дщого образования P ФСР (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

ЗАГРУЗКИ КОВША ЭКСКАВАТОРА

Изобретение относится к области автоматизации экскаваторов, в частности к способам и устройствам измерения загрузки ковша и может быть использовано для учета выработки экскаватора за любой промежуток времени, а также для дозирования загрузки и учета выработки обслуживающего транспорта.

Известно устройство контроля загрузки ковша экскаватора с материалом. Устройство осуществляет суммирование синусоидальных сигналов статической составляю- 1О щей токов двигателей подъема и тяги, сдвигаемых по фазе на углы наклона соответствующих канатов в вертикальной плоскости, и вычитание йз суммы сигнала, пропорционального центробежной силе, и содержит фазовращатели, фазовые дискриминаторы, амплитудные модуляторы, интеграторы и т.п. (1 ).

Недостатком устройства является то, что одна аппаратурная погрешность «съедает» весь эффект от учета центробежной силы, не говоря уже о сложности наладки, эксплуатации и ремонта таких устройств в рабочих условиях.

Известно устройство определения степени загрузки ковша одноковшового экскаватора, реализующее способ, основанный на одновременном измерении задаваемой моделью автоматически и непрерывно изменяемой в зависимости от положения груженного ковша в пространстве эталонной величины, пропорциональной натяжению подъемного каната от действия веса порожнего ковша, и величины текущего натяжения каната с их последующим вычитанием и делением сигнала разности на непрерывно изменяемую указанным образом эталонную величину (2).

Известно устройство автоматического контроля загрузки ковша экскаватора, включающее датчик натяжения каната, датчики вылета рукоятки и длины выбираемой части подъемного каната, подключенные к трем входам вычислителя загрузки ковша (3) .

Недостатком известного устройства является необходимость в специальной физической (кинематической) модели для непрерывного воспроизведения эталонной величины, а при использовании на карьерных мехлопатах-даже в двух моделях равной слож866076

Зо

G=f(S,(, f) ности. Кроме того, способ и устройство не учитывают значительную и случайно изменяющуюся динамическую составляющую напряжения подъемного каната, обусловленную переменной инерционностью и сложным движением рабочего оборудования.

В цикле экскавации нет такого момента, когда динамика натяжения каната отсутствовала бы полностью или ее влиянием можно было пренебречь. Зависимость от различных, в том числе неподдающихся прямому измерению, факторов не позволяет автоматически вычислять динамическую составляющую и в пределах требуемой точности устранить ее влияние. Однозначность связи между исходными (натяжение подъемного каната и координаты ковша в плоскости копания) и выходным (вес горной массы в транспортируемом ковше) параметрами автоконтроля в цикле нарушается вызывая большую часть погрешности.

Цель изобретения — повышение точности и простоты контроля.

Указанная цель достигается тем, что устройство снабжено узлом распознавания момента контроля, индикатором загрузки ковша и управляемым ключом, ко входам которого подключены выходы узла распознавания момента контроля и вычислителя загрузки ковша, а к выходу — индикатор загрузки ковша. при этом вычислитель загрузки ковша выполнен в виде источника опорного напряжения, трех блоков возведения в квадрат, трех блоков умножения, двух последовательно соединенных операционных усилителей с входными сопротивлениями и переключателями полярности по числу входов, при этом каждая пара входов операционных усилителей подключена к двум неподвижным контактам переключателеи полярности, а подвижные контакты через входные резисторы подключены соответственно на выходы источника опорного напряжения блоков возведения в квадрат, блоков умножения и к трем входам вычислителя, к которым подключены входы блоков возведения в квадрат и блоков умножения, причем последние соединены между собой попарно.

На чертеже показана блок-схема предлагаемого устройства.

Устройство содержит источник 1 опорного стабилизированного напряжения, датчики

2 — 4 натяжения каната, вылета рукоятки и длины выбираемой части подъемного каната, блоки 5, 6 и 7 возведения в квадрат, блоки 8, 9 и 10 умножения, операционные усилители 11 и 12 с входными сопротивлениями Rl — R10 и переключателями полярности В 1 †В, узел 13 распознавания момента взвешивания, управляемый ключ 14 и индикатора 15 загрузки ковша.

Действительно четырехмерную зависимость можно аппроксимировать зависимостью виG -b, b S Ь P 6„L 65S «Sy +6, L ibq Sy

+б,р Е+Ь„-Е-s, где G — действительный вес горной массы в транспортируемом ковше;

S — текущее натяжение подъемного каната;

Я,1 — текущие координаты ковша: вылет рукояти (или длина выбираемой части каната тяги у драглайна) и длина выбираемой части подъемного каната соответственно;

G — расчетное значение веса горной массы.

Выбором момента измерения загрузки ковша, а также величин и знаков коэффициентов 6 - 6» можно свести к минимуму ошибку автоконтроля Ьб в цикле.

При работе экскаватора исходные параметры непрерывно преобразуют датчиками 2, 3 и 4 в соответствующие напряжения постоянного тока. Одновременно сигналы этих напряжений возводят в квадрат на блоках 5, 6 и 7 и попарно перемножают на блоках 8, 9 и 10. Сигнал опорного напряжения и мгновенные значения полученные от датчи ков, квадраторов и умножителей сигналов складывают с соответствующими весами, пропорциональными коэффициентам 6, - 6 агрессии, на операционном усилителем 12.

