Устройство для защиты от боксования транспортного средства с асинхронными двигателями

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ф т.

-Ф (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 28.09.79 (21) 2822062/24-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) M. Кл 3

В 60 1. 3/10.Гесудерстееииый комитет (53) УДК 621.314 (088.8) Опубликовано 15.09.81. Бюллетень № 34

Дата опубликования описания 25.09.81 по делам изобретеиий и открытий

Ю. Г. Быков, М. И. Гингольд, С. А. ихайлов, ХН и и В. Д. Мацне

/,. „

1 т

1 (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ БОКСОВАНИЯ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С АСИНХРОННЫМИ

ДВИГАТЕЛЯМИ

Изобретение относится к транспорту, в частности к устройствам обнаружения и защиты от боксования локомотивов с асинхронными тяговыми двигателями, питаемыми от тиристорных преобразователей частоты и напряжения. 5

Известно устройство для защиты от боксовани я транспортного средства с асинхронными тяговыми двигателями, питаемыми от источника напряжения через тири стор ный преобразователь, содержащее датчик боксования, соединенный через блок 10 сравнения с блоком управления преобразователем (1).

Недостатком данного устройства является его невысокая точность, так как сигнал о боксовании получают по разности частот вращения различных колес, которая может быть также обусловлена различием диаметров колес. Кроме того, по этой схеме невозможно обнаружить одновременное боксование всех колес.

Известно также устройство для защиты от боксования транспортного средства с асинхронными двигателями питаемыми, от источника напряжения через тиристорный преобразователь, содержащее датчик боксования, соединенный через блок сравнения с блоком управления преобразователем (2) .

Недостатком этого устройства является

его сложность, так как датчик боксования выполнен в виде блока измерения и сравнения линейной скорости поверхности качения ведущего колеса и скорости транспортного средства, основанного на доплеровском эффекте.

Цель изобретения — упрощение уст-. ройства.

Указанная цель достигается тем, что датчик боксования выполнен в виде датчиков мгновенных значений тока фаз статора двигателя.

На фиг. 1 представлена блок-схема устройства; на фиг. 2 — диаграммы сил тяги, развиваемой асинхронным двигателем и реализуемой колесной парой с рельсами при различных условиях сцепления в функции скорости.

Устройство (фиг. 1) для защиты от боксования транспортного средства с асинхронными двигателями 1 (изображен толь863435

15 ко один тяговый двигатель), питаемыми от источника 2 напряжения через тиристорный преобразователь 3, содержит датчик 4 мгновенных значений тока, соединенный через блок 5 сравнения с блоком 6 управления преобразователей 3. К выходу блока 5 сравнения может быть также. подключен управляющий вход песочницы 7 и индикатор 8 боксования.

Кривая а (фиг. 2) представляет собой зависимость силы тяги F, развиваемой асинхронным двигателем от скорости скольжения ротора. Кривые б и в представляют соответственно зависимости реализуемой силы тяги движущей оси локомотива от скорости V проскальзывания колес относительно рельс для нормальных и пониженном коэффициенте сцепления.

Устройство работает следующим образом.

Рассмотрим процесс срыва сцепления колес с рельсами при движении локомотива со скоростью V> (фиг. 2). Пересечение кривых а и б (точка А) показывает, что при нормальных условиях сцепления двигатель реализует силу тяги F1 и при скорости скольжения ротора (относительно синхронной скорости V0 ) равна V1 . Пересечение кривых а и в (точка Б) показывает, что на рельсах с пониженными условиями сцепления асинхронный двигатель может реализовать силу тяги Г (F и скорость скольжения ротора при этом составляет величину V (V1.

