Устройство контроля скольжения колесной пары подвижного состава
Союз Советскик
Социапнстическнк
Рес убпик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИЯЕТЕЛЬСТВУ
{SI ) Дополнительное к авт. санд-ву (22) Заявлено 10. 04. 80 (21) 2907433/24-11 с присоединением заявки М— (23) Приоритет (я)м. к . В 60 L 3/10 еввуйфвтейВа» квмвтат СССР ае дамм взввретевкв п втеранв1 Опубликовано 30..12.81, Бюллетень М 48 (5З) ЯК 621.335, ° 55 (088. 8) Дата опубликования опнсання30 12 81 (72) Авторы изобретем ня В.С.Росланас, К.Н.Рюхин и Ю. И.,Соколов Ленинградский ордена Ленина институт инжен6роМ железнодорожного транспорта им. акад.В. Н. Образцова (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ СКОЛЬЖЕНИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА Изобретение относится к транспорту, в частности к устройствам, указывающим на пробуксовку колес. Известно устройство контроля . скольжения колесной пары подвижного состава, содержащее датчик частоты вращения контролируемой колесной пары и датчик эталонной скорости транспортного средства, связанные с входами компаратора (11. Недостатком известного устройства является его невысокая точность, так как оно не учитывает величину относительного скольжения. Цель изобретения — повышение точности работы устройства. Указанная цель достигается тем, что устройство снабжено управляемым делителем напряжения, вход которого соединен с выходом датчика эталонной скорости транспортного средства, а выход — с одним из входов компаратора,. причем управляющий вход делителя соединен с выходом компаратора, 2 и диодами с подключенным к аноду одного из них источником смещения, при этом анод другого диода соединен с выходом. датчика частоты вращения контролируемой колесной пары, а катоды диодов соединены с другим входом компаратора. На фиг.l изображена принципиальная электрическая схема устройства; на фиг.2 — график зависимости коэффициента сцепления от величины относительного скольжения для различных скоростей движения; на фиг.3 — графики зависимости критического скольжения и погрешности измерения скольжения от скорости движения. Устройство контроли скольжения колесной пары состоит из компаратора 1, к одному входу которого своими катодами присоединены диоды 2 и 3. Анод диода 2 соединен с датчиком (не показан) частоты вращения контролируемой колесной пары. Анод. диода 3 соединен с источником 4 постоянного 893615 f4èÐ „, () или 1,) = (,1,, если ВЫХ вЂ” 1 --сК (7) ОЭ 3 ЫХ--О,,если .й>,К (g) Оз Напряжения 0К и 0 пропорциональ ны соответственно скорости Ч контролируемой колесной пары и эталонной скорости Ч, поэтому условия выработки и отмены сигнала скольжения в предлагаемом устройетве можно запи35 сать в виде ЬЫХ ЧЭ О =О,ес ли )К2 (О) ч вых Формулы {9) и (10) выражают алгоритм работы предлагаемого устройства контроля скольжения, которбе осуществляет непрерывный контроль от45 ношения скорости Vy. колесной пары к эталонной скорости V, сравнение этого отношения с заранее установленными величинами Kl и К2 и выработку или отмену сигнала наличия проскальзывания по результатам сравнения. Значения коэффициентов Kl и К2 рассчитываются исходя из параметров характеристик сцепления и погрешности, а именно, максимального и минимального значений критического скольжения, а также величины относительной результирующей погрешности. При этом порог срабатывания устройства при выдаче сигнала скольжения (порог прянапряжения. Другой вход компаратора 1 соединен с управляемым дслителем 5, включающим в себя резисторы 6-8 и реле 9 с размыкающим контактом 9.1, включенным последовательно с резистором 8. Управляющий вход делителя 5 соединен с выходом компаратора I, -Кривые а,б,в характеризуют изменение коэффициента сцепления Ч от величины относительного скольжения д у для различных скоростей движения ЧЭ1,Чэ2 и ЧЭ соответственно, причем Ч11 < ЧЭ2 с ЧЭЪ. Прямая Е и кривая д характеризуют изменение критического скольжения QV и величины суммарной погрешности измерения скольжения b,П от скорости движения. Устройство работает следующим образом. Напряжение 01 пропорциональное скорости вращения контролируемой колесной пары, поступает от датчика . частоты вращения колесной пары через диод 2 на вычитающий вход компаратора 1. Эталонное напряжение 09 от датчи-. ка эталонной скорости транспортного средства подается.