Фрикционная предохранительная муфта с.г.нагорняка

 

Союз Советских

Социалистических

Республик (ii) 863915 (51) М, Кл.

F 16 D 7/02

Гасударственный комитет (53) УДК 621.825..5 (088,8) Ilo делам нзабретеннй н открытий (72) Автор изобретения

С. Г, Нагорняк (71) заявитель (54) ФРИКЦИОННАЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА

С. Г. НАГОРНЯКА

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в устройствах, предотвращающих поломку исполнительных органов при превышении предельного крутящего момента.

Известна фрикционная предохранительная муфта„содержа щая две полумуфты, ведущую и ведомую, и связывающие их фрикционные диски, а также призматические вкладыши с упругими прокладками, установленные в ведущей полумуфте (1).

К недостаткам данной муфты относятся невозможность регулировки передаваемого момента посредством вкладышей, так как они выполнены постоянными с одним и тем же углом между боковыми гранями, и невозможность придания обгонных свойств.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому эффекту к изобретению является дисковая фрикционная муфта с шариковым обгонным устройством содержащая две полумуфты, ведущую и ведомую, в форме стакана и связывающие их фрикционные диски, а также обгонные элементы в виде шариков и вкладышей (2).

Однако недостатками известной муфты являются невозможность регулировки передаваемого момента на определенную величину крутящего момента из-за отсутствия регулировочного устройства, сложностью сборки и демонтажа.

Цель изобретения — обеспечение регулирования передаваемого момента и упрощение монтажа и демонтажа.

Указанная цель достигается тем, что у фрикционной предохранительной муфты, содержащей две полумуфты ведущую со стаканом и ведомую, и связывающие их фри кционные диски, а также обгонные элементы, последние выполнены в виде планок, каждая из которых шарнирно соединена одним концом со стаканом, и прижимов, установленных на ведущей полумуфте с возможностью взаимодействия со

1 свободным концом планки. Кроме того планка может быть выполнена Г-образной формы.

На фиг. 1 изображена муфта, частичный продольный разрез; на фиг. 2 — сечение

А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — схема действия

20 сил; на фиг. 4 — схема с Г-образной планкой; на фиг. 5 — вариант механизма поджима для обеспечения передачи моментов в обоих направлениях.

Муфта содержит ведущий вал 1, на котором вращательно- подвижно установлена втулка 2 с шестерней 3, упирающейся в буртик втулки 2 и»аходящейся в постоянном кинематическом зацеплении с шестерней связанной с исполнительным органом. втулке 2 смонтированы на шлицах фрикционные диски 5, контактирующие с ведущими дисками 6, сопряженными шлицами со стаканом 7, охватываемым гайкой 8 с плоским торцом. Стакан 7 поджимается с небольшим усилием в направлении шес- i0 терни 3 пружиной 9. Жесткость данной пружины в десятки раз меньше жесткости пружин известных фрикционных муфт с пружинным поджимом полумуфт. Пружин жина 9

1 асположена на ступице ведущего фланца 10. Фланец 10 установлен на конце вала 1 и перемещается в осевом направлении гайкой 11. На стакане 7 вь|полнены тангенциальные скосы 12, перпендикулярно которым неподвижно установлены тангенциально расположенные (либо радиально) пальцы 13. 20

На пальцах 13 шарнирно закреплены планки 14, свободные концы которых упираются в плоский торец гайки 8. Кроме этого, в ведущем фланце 10 равномерно по окружности и параллельно центральной оси установлены подвижные в осевом направ- 25 ленни прижимы, например винты 15 со сферическими концами 16, контактирующими с боковыми п.;оскостями планок 14. План ки 14 могут бь1ть выполнены прямыми или

Г-аг;разными.

Работа предлагаемой фрикционной

11РЕДОХРа»ИТЕЛЬНОй,)УгРТЬ1 ЗаКЛЮЧаЕтСЯ В

Е ", IO I rid yi

Егil .зрацген1.и Вала 1 с фланцем 10 зи»ты l5 воздеиствуют своими сгрерическими концами 16 Ira планки le и увлекают

:обой -.rака» 7: ведущими фрикцион.,1ми дис),ами 6. Пружина 9 выполняет функции э ;- мента, обеспечивающего устра«ение зазоров между ведущими и ведомыми фрикционными дисками 5 и 6, и она

r1l) - кти к ски н формирует крутящего мо- 40

».:. >1ередавас..:ого парами трения. В ре у.ih! ..i I B аимозе йствия в!И1гов 15 с планками 14 возникает осевая составляющая, стремящаяся з-.жать пакет фрикционных

;1,исков. В резул1,тате этого возникает момент . r>oIrHÿ, равнь;и моменту муфты. Таким об- 4

