Опора для корпуса судна

 

Л. М. Гилев и А. А. Живот вский, (72) Авторы изобретения а (71) Заявитель (54) ОПОРА ДЛЯ КОРПУСА СУДНА

Изобретение относится к судостр ению и судоремонту.

По основному авт.св. СССР Ф 417337 известна опора для корпусов судов, содержащая откидной кильблок, поворотный на шарнире до упора в ограничиS тельную площадку с помощью сил плавучести отсека кильблока при его погружении в воду и всплытии судна, у которого центр тяжести кильблока разго мещен выше центра давления силы плавучести отсека кильблока, à плоскость, перпендикулярная к диаметральной плоскости судна и содержащая точку центра тяжести кильблока, располо15 жена между плоскостями, перпендикулярными к диаметральной плоскости судна, одна из которых содержит ось шарнира поворота кильблока, а другая точку центра давления силы плавучес20 ти отсека кильблокаГ1), Недостатком указанного устройства является большая трудоемкость их изготовления и обслуживания в процессе эксплуатации, обусловленная наличием отсека плавучести, что связано с изготовлением и монтажом отсека плавучести на кильблоке и не обходимостью испытания этого отсека плавучести на непроницаемость перед спуском судна на воду, так как в случае водотечности отсека плавучести при погружении судна в воду и его всплытии кильблок не повернется ввиду отсутствия момента от сил плавучести и, следовательно, судно при ограниченной высоте свободного уровня акватории над спусковым устройством невозможно вывести с трансбордера.

Целью изобретения является снижение трудоемкости изготовления и обслуживания в процессе эксплуатации и повышение надежности работы.

Цель достигается тем, что механизм поворота кильблока выполнен в виде встроенной между основанием и кильблоком пружины, при этом опора

870247.набжена взаимодействующим с корпусом судна стопорным приспособлением.

На фиг. 1 изображена опора для корпуса судна; общий вид на фиг. 2—

) сечение А-А на фиг. 1 при нахождении корпуса судна на опоре; на фиг.3то же при частичном всплытии корпуса

У судна над опорой; на фиг. 4 — то же при полностью всплытом корпусе судная над опорой; на фиг. 5 — то же при нахождении корпуса судна на опоре при другом из вариантов выполнения стопорного приспособления.

Опора для корпуса судна состоит иэ кильблока 1, шарнира 2, ось 3 ко- торого размещена перпендикулярно диаметральной плоскости 4 судна 5, прикрепленного к основанию 6, например, к спусковой тележке, на верхней части котОрого укреплены упоры 7, в КОТОрые своей нижней частью опирается кильбдок 1, и ограничительная площадка 8; ограничивающая заваливание кильблока 1. Опора для корпуса судна имеет механизм поворота кильблока при погружении судна 5 в воду и его всплытии и стопорное приспособление для удержания кильблока 1 в вертикальном рабочем положении, когда на опоре не размещено судно 5.

Механизм поворота кильблока 1 при

30 погружении судна 5 в воду и его всплытии выполнен в виде встроенной между основанием 6 и нижней опорой поверхностью 9 кильблока 1 пружины 10, Стопорное приспособление в одном

35 иэ вариантов выполнено в виде поворотного, подпружиненного относительно основания 6 пружиной II запора 12, снабженного шарниром 13, ось которого

40 перпендикулярна диаметральной плоскости 4 судна 5, укрепленного к основанию 6 со стороны 14 кильблока 1, противоположной его заваливанию. Один конец 15 запора 12 взаимодействует с укрепленным к кильблоку 1 фланцем 16, 45 а другой его конец 17 размещен в отверстии 18 прилива 19 штока 20, размещенного в отверстиях 21, 22 верхнего

23 и нижнего 24 кронштейнов, укрепленных к боковой стороне 14 кильблока 1, противоположной его заваливанию и подпружиненного пружиной 25 так что верхний его конец 26 взаимодействует с днищевой частью 27 судна 5.

Шток 20 имеет ограничитель перемеще- 55 ния, выполненный в виде укрепленного к нему упора 28, взаимодействующего с кронштейном 23, и фиксатор положения, выполненный в виде размещенной в отверстии 29 штока 20 чеки 30, взаимодействующей с кронштейном 23.

В другом из вариантов стопорное приспособление выполнено в виде размещенной в направляющей проушине 31 задвижки 32, взаимодействующей с фланцем 16 кильблока 1.

Первый из вариантов стопорного при способления обеспечивает предотвращение заваливания кильблока от воздействующих на него направленных вдоль судна в сторону эаваливания кильблока горизонтальных усилий от веса размещенного на опоре судна и может быть использован в опорах для судов, имеющих нецилиндрические килавые образования корпуса, а также в оконечностях судов, Второй вариант стопорного приспособления может быть использован в опорах для судов, имеющих цилиндрические образования корпуса судна, где не имеют места воздействующие на кильблок направленные вдоль корпуса судна в сторону заваливанин кильблока горизонтальные усилия от веса размещенного на опоре судна.

На ограничительной площадке смонтирован датчик 33, например, выключатель сигнального приспособления, сигнализирующего о заваливании кильблока 1 до упора в основание 6.

Работа опоры для корпуса судна осуществляется следующим образом.