на вход делителя 5 напряжения. Делитель 5 напряжения выполняет функцию пропорционального уменьшения входного напряжения 06. КО Э (v) где U — напряжение на выходе делитеf ля 5; u — входное (эталбнное) напряЭ жение. Коэффициент пропорциональности К устанавливается путем подбора резисторов 6-8, причем в зависимости от состояния выхода компаратора 1,резистор 8 оказывается подключенным или не подключенным к схеме делителя, так что коэффициент К имеет два значения: К и К2. Режим работы комцаратора l устанавливается таким, чтобы выполнялись следующие условия. U --0 при О+ — О; (2.) ) 9ЫХ = ) при () ) 0 ° (- 1) где U — напряжение на выходе компаратора 1, И 0 — напряжения на суммирующем и вычитающем входах компаратора; Π— постоянное напряжение, достаточное для срабатывания исполнительных органов, в том числе реле 9. 4 При выполнении условия (2) напряжение на управляющем входе делителя 5 отсутствует, контакты 9,1 замкнуты и коэффициент пропорциональности 5 делителя напряжения равен Kl. При выполнении условия (3) появляется напряжение 0 на входе делителя 5, реле 9 срабатывает, размыкая контакты 9,1, и коэффициент пропорциональности де10 лителя становится равным К2, причем очевидно, что К2 И) Напряжение 0 на выходе компаратора 1 является сигналом наличия скольже15 ния контролируемой колесной пары. Таким образом, условие выработки устройством сигнала скольжения можно представить в виде а условие отмены сигнала скольжения в виде Ugl,l = О, если К 0 01 (6) 5 893615 мого срабатывания) и при отмене сиг- емого па мого параметра (относительно скольнала. скольжения (порог обратного жени ) В жения). еличина этой зоны (эначенне срабатывания ) связан с указанным выше V ) составл параметрами следующей зависимостью обеспечива еспечивается подбором напряжения, A =6М п)э - к мах 5 которое через диод 3 подается на вычитающий . вход компаратора l как дЪ к ъ=д У . Оп (27 только контролируемое напряжение U р Крщ)м U "> 21 станет меньше напряжения источника 4 о ри этом выходное напряжение компараора равно нулю, независимо от сова - l0 т а +++ У ф7 — порог обратного срабатыР вания; ной скоростей. Д „- максимальное и минимальи д „ ное значение критического Таким образом, устройство контро1 п) П 15 скольжения ля скольжения позволяет получить I характеристику чувствительности, ко торая соответствует характеристикам Условиa (i)) и ()2) rарантHруют с е е Я и по Решнос и. Э о,ае отсутствие лож срабат ваний уст- возможность повысить точность в опРе" 30 ва и д п в делении проскальзывания колесной пары .дача сигнала скольже я при факти-. и тем самым уменьшить вредные последческом отсутствии его, т.е. тогда, когда величина относительного сколь-. жения меньше максимального значения 35 критического скольжения (фиг.2), и Формула изобретения отмена сигнала скольжения при его фактическом наличии, т.е. тогда, устройство контроля скольжения когда величина относительного сколь- колесной пары поДвижного состава, жеиия превышает минимальное значение содержащее датчик частоты вращения критического скольжения. l0 контролируемой колесной нары и датРассчитанные по формулам (!l) и чик эталонной скорости транспортного (12) значения прямого и обратного средства, связанные с входами компорогов срабатывания являются ис-. паратора, о т л и ч а ю щ е е с я ходными данными для определения котем, что, с целью повышения точносэффициентов К) и К2 делителя налря- 35 ти, оно снабжено Управлвемым делижения. телем напряжения, вход которого соРасчет величины напря ен я источ- еД"нен с выхоДОМ Датчика эталонной ника 4 постоянного напряжения, кото- коРости тРанспоРтного сРедства, рый совместно с диодами 2 и 3 служит выход — с одним из входов компаРадля образования зоны нечувствитель- . 40 тоР пРичем Управлвющий вход делиности устройства в диапазоне скорос- телЯ соеДинен с выхоДом компаРатора тей движен я от О. до Ч (фиг.3) про- и диодами с подключенным к аноду изводится следующим образом. одного из них источником смещения, В указанном диапазоне величина но- пРи »« анод дРУгого диода соединен грешности превышает вели п,ну крити- 45 с выХодом датчика частоты вРаЩениЯ ческого, скольже я, поэт >му досто- контролиРУЕМой колесной пары,а катоДы верн и контроль относительного сколь- ДиоДов сОеДиНены с ДРУгнм вхоДом комжения здесь невозможен.В связи с этим в характеристику пороговой величины Источники информации, устроиства вводится начальная зона, принятые во внимание при экспертизе 50 в пределах которой устройство не- 1. Патент ФРГ У 2353434, чувствительно к изменению контролиру- кл. В 60 L 3/10, 1975. 893б15 "О Составитель Н.Лысяков P<À<êòîð Н.Чубелко Техред T.Ìàòî÷êà Корректор:А.Дзятко Заказ 11351/24 Тираж 735 Подписное ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4