1 .1)зо,,<ðóòÿii!èé момент передается с ва,1» .. а ч.гп1»е». 1О с винтовыми 15 и далее

;,;;11ка 1)1 14 IIa стакан 7 с ведущими диск, ми 6, которые передают на ведомые диски 5), III I.;II:ó 2 и зачем на шестерню 3. . l;) 1»ерегрузке гпестерня 3 со втулкой 2

)c ". 1аг)зиг1ается, а веJvILrBB часть — вал 1, «)Г1Г111е1Г 1), ви»т 15, планки 14, стакан 7

Веду1цие .,иск1 6 продолжают вращаться

»ре:кг1ем и:.правлении. При гov. ведущие «1Г I". 6 проскг1.: ь hrp>»11)T Относительно В,1оыых д)1сков ). 1О меpE износа фрикцион»ы: дисков 1»р1-,гаг)аемый муфтой момент у 1е»1.1г)ается, а остается посто.l ным

;I . сдс. Вие дог1О,: ...1= .ВHoã.) автомати-:сско863915 го осевого сближения дисков 6 и 5 за счет действия осевой силы от взаимодействия винтов 15 с планками 14. Передаваемый муфтой крутящий момент зависит от угла .с между боковой поверхностью планки 14 и плоскостью вращения коэффициента трения fTð в зоне контакта фрикционных дисков числа пар трения1 и расстояния от оси муфты до оси винта 15. Регулирование момента муфты можно производить за счет увеличения либо уменьшения числа пар трения i и затем в зависимости от числа пар трения выставлять планки на определенный угол t„, при котором обеспечена передача определенного момента. При наличии прямых планок 14 муфта одновременно является предохранительной и обгонной.

Обгонное свойство конструкции обьясняется отсутствием силы поджима полумуфт при вращении в другом направлении. Для обеспечения предлагаемой муфте реверсивных свойств необходимо использовать планку Г-образной формы либо сдвоенные планки, направленные своими концами навстречу друг другу (как показано на фиг. 5).

При использовании Г-образной планки возможны два варианта работы: если уголь (см. фиг. 4) близок к прямому углу, то муфта передает момент только в одну сторону вращения, т. е. муфта является одновременно предохранительной и обгонной; если угол ф =<, то муфта реверсивная и передает момент в обоих направлениях вращения.

Муфта может успешно использоваться в качестве нагружателя, обеспечивающего постоянный момент сопротивления. В связи с созданием фрикционных материалов с практически постоянным коэффициентом трения точность срабатывания муфт предлагаемого типа высокая, и отпадает необходи iocTh в применении сложных механизмов обратной связи, обеспечивающих повышенную точность срабатывания.

Фор,иула изобретения . Фрикционная предохранительная муфта, содержащая веду цую полумуфту и ведомую полумуфту в виде стакана и связывающие их фрикционные диски, а также обгонный узел отличающаяся тем что с п,елью обеспечения регулирования передаваемого момента и упрощения монтажа и демонтажа, обгонный узел выполнен в виде планок, каждая из которых шарнирно соединена одним концом со стаканом, и прижимов, установленных на ведущей полумуфте с возможностью взаимодействия со своб< дным концом планки.

2. Муфта по п. 1 отличающаяся тем то„планка выполнена Г-образной формы.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Хе 283742, кл. F 16 D 43/21 1969.

2. Авторское свидетельство СССР

М 211240. кл. F 16 В 13/52 1966.

863915

Фl/2.5 редактор М. Хома

Заказ 7738/53

Составитель С. Горшкова

Техред А. Бойкас Корректор Ю. Макаренко

Тираж 1009 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР ло делам изобретений и открытий

113035, Москва, 7К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Фрикционная предохранительная муфта с.г.нагорняка Фрикционная предохранительная муфта с.г.нагорняка Фрикционная предохранительная муфта с.г.нагорняка Фрикционная предохранительная муфта с.г.нагорняка 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к приводам гидропульсационных прессов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в системах приводов различных машин

Муфта // 2195589

Изобретение относится к машиностроению и является средством защиты механических трансмиссий от моментов вращения, превышающих допустимую величину

Изобретение относится к области электротехники, а именно к магнитным муфтам, имеющим взаимодействующие друг с другом роторы с постоянными магнитами и с проводниками, разделенные воздушным зазором

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к фрикционным предохранительным муфтам ременных и цепных передач сельскохозяйственных машин, а также может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах точной механики для передачи заданного вращающего момента, а также является средством защиты механической трансмиссии от моментов вращения, превышающих допустимую величину

Изобретение относится к предохранительным муфтам
Наверх