Способ контроля приработки трущихся поверхностей двигателя внутреннего сгорания

 

Союз Советскнк

Соцналнстнчесннх

Ресттублнк

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ, <118?9364 (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 180130 (21) 2875674/25-06 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Опубликовано 071181 Бюллетень № 41

Дата опубликования описания 07 ° 11. 81 (53)M, Кл3

G 01 М 15/00

Государственный комитет

СССР

flo аеяам изобретений н открытий (S3) НЖ 621. 436:629. . 12. 004. 58 (088. 8) (72) Автор изобретения

В. A. Аллилуев

Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени сельскохозяйственный институт (71) Заявитель (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПРИРАБОТКИ ТРУЩИХСЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ

ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к области диагностики и приработки двигателей внутреннего сгорания.

Известны способы контроля приработки трущихся поверхностей двигателей внутреннего сгорания, заключающиеся в том, что регистрируют вибро акустические характеристики в области контролируемых трущихся поверхностей, в качестве характеристик регистрируют временную реализацию вибраций, определяют параметры характеристик, по которым судят о при-) работке трущихся поверхностей (1).

Однако эти способы не могут в полной мере и с необходимой точностью определить техническое состояние трущихся поверхностей сопряженных кинематических пар двигателя, степень приработки их друг к другу.

Целью изобретения является обеспечение постоянного контроля за приработкой трущихся поверхностей деталей при обкатке двигателя, определения окончания обкатки, контроль завершения приработки сочлененных деталей.

Поставленная цель достигается тем, что в качестве характеристик дополнительно регистрируют спектр амплитуд, раепределенных по частоте, и разброс амплитуд, а в качечестве параметров характеристик определяют сужение спектра, уменьшение амплитуды и моменты стабилизации спектра и разброса.

Пример. Вибродатчик (акселерометр) устанавливают в области прирабатывающихся деталей на наружной поверхности двигателя. Например, для определения показателей цилиндропоршневой группы дизеля СМД-14 датчик устанавливается с правой стороны блока по осМ проверяемого цилиндра

15 на расстоянии от верхней кромки блока 100 — 105 мм. Датчик соединяется с осциллографом типа Сl-18 и анализатором спектра.

20 д.игатель новый или проще, ий капитальный ремонт, устанавливается на обкаточно-тормозной стенд и прокручивается. С момента начала обкатки регистрируются следующие характеристики: временная реализация вибрации (по трубке осциллографа), спектр (по экрану анализатора) и разброс амплитуд при обкатке (по стрелочному или цифровому прибору, например при30 бору ВДП-2 ЛСХИ) °

879364

Обозначения для фиг. 1 и 2 следующие : 1 — временная реализация вибрации; 2 — отметка верхней мерт-: вой точки;. 3 — отметка времени; 41

A y (2) — максимальная амплитуда виброймпульса, формируемого в области верхней мертвой точки данного цилиндра; mA>(2)- математическое ожидание интейсивности вибрации (сред- 50 нее статистическое).

Из приведенных временных реализаций и спектров видно, что при обкатке с течением времени реализации и спектры вибрации в области цилиндров изменяются. В начале обкатки максимальная амплитуда имела значение

9,7 мВ (по трубке осциллографа), со временем она постепенно уменьшалась и через 3 ч обкатки составила 5 мВ.

Математическое ожидание интенсивнос- бР ти вибрации в области цилиндров (среднее статистическое) в начале обкатки составило юд =5,5 g (д =

981 см/с ), а через 3 ч обкатки тд = 3,4

65

По изменению параметров временной реализации, спектра вибрации и величине разброса амплитуд контролируется протекание процесса обкатки. В процессе обкатки регистрируемые виброакустические параметры достигают определенных значений, соответствующих характеристикам полностью приработанных деталей, что и является показателем приработки деталей и завершения обкатки.

После обкатки, когда виброакустические характеристики установились и при продолжении обкатки не меняются, зти характеристики можно использовать для оценки качества обкатанных двигателей и распределения их по группам. Например, колебание амплитуды вибрации dp = 5Ъ вЂ” I группа; ОА =10% — 2 группа и т. д.

В качестве примера далее приводятся реализации вибрации в зоне цилиндропоршневой группы дизеля

СМД вЂ” 14 в период обкатки.

