Демпфер сухого трения

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических республик (n>868383

К АВТОРСКОМУ СВИ ТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 1401„80 (21) 2869039/25-28 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Опубликовано 3009.81 Бюллетень ¹ 36

Дата опубликования описания 300981 (51) М Кл а

16 F 7/08

Государственный комитет

ССС P ио делам изобретений и открытий (53) УДК 621-567 ° 12 (088. 8) (72) Авторы изобретения

A.Ë. Притчин, В.В. Белокуров, С. Ф. Федоров и В.Ф.Хворов (7! ) Заявитель (54) ДЕМПФЕР СУХОГО ТРЕНИЯ

i 2

Изобретение относится к энергопоглощающим устройствам, устанавливаеьым в конструкциях машин, и может быть использовано в области общего машиностроения.

Известно энергопоглощающее устройство, содержащее упруго-изгибающийся стержень, расположенный в корпусе и создающий при изгибе постоянноЕ со.противление осевой нагрузке на,его конец (1 .

Недостатком устройства является недостаточная надежность возврата стержня в исходное положение.

По технической сущности и достигаемому результату наиболее близким к предлагаемому является демпфер сухого трения, содержащий цилиндрический корпус, размещенный в нем шток, взаимодействующие с последним фрикционные колодки и связанные с ними прижимные элементы j23 .

Однако сила сопротивления, создаваемая указанным демпфером, не зависит от величины кинетической энергии штока. Кроме того, будучи связанным с исполнительным механизмом по всей длине рабочего перемещения штока, он создает дополнительные сопротивления его перемещения от трения фрикционных колодок, а также сложен в изготовлении, о работке и настройке.

Цель изобретения — повышение эффективности работы демпфера. укаэанная цель достигается тем, что шток снабжен клиновыми шпонками, устанавливаемыми на его поверхности, прижимные элементы выполнены в виде

;двуплечих: рычагов, на концах которых установлены фрикционные элементы, имеющие призматические вырезы, и опоры которых жестко связаны с внутренней поверхностью корпуса.

На фиг. 1 показан демпфер, продольный разрезр на фиг. 2 — разрез ,А-А на фиг.1; на фиг. 3 - разрез

Б-Б на фиг.1..

Демпфер сухого трения содержит цилиндрический корпус 1, размещенный в нем шток 2 и взаимодействующие с ним фрикционные колодки 3 - 6, с которыми взаимодействуют прижимные элементы, выполненные:в виде дву-. плечих рычагов 7 и 8. Опоры 9 и 10 рычагов 7 и 8 жестко связаны с внут-, ренней поверхностью корпуса 1. Шток

2 снабжен клиновыми шпонками 11 и 12„ которые устанавливаются на его по868183

Формула изобретения

6 4

13 9 12

0 иг. 2

Рцг, Х верхности с помощью пригоночных прокладок 13.

Фрикционные колодки 3, 4 и б имеют призматические вырезы 14 и охваты- вают шток 2, что позволяет увеличить тормозную силу.

В исходном положении шток 2 и фрикционные колодки 3 — б удерживаются пружинами 15 и 16.

Для получения наиболее рационального закона. торможения штока 2 клиновые шпонки 11 и 12 выполнены с пере- менным углом наклона клина и могут быть изготовлены иэ материала "ретинокс".

Демпфер работает следующим образомм. t5

При перемещении штока 2 клиновые шпонки 11 и 12 подходят под фрикционные колодки 3 и 4и, выбрав зазоры, начинают воздействовать на них, разворачивая тем самым двуплечие рычаги щ

7 и 8 вокруг их осей. При этом фрикционные колодки 5 и 6 подходят к штоку 2. При дальнейшем перемещении штока 2 с клиновыми шпонками 11 и 12 фрикционные колодки 5 и б зажимают шток 2 с силой, зависящей от кинетической энергии штока 2, соотношения плеч рычагов 7 и 8 угла клина шпонок 11 и 12 и геометрии призматического выреза 14 фрикционных колодок .3 и 4. Учитывая характер работы устройства, клиновые шпонки сделаны с переменным углом клина. Сначала,когда выбираются зазоры, угол выбран более крытым, а при зажиме штока угол более пологий, так как здесь не требуются значительные перемещения фрикционных колодок 3 и 4, а целеВНИИПИ Заказ 8280/43

Тираж 1009 Подписное

Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная,4 сообразно получить большой выигрыш я силе эажийа.

Предлагаемый демпфер обеспечивает надежное затормаживание движущегося штока, не только йоглощая его кинетическую энергию, но и преобразуя ее в силу торможения — силу сухого трения и дает возможн сть плавной остановки штока на рассчетном пути торможения в конце его хода. Кроме того; устройство несложно в изготовлении, удобно в настройке и сохраняет свою работоспособность в условиях температур от -50 дс +50 С. демпфер сухого трения, содержащий цилиндрический корпус, размещенный в нем шток, взаимодействующие с последним фрикционные колодки и связанные с ними прижимные элементы, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности работы, шток снабжен клиновыми шпонками, устанавливаемыми на его поверхности, прижимные элементы выполнены в виде,двуплечих.. рычагов, на концах которых установлены фрикционные элементы, имеющие призматические вырезы, и опоры которых жестко связаны с внутренней поверхностью корпуса.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент GQA М 3814470, кл. F 16 F 7/ОО, 1978.

2. Авторское свидетельство СССР и 563524, кл.. F 16 F 7/08, 1975 (прототип) .

Демпфер сухого трения Демпфер сухого трения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается фрикционных поглощающих аппаратов автосцепного устройства

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано в центральном или буксовом подвешивании тележек грузовых вагонов

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для защиты объекта от действия вибрации и ударов

Изобретение относится к материалам, предназначенным для снижения шума, и может быть использовано для снижения шума, излучаемого вибрирующими тонколистовыми металлическими структурами типа панелей кузова легкового автомобиля, панелей кабин других наземных транспортных средств, корпусов установок бытовой техники (холодильников, стиральных машин, пылесосов и т.п.)

Изобретение относится к листовым пружинам со средствами для изменения характеристики пружины

Изобретение относится к железнодорожным транспортным средствам, в частности к фрикционным поглощающим аппаратам автосцепки

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к фрикционным демпферам

Изобретение относится к технике защиты людей и оборудования от вредного воздействия вибрации и ударов
Наверх