Кильблок поворачивают вокруг шарнира 2 и устанавливают его в рабочее вертикальное положение, при этом пружина 10 сжимается, а нижняя опорная поверхность 9 кильблока .1 опирается в основание 6. Запор 12 поворачивают вокруг шарнира 13 до упора конца 15 запора во фланец 16 кильблока 1, шток 20, находящийся под воздействием сжимаемой пружины 25, опускают вниз до ввода конца 17 запора

12 в отверстие 18 прилива 19 штока

20 и в отверстие 29 штока 20 вставляют чеку 30, которая, взаимодействуя с верхним кронштейном 23, удерживает шток 20 в,нижнем опущенном положении, который в свою очередь удерживает запор 12 в положении, взаимодействующем с фланцем 16 кильблока 1, и предотвращает поворот кильблока 1 от воздействия момента, создаваемого сжатой пружиной 10.

После постановки судна 5 на опору чеку 30 вынимают из отверстия 29

870?47

О, вследствие чего последний штока 20 иод воздействием пружины 25 верхним своим концом 26 упирается в днищевую часть 27 судна 5 и удерживается ею в нижнем положении, фиксируя запор

12 в по оложении, взаимодействующем с фланцем 16 кильблока 1, вследствие чего предотвращается поворот кильблока l o т воздействующих на него момента от усилий, направленных вдоль судна в сторону заваливания кильблока от веса размещенного на опоре судна, и момента, создаваемого сжатой пружиной 10.

П ри погружении судна 5 в воду и его всплытии над верхней опорной поверхностью 34 кильблока 1 на последний воздействует только момент, создаваемый сжатой пружиной 10, который воспринимается эапором 12, вэаимодей- 20 ствующим с фланцем 16 кильблока 1.

По м мерь всплытия судна 5 над верхней опорной поверхностью 34 кильблока шток 20 под воздеиствием пружины 25

t упираясь своим концом 26 в днищевую 25 часть 27 судна 5, перемещается в отверстиях 2!, 22 кронштейнов 23, 24 вверх, при этом прилив 19 штока 20 перемещается относительно размещенного в его отверстии 18 конца 17 за- 30 пора 12. При достаточном всплытии судна 5 конец 17 запора !2 выходит из зацепления с приливом 19 штока 20, запор 12 под воздействием пружины Il поворачивается вокруг шарнира 2, и .конец 15 выходит иэ зацепления с

35 фланцем 16 кильблока l, при этом упор

28 упирается в верхний кронштейн 23, ограничивая перемещение штока 20 а

t кильблок под воздействием момента, создаваемого пружиной 10, поворачи40 вается вокруг шарнира 2. Центр тяжести 35 кильблока 1 перемещается относительно оси 3 шарнира 2 в сторону заваливания кильблока 1, который под воздействием момента, создаваемого пружиной 10, и моментаот силы тя-. жести кильблока 1 относительно шарнира 2 заваливается до упора в ограничительную площадку 8 и воздействует на укрепленный к ней датчик 33, например, выключатель, сигнализирующий о эаваливании кильблока I.

При другом выполнении стопорного приспособления на опоре, состоящего из размещеннои в направляющей проуши5S не 31 задвижки 32, взаимодействующей с фланцем 16, кильблок 1 также поворачивают вокруг шарнира 2 и устанавлинают его в рабочее вертикальное положение, при этом пружина !О сжимается, нижняя опорная поверхность 9 кильблока опирается в основание 6

Ч а задвижку 2 перемещают в направляющей. проушине 31 до зацепления ее с фланц ем 16 которая и воспринимает опрокидывающий кильблок 1 момент, создаваемый сжатой пружиной 10 относитель0 но шарнира 2. После постановки судна

5 на опору задвижку 32 выводят иэ зацепления с фланцем 16 и опрокидывающии кильблок момент, создаваемый сжатой пружиной IO относительно ша—

P нира 2, уравновешивается моментом от усилий веса тяжести, размещенного на. опоре судна 5.

При погружении судна 5 в воду и всплытии его над верхней опорной поверхностью 34 кильблока 1 последний под воздействием момента, создаваемо го сжатой пружиной 10 относительно шарнира 2, поворачивается, взаимодействуя вместе с тем с находящейся над ним днищевой частью 27 судна 5. При дальнейшем всплытии судна 5 кильблок

1, поворачиваясь, прекращает взаимодействовать с днищевой частью 27 судна 5 и заваливается до упора в ограничительную площадку 8, при этом при повороте кильблока l центр тяжести

35 его перемещается относительно оси

3 шарнира 2 в сторону заваливания кильблока 1, вследствие чего врзникает дополнительный эаваливающий кильблок момент от сил тяжести кильблока.

Выполнение в опоре для корпуса судна механизма поворота кильблока при погружении судна в воду и его всплытии в виде встроенной между .основанием и кильблоком пружины и взаимодействующим с кильблоком стопорным приспособлением обеспечивает снижение трудоемкости изготовления опоры и снижение трудоемкости обслуживания в процессе эксплуатации. Кроме того, это обеспечивает повышение надежности работы опоры, обусловленное повышением надежности эаваливания кильблока при погружении судна в воде и его всплытии, а следовательно, повышение надежности спуска судна при ограниченной высоте свободного уровня акватории над спусковым приспособлением.

Формула изобретения

Опора для корпуса судна по авт. св. !! 417337, о т л и ч а ю щ а я

87024 с я тем, что, что с целью снижения трудо-. емкости изготовления и обслужи вания в процессе эксплуатации и и повьпцения надежности работы, мех нн а зм поворота кильблока выполнен в виде встроенной между ос основанием и кильблоком пружины, при этом о пора. снабжена взаимо7 В действующим с корпусам суд на стопорным приспособлением.

Источники информации, п инятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство во СССР

У 417337, кл. В 63 С 5/04, 08.07.71 (прототип).

Опора для корпуса судна Опора для корпуса судна Опора для корпуса судна Опора для корпуса судна Опора для корпуса судна 

 

Наверх