Коэффициенты b - 6, находят следующим образом: в каждом экспериментальном цикле экскавации в выбранном для измерения загрузки периоде фиксируют действительный вес горной массы в ковше и величины сигналов от датчиков, квадраторов и умножителей устройства. Совокупности этих данных в доверительном числе экспериментальных циклов являются исходным материалом для оть скания количественных характеристик связи между выходным и первичными параметрами автоконтроля. В результате расчета например с помощью аппарата регрессионного анализа, вычисляют абсолютные величины и знаки весовых коэффициентов 6 - 6„, задаваемые в схеме устройства входными сопротивлениями Rl-R10 и переключателями полярности Вl-B10 соответственно. Расчет прост и может быть выполнен вручную, но для большей точности объективности и быстроты вычислений желательно использовать ЦБМ, посольку в их матобеспечении всегда имеются стандартные программы регрессионного анализа.

В частном случае какой-либо весовой коэффициент (или коэффициент) может оказаться нулем, тогда соответствующее входное сопротивление равно бесконечности, а цепь данного параметра должна быть отключена. Полярность слагаемых можно изменять переключателями Bl — В10 благодаря инвертирующим свойствам операционного усилителя 11.

866076

В период отбора информации, распознаваемой в цикле по некоторым атрибутивным признакам узлом 13, этот узел выдает сигнал на управляющий вход ключа 14 и через замкнутую коммутируемую цепь последнего на индикатор 15 загрузки ковша, с выхода операционного усилителя 12 проходит сигнал расчетного веса, минимально отличающийся в этот период от сигнала действительного веса горной массы в регистрируемом ковше. 1О

Приведенные в описании исходные параметры автоконтроля: натяжение каната, его длина и вылет рукояти не являются единственно возможными как в качественном, так и в количественном смысле. Например, вместо длины выбираемой части подъемного 15 каната можно вполне пользоваться параметром — угол наклона рукояти к стреле— это зависит только от наличия соответствующих датчиков. При необходимости большей точности или непрерывности автоконтроля парк исходных параметров может быть расширен за счет включения в схему устройства датчиков дополнительных координат ковша (например угла наклона платформы к горизонту, скорости или ускорения поворота и т. п.) Сущность изобретения при этом не изменяется, лишь в устройстве возрастает количество блоков умножения и возведения в квадрат. Устройство нечувствительно к таким недостаткам первичных датчиков как нелинейность выходной характеристики.

Использование изобретения позволяет существенно повысить точность автоконтроля в цикле.

Формула изобретения

Устройство автоматического контроля загрузки ковша экскаватора, включающее датчики натяжения каната, вылета рукоятки и длины выбираемой части подъемного каната, подключенные к трем входам вычислителя загрузки ковша, отличающееся тем, что, с целью повышения точности и простоты контроля, оно снабжено узлом распознавания момента контроля, индикатором загрузки ковша и управляемым ключом, ко входам которого подключены выходы узла распознавания момента контроля и вычислителя загрузки ковша, а к выходу — индикатор загрузки ковша, при этом вычислитель загрузки ковша выполнен в виде источника опорного напряжения, трех блоков возведения в квадрат, трех блоков умножения, двух последовательно соединенных операционных усилителей с входными сопротивлениями и переключателями полярности по числу входов, при этом каждая пара входов операционных усилителей подключена к двум неподвижным контактам переключателей полярности, а подвижные контакты через входные резисторы подключены соответственно на выходы источника опорного напряжения, блоков возведения в квадрат, блоков умножения и к трем входам вычислителя, к которым подключены входы блоков возведения в квадрат и блоков умножения, причем последние соединены между собой попарно.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 469893, кл. G 01 G 23/36, 1972.

2. Авторское свидетельство СССР № 411199, кл. Е 02 F 9/20, 1970.

3. Авторское свидетельство СССР № 594262, кл. E 02 F 9/20, 1976.

866076

Составитель С. Санамова

Редактор В Данко Текред Л. Бойкас Корректор O. Билак

Заказ 8022!47 Тираж 696 Подписное

ВНИИПИ Государственносо комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Ра1 и ока я наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», f Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство автоматического контроля загрузки ковша экскаватора Устройство автоматического контроля загрузки ковша экскаватора Устройство автоматического контроля загрузки ковша экскаватора Устройство автоматического контроля загрузки ковша экскаватора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к управлению электроприводом механизма поворота экскаватора-лопаты

Изобретение относится к дорожно-строительной технике, в частности к автогрейдерам

Изобретение относится к строительному производству и предназначено для определения местоположения рабочего органа, например пневмопробойника, в грунте при бестраншейной прокладке подземных коммуникаций

Изобретение относится к горной промышленности и предназначено для управления рабочим оборудованием экскаватора-драглайна

Изобретение относится к землеройной технике, используемой для рытья траншей и т.п

Изобретение относится к землеройно-транспортным машинам и позволяет автоматизировать процесс разработки грунта ими

Изобретение относится к управлению рабочими машинами, используемыми для земляных работ, в частности экскаваторами

Изобретение относится к устройствам управления копанием экскаватора и предназначено для автоматического контроля приближения ковша к массивным металлическим изделиям, в частности к поверхности трубопровода

Изобретение относится к экскаваторам, подъемным кранам, перегрузчикам и другим подобным устройствам с электрическим приводом, совершающим в процессе работы поворот вокруг своей вертикальной оси
Наверх