Устройство для контроля знаний обучаемых

 

Союз Советсини

Социалистических

Республик

O Il И С А Н И Е 879622

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

* з 1

-г (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 18.03.80 (21) 2891759/18-24 (53)M. Кл. 09 В 7/02 с присоединением заявки М—

Государственный комитет (23) Приоритет—

Опубликованд 07.11.81. Бюллетень № 41 по делам изобретений и открытий (53) УДК 681.3. .071 (088.8) Дата опубликования описания 10,11.81

П. Р. Исматуллаев, Г. И. Икрамов, К. Шахамалов и А. Б. Гринвальд (72) Авторы изобретения

Ташкентский политехнический институт им, Беруни (71) Заявитель (54) YCTPOACTBO ДЛЯ КО11TPOJ1H ЗНА1-11П I СБУЧАБМ11Х

Изобрс-.тение относится к области автоматизации и вычислительной техники и мо— жет быть применено для обучения в учебных заведениях при прссведении контроля знаний учащихся с возможностью получения дифференцированной оценки.

Известные устройства для контроля знаний обучаемых (1, 2J рассчитаны на общий контроль освоения пройденного материала путем автоматизации функпий оп10 роса по двухбалльной системе. При более глубокой качественной OUFHKF. в значительной степени усложняется их конструкция, что снижает надежность работы и увеличивается стоимость устройства.

Наиболее близко к изобретению устройство (2), содержащее пульты учащихся, подключенные к коммутатору пультов, соединенному параллельно с узлом индикации оценки, а такм<е с табло ответов и контрольным табло, подключенным к пультам учаши ся, выпрямитель, электромагнитное реле, суммирующий трансформатор, подключенный K коммчтатору пультов, табло ответог. и к узлу индикации оценки, со— стоящему из лампочек индикации Отлично" и "Плохо".

Недостатком таких устройств является невозможность получения точной качественной оценки знаний учащихся по четырехI балльной системе при ответе на поставленные вопросы, как это принято в учебных заведениях при контроле знаний обучаемых, сложность и недостаточная надехсность работы устройств ..

Целью изобретения является упроще- ние и повышение точности работы устройстга при спенке знаний учащихся. ь1ель достигается тем, что в устройство, содержащее регистры вопросов и ответов, соединенные выходами с соответствующими входами блока сравнения, первый и вторсй выходы которого подклю«ешя ко входам блока индикации и формирователя сигналов окончания ответа соответственно, и регистратор оценок, введены четь ре блока элементов И, два блока ключей, блок элементов ИЛИ, пять элем.ентов ИЛИ, 8796 три ключа и элемент И. Выход формирова. теля сигналов окончания ответа соединен с первым входом первого ключа и первыми входами первого блока элементов И, вторые входы которого подключены к выходу блока сравнения, а выходы — к первым входам первого блока ключей, второго блока ключей, второго блока элементов И и ко входам блока элементов ИЛИ, третьего блока элементов И и элемента И, t0 выход которого соединен с первь>м входом регистратора сценок и с первым входом второго ключа, подключенного выходом. ко второму входу регистратора сценок, с входом — к гыходу первого элемента ИЛИ, 15 входы которого через четвертый блок элементов И соединены с выходами первого и второго блска элементов И. Выход второго блока к.>кчей через второй элемент

ИЛИ подключен к первому входу третьего 20 элемента ИЛИ, второй вход которо> о через четверть>й элемент ИЛИ соедцнен с выходом первого блока ключей, подключенного вторым. входом к выходу блока элементов ИЛИ, соединенному сс вторым вхо- 25 дом первого ключа, выход которого подклк>чен к третьему входу второго элемент»

ИЛИ, соединенного: выходом с третьим входом регистраторе оцеиок, четвертый вход которого через третий ключ подключен к З0 выходу второго ключа и выходу пятого элемента ИЛИ,.соединенного входами с соответствук>шими вь;ходами второго блока элементов И . Выходы третьего блока элементов И подклк>чены ко вторым входам второго блока ключей и второго блока элементов И.

На чертеже представлена фугкциональ-, ная схема предлагаемого устройства.