Через каждые 15 мин обкатки на определенном режиме прокручивания (n = 800 об/мин) регистрировались виброакустические характеристики в области цилиндров двигателя.

На фиг. 1 приведена временная реализация вибрации в области ЦНГ дизедя СМД-14 A зарегистрированная в первые минуты обкатки;:на фиг. 2 .— временная реализация вибрации через

3 ч обкатки; на фиг. 3 представлены распределения интенсивности вибрации по частоте для начала обкатки; на фиг. 4 — то же через 3 ч; на фиг. 5 приведена зависимость разброса амплитуды вибрации в области ЦПГ (максимальной .амплитуды виброимпульса, формируемого в области ВМТ проверяемого цилиндра) от времени обкатки. 40

Существенно изменяется в период обкатки цилиндропоршневой группы (ЦПГ) двигателя спектр вибрации в области цилиндров. Сравнивая спектрограммы, соответствующие началу (см. фиг. 3) обкатки и моменту через 3 ч обкатки (см. фиг. 4) можно отметить, что с прекращением скалывания и вы" равниванием микронеровностей на трущихся поверхностях деталей спектр сужается, низкочастотные составляющие 50 — 2000 Гц пропадают, вибрации в полосе частот 2000 — 20000 Гц в конце обкатки стабилизуются и.становятся постоянными, не зависящими от дальнейшего увеличения времени обкатки.

В период обкатки наблюдается существенное колебание амплитуды вибрации относительно среднего значения и беспрерывное изменение спектра.

После обкатки и приработки деталей зти характеристики стабилизируются.

Из фиг. 5 видно, что разброс амплитуды вибрации в период обкатки ЦПГ двигателя с течением времени уменьшается и при завершении приработки деталей становится постоянной величиной, не зависящей от времени. Величину разброса амплитуды вибрации удобно регистрировать чувствительным стрелочным или числовым прибором.

В дополнение можно отметить, что появление в реализациях и спектрах дополнительных составляющих указывает на неисправности проверяемого узла (наличие трещин, задиров, закли" нивания) и при наличии набора спект- ров и реализаций вибрации дефектационных зон двигателя с различными видами неисправностей деталей позволяет определить в период обкатки так же дефекты ремента деталей и сборки двигателя.

Внедрение предлагаемого способа позволит с высокой точностью устанавливать завершенность обкатки, оценивать качество новых и отремонтированных двигателей, а также определить дефекты ремонта деталей и сборки двигателей (наличие трещин, задиров, заклинивания).

Формула изобретения

Способ контроля приработки трущихся поверхностей двигателя внут реннего сгорания, заключающийся в том, что регистрируют виброакустические характеристики в области контролируемых трущихся поверхностей, в качестве характеристик регистрируют временную реализацию вибрации и определяют параметры характеристик, по которым судят о приработке трущихся поверхностей, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью постоянного контроля при обкатке, в качестве характеристик дополнительно регистрируют спектр амплитуд, распределенных по частоте, и разброс амплитуд, а в качестве параметров характеристик определяют сужение спектра, уменьшение амплитуды и моменты стабилизации спектра и разброса.

879364

Источники информации, . принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 453603, кл. G 01 И 15/00, 1976 °

002 с (Рие. 1

879364

Рие. 2

2 б 125 25 Ю Ю0 700 400 800 (б Р 15 6Р /2,5

% d Ж У,5 63 Ю 250 Ю0 f 2 Ф В 6

Ю 20 И ВО Ю И а0 g5 ген S e 20

Mz E яН1 — — —

Фие. 5

879364

2 б СР 25 Л 90 2% 480 КР /,6 315 63 в а зр и и ze ж i z. в

Ю и И 80 Ю 515 á30 f,25 Р5 5 5

Rr.

@tee.4

ВНИИПИ Закаэ 9407/8 Тираж 910 Подлисное

Зилиал ППП Патент, г.Ужгород, ул.Проектная,4

Способ контроля приработки трущихся поверхностей двигателя внутреннего сгорания Способ контроля приработки трущихся поверхностей двигателя внутреннего сгорания Способ контроля приработки трущихся поверхностей двигателя внутреннего сгорания Способ контроля приработки трущихся поверхностей двигателя внутреннего сгорания Способ контроля приработки трущихся поверхностей двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх