Электрогидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ 877152

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 25 1 079 (21) 2872257/18-24 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Ф

Опубликовано 30.1081. Бюллетень № 40 (51)М. Кл.

F 15 В 9/03

В 60 К 41/00

3Ьеударетеены11 кемнтет

CCCP не делам нзебрвтеннй н еткрытнй (53) Уд К621-525 (088. 8) Дата опубликования описания 30.1081

А.И.Эпштейн, Н.Н.Гевейлер, А.А.Ляховецки и В.А.Мосягин (72) Авторы изобретения

f

1 т

I ст

ЩВЛЯ0-; 1.;;.

1 (7l ) Заявитель (54) ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

ФРИКЦИОННЬМИ ЭЛЕМЕНТАМИ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам управления фрикционными муфтами гидромеханической ступенчатой коробки передач транспортного средства, преимущественно трактора.

Известна гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач транспортных средств, содержащая переключающее устройство, выполненное в виде: клапанов с пла10 вающими поршнями, и гидроаккумулятор, выполняющий функцию реле времени и определяющий время работы переключающего устройства 111.

Такая гидравлическая система управления обеспечивает получение необходимого перекрытия при переключении передач. Однако существенно увеличивает габарит коробки передач и усложЮ няет коммуникацию гидросистемы.

Известна также гидравлическая система, в которой гидроаккумулятор заменен устройством для кратковременной подпитки выключаемого фрикционного элемента, состоящего из делителя потока с подпружиненным золотником, в торце которого выполнено дроссельное отверстие, сообщающее гидронасос с клапаном избирателя передач, и клапана подпитки, управляемого давлением в дроссельной полости золотника делителя потока и сообщающего нагнетательную магистраль через переключающее устройство с выключенным фрикционным элементом. В устройстве, несмотря на некоторые упрощения гидросистемы, узлом сравнения давлений в подключенном и отключенном фрикционных узлах также является устройство, выполненное в виде клапанов с плавающими поршнями. При этом узел отключения кратковременной подпитки состоит из делителя потока, в торце подпружиненного золотника которого выполнено дроссельное отверстие, т.е. момент отключения узла подпитки зависит от силы сжатия пружины 21.

877152

Недостатком таких систем является невысокая надежность, Цель изобретения — повышение надежности системы.

Указанная цель достигается тем, что в системе, содержащей переключатель передач, датчик давления в главной магистрали гидросистемы, датчик опорного сигнала и последовательно включенные усилители и исполнительные механизмы, выходы которых соединены с золотниками фрикционных элементов коробки передач, подключенными к главной магистрали, введены элемент сравнения, входы которого подключены к датчику опорного сигнала и датчику давления в главной магистрали гидросистемы, подключенный к выходу элемента сравнения формирователь и подключенные первыми входами к выходу формирователя триггеры по числу фрикционных элементов коробки передач, вторые входы триггеров подключены к выходам цереключателя передач, а выходы триггеров соединены с входами соответствующих усилителей.

В качестве исполнительных механизмов системы используются электромагниты, якоря которых соединены с золотниками фрикционных муфт соответствующих передач.

Применение электронного слежения за давлением в гидросистеме в режиме переключения передач позволяет осуществить конструктивно простое следящее действие эа процессом заполнения цилиндров (бустеров) фрикционных муфт и определить момент его окончания.

На чертеже изображена схема систеСистема содержит главную магистраль 1 гядросистемы, датчик 2 давления главной магистрали гидросистемы, исполнительные механизмы с золотниками фрикционных элементов первой, второй., третьей, четвертой коробки передач соответственно 3-6, элемент

7 сравнения, формирователь 8, триггеры 9-12, усилители 13-16, переключатель 17 передач, датчик 18 опорного сигнала (типа потенциометра) .

Система работает следующим образом.

На вход элемента 7 подаются сигналы с электрического датчика 2 давления и датчика 18 опорного сигнала.

Выход элемента соединен через форми рователь 8 с триггерами 9-12, сигналы с каждого иэ которых для согласования с исполнительными механизмами

4 проходят через соответствующий усилитель 13-16, Исполнительные механизмы (электромагниты) 3-6 через золотники обеспечивают подачу масла в соответствующий бустер передач главной магистрали 1 гидросистемы.

При положении переключателя 17 на позиции I триггер 9,.устанавливается в состояние, обеспечивающее

10 через усилитель 13 включенное состояние исполнительного механизма— электромагнита 3 первой передачи.

При переходе с первой на вторую передачу (или третью, четвертую) переклю15 чатель 17 переводится в положение

1! (или III IV), триггер 10 устанавливается в состояние, обеспечивающее через усилитель 14 включение исполнительного электромагнита 4 вто?р рой передачи. Триггер 9 при этом не изменяет своего состояния, т,е. в момент переключения включены элект— ромагниты 3 и 4 двух передач. При срабывании электромагнита 4 (или 5, 6) давление в главной магистрали гидросистемы падает, уровень сигнала с выхода датчика 2 изменяется. При этом резко уменьшается потенциал элемента

7 сравнения. После заполнения цилиндра (бустера) включаемой передачи и окончания процесса включения ее фрикционных элементов давление в главной магистрали, а следовательно, и уровень сигнала с датчика 2 возвращаются в исходное состояние. При достижении

35 возрастающего сигнала с датчика Up„, значения, равного опорному сигналу, элемент 7 сравнения резко изменит свой выходной потенциал. По этому

40 перепаду напряжения формирователь 8 формирует короткий гмпульс управления U . Этот импульс устанавливает триггер 9 в новое состояние, обеспечивающее отключение электромагнита 3, и, следовательно, первой передачи.

Таким же образом система обеспечи,I вает поддержание включенного состояния любой отключаемой передачи до момента полного включения требуемой передачи.

Примененйе предлагаемой системы управления фрикционными элементами коробки передач транспортных средств позволит улучшить плавность хода при переключении передач, повысить ресурс работы фрикционных узлов и на 2-47 поднять производительность транспортных средств за счет увеличения быстродействия переключения.

Формула изобретения

8771

Электрогидравлическая система управления фрикционнымн элементами коробки передач, содержащая переключатель передач, датчик давления в главной магистрали гидросистемы, датчик опорного сигнала и последовательно включенные усилители и исполнительные механизмы, выходы которых соеди-. 10 иены с золотниками фрикционных элементов коробки передач, подключенными к главной магистрали, о т л и— ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности системы, в ней 1S установлены элемент сравнения, входы которого подключены к датчику опорного сигнала и датчику давления в

52 6 главной магистрали - гидросистемы, подключенный к выходу. элемента сравнения формирователь и подключенные первыми входами к выходу формирователя триггеры по числу фрикционных элементов коробки передач, вторые входы триггеров подключены к выходам переключателя передач, а выходы триггеров соединены с входами соответствующих усилителей.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9556963, кл. В 60 К 41/00, 1975.

2. Авторское свидетельство СССР

9526535, кл. В 60 К 41/00, 1973 (прототип).

877152

Составитель И.Шепилова

Техред @.Надь

Корректор Н.Швьщкая

Редактор С.Юско

Заказ 9560/54. Тираж 752

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4.

Электрогидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач Электрогидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач Электрогидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач Электрогидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам автоматического управления и регулирования

Изобретение относится к области гидроавтоматики и может быть использовано в гидросистемах летательных аппаратов
Наверх