Оно содержит регистр 1 ответов, блок 40

2 сравнения, регистр 3 вопросов, блок 4 индикации, формирователь 5 сигналов OKGkkчания ответа, блок 6 элементов .И, блок 7 кшочей, блок 8 элементов ИЛИ, элементы

ИЛИ 9 и 10, ключ 11, блох 12 элементов И, блок 13 ключей, блок 14 элементов И, элементы ИЛИ 15,16,17, ключи

18, 19, блок 20 элементов И, элемент

И 21 и ячейки индикации оценок 22, 23, 24, 25 (."Неудовлетворительно", "Удовле50 творительно, "Хорошо", и "Отлично" ), составляющих регистратор 26оценок.

Регистры 1 и 3 соединены с блоком 2, устанавливающим правильность или ложность ответа учащегося на заданный воп:- 55 рос с выдающим соответствующие сигнал>,> в блок 4 и параллельно на первые входы ,>лока 6, котсрый срабаты >ает:от формиро22

4 вателя 5, управляющего входами и кл>оном

11, запрещающий вход которого соединен с выходом одного из элементов ИЛИ блока 8.

На чертеже показан вариант исполнения устройства контроля при пяти вводимых в устройство вопросах и оценке знаниГ учашихся по следующему алгоритму.. ни одного, один два правильных ответа на вопросы из пяти возможных -- сценка неудовлетворительно, три правильных ответа из пяти возможных — оценка удовле сворительно, четыре ответа — оценка хорошо, пять ответов — оценка отлично. Устройство позволяет оценивать знания и по другим алгоритмам при любом количестве задаваемых вопросов по аналогичной схеме при соответствующей коммутации указанных функциональных узлов.

Устройство работает следующим образом.

Если учащийся закончил отвечать на поставленные вопросы, то сигналы и правильности ответов поступают с блока 2 в блок 4 и одновременно на первые входы блока 6, вторыми входами которого управляют сигналы, с формирователя 5, устанавливающего начало работы блока.

Если учащийся не с>тветил правильно ни на один из представленных вопросов, то этй с игналы через ключ 11 и элемент ИЛИ 10 включают ячейку 22 индикации "Неудовлетворительно", так как на входах блока 8 нет сигналов с блока 6.

Если имеется один правильный ответ иэ пяти возможных, то сигнал об этом проходит через соответствующий ключ блока 7, через элементы ИЛИ 9 и 10 и поступает на ячейку индикации 22. Другие четыре ключа этого блока не сработают, так как на их запрещающих входах будет сигнал блока 8, управляемого сигналом правильного ответа. При двух любых правильных ответах из пяти неповторяющихся сочетаний, которых может быть всего десять (12, 13, 14, 15, 23, 14, 25, 34, 35, 46, где цифра- номер вопроса) срабатывают соответствующие элементы И блока 12, сигнал с выходов которого через блок 13, элементы ИЛИ 15, 10 воздействуют на ячейку индикации 22 "Удовлетворитепьно" в соответствии с алгоритмом работы устройства контроля.

При трех любых правильных ответах иэ пяти неповторяюшихся возможных сочетаний может быть десять: 123, 124, 125, 135, 234, 235. 345, 341, 451, 452.

Поэтому сигнал третьего ответа эапреша879622 ет Работу ключей блока 13 и срабатыва зт соответствующие номерам вопросов элементы И блока 14. Через элемент ИЛИ

16 и ключ 18 выходной сигнал воэдейст вует на ячейку инликации 23 Неудовлетворительно". Аналогично построена схема .для случая с четырьмя правильными ответами иэ пяти, где используются блок 10, элемент ИЛИ 17 и ключ 19. При этом возможны пять необходимых и достаточных 1О сочетаний — 1234, 1235, 1345, 1245, 2345, реализации которых в схеме устройства контроля может быть осуществлена различно. Выходной сигнал с этой схемы включает ячейку индикации 24 „Хорошо" и одновременно запрещает выход сигнала с элемента ИЛИ 16.

При пяти правильных ответах сигналы с выходов блока 6 подаются одновременно

HB элемент 21(в l!BHHoM случае пятивхого довый), и в соответствии с алгоритмами выходной сигнал воздействует на ячейку индикации 25 регистратора 26 Отлично" и параллельно запрещает работу схемы г5

Хорошо" с помощью ключа 19.

Таким образом значительно упрощена конструкция устройства для контроля, повышена надежность и расширены функциональные воэможности. зо

Устройство для контроля знаний учащихся позволяет в течение 5-10 мин проэкзаменовать:учащегося, удобно в управлении, недорого и несложно в изготовлении, легко может быть согласовано со структурой существующих устройств контроля и обучения для повышения точности контроля знаний учащихся.

Формула изобретения

Устройство для контроля знаний обучаемых, содержащее регистры вопросов и ответов, соединенные выходами с соответствующими входами блока сравнения, первый 4> и второй выходы которого подключены ко входам блока индикации и формирователя сигналов окончания ответа соответственно, и регистратор оценок, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью упрощения 5о устройства и повышения точности его работы, оно содержит четыре блока элементов И, два блока ключей, блок элементов

ИЛИ, пять элементов ИЛИ, три ключа и элемент И, причем выход формирователя сигналов окончания ответа соединен с первым входом первого ключа и первыми входами первого блока элементов И, вторые входы которого подключены к выходу блока сравнения, а выходы — к первым входам первого блока ключей, второго блока ключей, второго блока И и ко входам блока элементов ИЛИ, третьего блока элементов И и элемента И, выход которого соединен с первым входом регистратора оценок и с первым входом второго ключа, подключенного выходом. ко второму входу регистратора оценок, а входом - к выходу первого элемента ИЛИ, входы которого через четвертый блок элементов И соединены с выходами первого и второго блока элементов И, выход второго блока ключей через второй элемент ИЛИ подключен к первому входу третьего элемента ИЛИ, второй вход которого через четвертый элемент ИЛИ соединен с выходом первого блока ключей, подключенного вторым входом и выходу блока элементов ИЛИ, соединенному со вторым входом первого ключа, выход которого подключен к третьему входу второго элемента ИЛИ, соединенного выходом с третьим входом регистратора оценок, четвертый вход которого через третий ключ подключен к выходу второго ключа и выходу пятого элемента ИЛИ, соединенного входами с соответствующими выходами второго блока элементов И, выходы третьего блока элементов И подключены ко вторым входам второго блока ключей и второго блока элементов И.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе, 1. Фридман В. С. и др. Технические средства и программированное обучение.

Минск, "Высшая школа", 1976, с. 241246.

2. Авторское свидетельство СССР

% 467395, кл. Q 09 В 7/00, 1974 (прототип) .

Устройство для контроля знаний обучаемых Устройство для контроля знаний обучаемых Устройство для контроля знаний обучаемых Устройство для контроля знаний обучаемых 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения методикам поиска неисправностей по электрическим схемам систем электрооборудования автомобилей
Изобретение относится к области образовательных систем и может применяться в народном образовании как самостоятельно, так и в сочетании с традиционными образовательными методиками
Изобретение относится к образовательным системам, в частности компьютерному тестированию абитуриентов

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения и контроля знаний и диагностики качества обучения в различных учебных заведениях независимо от формы обучения, в том числе и с применением дистанционных технологий, а также может найти применение в отделах охраны труда и техники безопасности предприятий

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования при изучении электротехнических дисциплин

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования в различных учебных заведениях с использованием очного и дистанционного форм обучения

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам автоматизированного приема экзаменов, контрольных работ и закрепления знаний обучаемых при изучении нового материала путем ответа на поставленные вопросы, ответы на которые можно проранжировать по степени важности

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для объективной оценки ответов водителей и по знанию правил дорожного движения при сдаче ими зачетов и экзаменов, а также для объективной оценки их умения по выбору оптимального маршрута движения транспортного средства на схеме при предрейсовом инструктаже водителей

Изобретение относится к устройствам для обучения и контроля знаний и может быть использовано в различных учебных заведениях

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для автоматизации учебного процесса
Наверх