Пружинное устройство для стопорения вала

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К . АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистическими

Республик (i ii 872861 (6I ) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 07.12.79 (21) 2849060/25 — 27 с присоединением заявки №вЂ” (28) Приоритет— (51) М. Кл.

F 16 F 3/07

Геаударотеанный комитет

СССР. по делам изеоретеиий и открытий (53) УДК621.272.2 . (088.8) Опубликовано 15.10.81. Бюллетень № 38

Дата опубликования описания 15.10.8!

В, И. Терехов, Д. В. Терехов, С. Д. Филиппов и P., И. Пудовик (72) Авторы изобретения

Челябинский политехнический институт им. Ленинского, комсомола и специальное конструкторское бюро

1

"Ленгидросталь" (71) Заявители (54) ПРУЖИННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТОПОРЕНИЯ ВАЛА

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в станкостроении, самолетостроении, транспортном машиностроении для торможения в системах с гидроприводом.

Известно пружинное устройство для стопореиия вала, содержащее корпус, смонтированный в нем вал с установленным с натягом стопорным элементом, имеющим форму винтовой пружины, выполненной из трубки со штуцером, один конец которой закреплен в корпусе, а свободный конец герметично закрыт. Для увеличения площади контакта трубка выполнена элиптического сечения, при подаче в нее . рабочего тела под давлением она деформируется, освобождая вал, который приобретает возможность вращения в обе стороны. После сброса давления трубчатая пружина охватывает вал, фиксируя его от поворота в сторону навивки (1).

Опнако это устройство является недостаточно надежным и долговечным из-за износа трубки, особенно интенсивного в первых витках, воспринимающих крутящий момент при затяжке. Данное стопоряшее устройство обладает, недостаточной нагрузочной способностью, по-. скольку для управления устройством необходимы тонкостенные трубчатые пружины, которые оказываются перегружены у основания и недогружены у свободного конца.

Цель изобретения — повышение надежности и долговечности при соблюдении компактности изделия.

Эта цель достигается тем, что в пружинном стопоре вала, содержащем корпус, смонтированный в нем вал с установленным с натягом стопорным элементом, имеющим форму винто вой пружины, выполненной иэ трубки со штуцером один конец которой закреплен в корпусе а свободный конец герметично закрыт, стенки трубки выполнены переменного сечения с утолщением к эакрепленттому концу, при этом витки стопорного элемента в местах утолщения стенок установлены с зазором относительно вала.

Часть витков элемента со стороны закрепленного конца выполнены сплошного сечения и установлены с гарантированным зазором.

872861

На фиг, 1 представлен пружинный стопор с многовитковой пружиной из трубки эллиптического сечения со стенками переменной толщины и развертка пружины; на фиг. 2 — то же с комбинированной многовитковой пружи- 5* ной и развертка пружины.

Пружинный стопор содержит многовитковую пружину из трубки 1 эллиптического сечения с переменной толщиной стенки, насаженную на вал 2 таким образом, что первые витки со

Пружинный стопор работает следующим образом

При подаче давления жидкости или газа во . внутреннюю полость трубки 1 последняя деформируется, образуя зазор, необходимый для вращения вала 2. Пружина прижимается при этом к внутренней поверхности корпуса 3

После сброса давления под действием упругих сил трубка охватывает вал. При повороте вала в сторону навивки происходит самозатягивание и фиксация. Усилие от стопорящего момента

30 воспринимается на корпус 3 через штуцер 4 или специальные зажимные устройства.

Пружинный стопор (фиг, 2) содержит многовитковую комбинированную пружину, выполненную составной из двух частей. Одна часть сплошного прямоугольного сечения 5 сварена ,с другой частью из трубки эллиптического сечения 7. Часть пружины сплошного сечения установлена с зазором, а трубчатая — с натягом.

Для подвода жидкости или газа в месте соединения двух частей пружины приварен штуцер

8 и предусмотрено окно 9 в корпусе, обеспечивающее перемещение штуцера при затяжке.

При подаче жицкостй под давлением во внутреннюю полость пружины последняя деформируется и обеспечйвает зазор, необходимый для 4з

4 вращения вала 2. Часть стопорного элемента из пружины сплошного сечения 6 также дефор-. мируется под действием упругих сил и увели, чивает зазор между валом и пружиной. При сбросе давления пружина охватывает вал, при повороте которого в сторону навивки происходит самоэатягивание сначала части 7 пружины, а затем и части 6 пружины. Основную нагрузку при фиксации вала от поворота воспринимает часть в пружины.

Использование стопора с пружиной перемен- ного сечения увеличивает его нагрузочную способность в 2,5 раза, а использование комбинированных пружин увеличивает нагрузочную способность в 5 раз. При этом, поскольку основное усилие торможения прикладывается в основном к.трем первым от места крепления виткам, использование комбинированных пружин устраняет выход из строя из-за износа

I при истирании, Формула изобретения

1. Пружинное устройство для стопорения вала, содержащее корпус, смонтированный в нем вал с установленным с натягом .стопорным элементом, имеюшдм форму винтовой пружины, выполненной из трубки, соединенной со штуцером, один конец которой закреплен в корпусе, а свободный конец герметично закрыт, о тличающееся тем,что,сцельюповышения надежности и долговечности, стенки трубки выполнены переменного сечения с утолщением к закрепленному концу, при этом витки стопорного элемента в местах утолщения стенок установлены с зазором относительно вала.

2, Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что часть витков элемента со стороны закрепленного конца выполнены сплошного сечения и установлены с гарантированным зазором.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР N 359453, кл. F 16 F 3/07 1971,

Пружинное устройство для стопорения вала Пружинное устройство для стопорения вала Пружинное устройство для стопорения вала Пружинное устройство для стопорения вала 

 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к области транспортного машиностроения. Компоновочная схема рулевого управления грузовых транспортных средств содержит узел поперечных рулевых тяг, приводное устройство и рычажный элемент. Рычажный элемент закреплен с возможностью поворота в первом центре вращения системы. Приводное устройство включает возвратный механизм, активирующий механизм и демпфирующий механизм. Узел поперечных рулевых тяг закреплен с возможностью поворота во втором центре вращения на рычажном элементе так, чтобы смещение узла поперечных рулевых тяг вдоль поперечной оси вызывало поворотное движение рычажного элемента вокруг первого центра вращения. Возвратный механизм содержит элементы цилиндра и возвратный элемент. Элементы цилиндра выполнены в виде полых цилиндров. Соотношение максимального хода пружины возвратного элемента к общей длине возвратного механизма в нейтральном положении составляет от 0,3 до 0,8. Система рулевого управления содержит упомянутую компоновочную схему рулевого управления с упомянутым возвратным механизмом. Достигается компактность рулевого управления. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх