Предохранительная фрикционная муфта

 

О П И С А Н И Е»881414

ИЗЬБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз. Советских

Социалистических

Республик

Ф (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву № 764547 (22) Заявлено 07.07.78 (21) 2639325/25-27 (51) М. Кл. .

F 16 D 7/02 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—

Государственный комитет (53) УДК 621.825..5 (088.8) Опубликовано 15.11.81. Бюллетень № 42

Дата опубликования описания 25.11.81 но делам нэооретеннй и открытий

В. Н. Васильев, В. С. Петров и А. А. Андрианов (72) Авторы изобретения (71) Заяви.иель (54) ПРЕДОХРАНИТЕ.т1ЬНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА

Изобретение относится к машиностроению, а именно к предохранительным устройствам, защищающим приводы от случайных перегрузок, и предназначено для использования в приводе транспортно-перегрузочной машины.

По основному авт. св. № 764547 известна предохранительная фрикционная муфта, содержащая вал и установленную на нем с возможностью поворота полумуфту, пакет дисков трения, подпружиненный нажимной диск и самовыключающее устройство с осе- 1л вым смещением нажимного диска в сторону разгрузки дисков трения и фиксацией его в положении разгрузки. Нажимной диск и внутренние диски трения установлены на шлицах вала, а наружные диски трения— на шлицах полумуфты. Упором для дисков т» трения служит внутренний торец полумуфты. Самовыключающее устройство состоит из установленных на полумуфте роликов, взаимодействующих с кулачковой поверхностью на торце нажимного диска, и фиксатора в виде размещенного в полости вала

20 подпружиненного штока с конусной головкой, поджимающей стопоры нажимного диска, установленные в радиальных отверстиях вала. На внутренней поверхности нажимного диска выполнены скосы, взаимодействующие со стопорами, а между впадинами кулачковой поверхности и роликетми установлен гарантированный зазор (1).

При случайной перегрузке диски трения пробуксовывают, вал вместе с нажимным диском проворачивается относительно полумуфты, и скосы кулачковой поверхности, упираясь в ролики, смещают нажимной диск от дисков трения, тем самым разгружая их, а стопоры, поджимаемые штоком, заходят на скосы нажимного диска, фиксируют его в положении разгрузки и выключают муфту. После остановки привода и устранения причин перегрузки включение муфты осуществляют смещением штока с освобож; дением стопоров, при этом нажимной диск под действием поджимающих его рабочих пружин своим скосом утапливает стопоры и, смещаясь вдоль оси вала, нагружает диски трения, тем самым включая муфту.

Недостатком этой муфты является ее резкое включение и выключение, обусловленное резким перепадом сил, действующих на

88!414 диски трения. Г1ри включении муфты подпружиненный нажимной диск, утопив стопоры своим скосом, ударяется в диски трения или в ролики иа полумуфте. Это ударная нагрузка снижает стойкость упорного подшипника и вредно сказывается на работе других элементов муфты. При включении муфты разгрузка дисков трения происходит практически мгновенно, вызывая резкое падение момента сопротивления в муфте.

Это приводит к забросам двигателя в электроприводе, а в случае ручного привода— к резким срывам приводной рукоятки, на что рабочий не успевает среагировать снижением прикладываемой к рукоятке силы, может удариться о близко расположенные предметы и получить травму.

Цель изобретения — повышение плавности включения и выключения.

Поставленная цель .достигается тем, что предохранительная фрикционная муфта, содержащая ведущую полумуфту, ведущие фрикционные диски и ведомые, установленные на шлицах ведомого вала с центральным отверстием и поджатие нажимным диском с торцовыми кулачками, и помещенные между ними отжимные элементы, а также

5 ! о

15 го расположенные в центральном отверстии ведомого вала подпружиненный шток с конусной головкой и контактирующие с ней стопоры, установленные в радиальных отверстиях вала с возможностью взаимодействия с внутренней поверхностью нажимного диска, имеющей уступ, снабжена упругим зО элементом, установленным между ведущей полумуфтой и нажимным диском.

На фиг. I изображена предлагаемая муфта, продольный разрез; на фиг. 2 — развертка кулачковой поверхности для трех роликов; на фиг. 3 — положение стопоров

35 при включенной муфте.

Муфта состоит из ведущей полумуфты 1, свободно установленной на ведомом валу 2 и упирающейся торцом в упорный подшипник 3, фрикционных дисков трения 4 и 5, роликов 6, тарельчатой пружины 7, упирающейся во внутренний торец 8 ведущей полумуфты 1, нажимного диска 9 с кулач.ковой поверхностью 10 и скосом 11 и пружин 12, поджимаемых регулировочной гайкой 13. В полости 14 вала 2 размещен шток 45

15 с конусной головкой, 16, который усилием пружины 17 поджимает стопоры 18 к скосу 11 в выключенном положении муфты или к внутренней поверхности 19 нажимного диска 9 в рабочем положении. Между впадинами кулачковой поверхности 10 и роликами 6 имеется рабочий зазор 20, определяемый конструктивно с учетом технологических отклонений на изготовление элементов муфты. Для исключения возможных колебаний в системе рабочие пружины 12— нажимной диск 9 — диски трения 4 и 5— тарельчатая пружина 7 при включении муфты тарельчатая пружина 7 подобрана так, что ее максимальное рабочее усилие несколько меньше расчетного усилия поджатия дис-, ков трения 4 и 5. Это обеспечивается упором

21, к которому под действием пружин 12 поджимается пружина 7 в рабочем положении,; уфты и который не позволяет сжать эту пружину до усилия, равного или больщего, чем расчетное . усилие поджатия дисков трения 4 и 5.

Муфта работает следующим образом.

При случайной перегрузке диски трения

4 пробуковывают относительно дисков 5, вал

2 вместе с нажимным диском 9 проворачивается относительно ведущей полумуфты 1, и скосы кулачковой поверхности 10, упираясь в ролики 6, смещают нажимной диск 9 от дисков трения 4 и 5 и пружины 7, тем самым разгружая их. Г1ри этом стопоры 18, поджимаемые штоком 15, заходят на скос

l1 нажимного диска 9, фиксируют его в положении разгрузки и выключают муфту.

Разгрузка дисков трения 4 и 5, а значит и выключение муфты, происходит плавно по мере разжатия тарельчатой пружины 7 до полного ее освобождения. Полная разгрузка заканчивается до момента фиксации стопорами 18 нажимного диска 9. Это снижает вероятность забросов двигателя в электроприводе, а в случае ручного привода смягчает срывы приводной рукоятки, на что рабочий успевает среагировать снижением прикладываемой к рукоятке силы, и избегает возможных ушибов и травы. и избегает возможных ушибов и травм.

После остановки привода и устранения причин перегрузки, включение муфты осуществляют смещением штока 15 вдоль оси вала 2 с освобождением стопоров 18. При этом нажимной диск 9 под действием пружин 12 своим скосом II утапливает стопоры ! 8 и, смещаясь вдоль оси вала 2, упирается в диски трения 4 и 5, сжимая через них пружину 7 до посадки скосами кулачковой поверхности 10 на ролики 6. При запуске привода ролики 6 заходят во впадины кулачковой поверхности 10, нажимной диск 9 смещается. в рабочее положение, сжимает пружину 7 до посадки на упор 2! и полностью нагружает диски трения 4 и 5, тем самым включая муфту. После этого шток 15 возвращают в рабочее положение. Благодаря наличию тарельчатой пружины 7, соприкосновение нажимного диска 9 с дисками трения 4 и 5 и роликами б происходит безударно, что обеспечивает плавное включение муфты и повышает стойкость упорного подшипника 3. Упор 21 не позволяет пережать пружину 7 при включении муфты, следовательио рабочие пружины 12 не получают от нее отдачи и колебания в муфте не возникают.

Таким образом, предлагаемая муфта обеспечивает повышение плавности ее включения и выключения, сглаживает перепады сил, действующих на диски трения, под881414

Формула изобретеиия шипник и другие элементы муфты, что по сравнению с известной конструкцией повышает стойкость подшипника, снижает вероятность заброса двигателя в электроприводе, а в случае ручного привода смягчает срывы привОдной рукоятки и повышает безопасность обслуживания.

Это позволяет применять предлагаемую муфту в приводах машин общего и ответственного назначения как с машинным, так и с ручным приводом, например, в машиностроении, в судостроении, в горнодобываю-1в щем и нефтехимическом оборудовании и т. д.

Предохранительная фрикциоиная муфта по авт. св. № 764547,,отличающаяся тем, что, с целью повышения плавности включения и выключения, она снабжена упругим элементом, установленным между ведущей полумуфтой и нажимным диском.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

l. Авторское свидетельство СССР № 764547, кл, F 16 D 7/О2, январь )978.

881414 иг,2

Фиг. 3

Составитель О. Логвинова

Техред А. Бойкас Корректор Н. Степ

Тираж 1009 Подписное

Редактор О. Персиняцева

:Заказ 9915 57

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раущская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Предохранительная фрикционная муфта Предохранительная фрикционная муфта Предохранительная фрикционная муфта Предохранительная фрикционная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к приводам гидропульсационных прессов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в системах приводов различных машин

Муфта // 2195589

Изобретение относится к машиностроению и является средством защиты механических трансмиссий от моментов вращения, превышающих допустимую величину

Изобретение относится к области электротехники, а именно к магнитным муфтам, имеющим взаимодействующие друг с другом роторы с постоянными магнитами и с проводниками, разделенные воздушным зазором

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к фрикционным предохранительным муфтам ременных и цепных передач сельскохозяйственных машин, а также может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах точной механики для передачи заданного вращающего момента, а также является средством защиты механической трансмиссии от моментов вращения, превышающих допустимую величину

Изобретение относится к предохранительным муфтам
Наверх