При наезде движущей оси локомотива на участок пути с пониженными условиям сцепления процесс перехода асинхронного двигателя из режима точки А в режим точки Б носит колебательный характер. Это обусловлено тем, что на локомотивах между валом двигателя и колесной парой всегда присутствуют упругие элементы: остов двигателя соединен с рамой тележки через эластичные элементы, а рама тележки относительно колесных пар имеет гибкое рессорное подвешивание. Наличие указанных упругих элементов приводит к тому, что при срывах сцепления и пробоксовках статор двигателя колеблется относительно ротора, это вызывает колебания момента и тока асинхронного двигателя, причем амплитудное значение тока статора значительно превышает номинальную величину.

Отметим также, что наличие реактивных элементов (дросселей и конденсаторов) в фильтре преобразователя частоты также способствует возникновению колебаний тока при резких изменениях режима работы двигателя. При испытаниях опытного электровоза с асинхронными двигателями отмечены колебания тока при пробоксовках с амплитудным значением до 3-кратного от номинала и с частотой 2 — 6 Гц. Такие коле2О

55 бания тока опасны для электрооборудования локомотива, прежде всего для тиристорного преобразователя частоты. Поэтому для локомотива с асинхронными тяговыми двигателями важно обнаружить начало процесса боксования и принять меры для ограничения амплитуды колебаний тока.

В предлагаемом устройстве принцип обнаружения начала боксования асинхронного тягового двигателя основан на фиксации момента возрастания фазного тока двигателя сверх определенной величины в режимах, когда изменения тока наносят колебательный характер.

Ограничение амплитуды колебаний тока для обеспечения защиты электрооборудования достигается за счет уменьшения напряжения на выходе преобразователя 3 путем воздействия на его блок 6 управления. Повышение противобоксовочных свойств локомотива при срывах сцепления достигается автоматической подачей песка под буксующую ось в начальный момент возникновения боксования. Обнаружение начального момента боксования асинхронного тягового двигателя 1 (фиг. 1) производится с помощью датчика 4 тока, измеряющего мгновенные значения тока трех фаз статора двигателя, и сравнении этих величин с установкой в блоке 5, на выходе которого появляется сигнал в том случае, если мгновенное значение фазного тока двигателя превысит определенную величину (уставку срабатывания), которая обычно выбирается равной 1,5 — 1,7 по отношению к номинальному значению тока двигателя.

Выходной сигнал с блока 5 сравнения путем воздействия на блок 6 управления производит изменение угла отпирания тиристоров преобразователя 3, в результате чего напряжение уменьшается (например, может производиться полное запирание выпрямителя за счет блокирования импульсов управления, поступающих к тиристорам) .

Снижение напряжения вызывает уменьшение фазного тока двигателя, после чего блок 5 сравнения возвращается в исходное состояние и восстанавливает прежнее значение угла отпирания тиристоров преобразователя 3. Помимо воздействия на блок 6 управления, блок 5 при срабатывании включает электропневматический клапан песочницы 7 и обеспечивает кратковременную (в течение 0,5 — 1 с) подачу песка под бук; сующую ось в начальной стадии боксования, в результате чего улучшаются условия сцепления и повышаются противобоксовочные свойства локомотива. Кроме того, для сигнализации машинисту о начале боксования предусмотрено подключение к выходу блока 5 индикатора 8, выполняемого, например, в виде светового или звукового сигнального устройства.

863435 у иг.2

Составитель Н. Лысяков

Техред А. Бойкас / Корректор Ю.Макаренко

Тираж 735 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор Л. Плисак

Заказ 7676/30

Предлагаемое устройство защиты испытано на опытном электровозе с асинхронными тяговыми двигателями и показало высокую эффективность в режимах срыва сцепления и боксования. Использование изобретения позволит повысить точность обнаружения начала боксования примерно в 2 — 3 раза (имеется в виду уровень скорости проскальзывания боксующей оси) обеспечить защиту электрооборудования (прежде всего тиристорного преобразователя частоты), повысить противобоксовочные свойства локомотива с асинхронными тяговыми двигателями и существенно упростить устроиство защиты.

Формула изобретения

Устройство для защиты от боксования транспортного средства с асинхронными двигателями, питаемыми от источника напряжения через тиристорный преобразователь, содержащее датчик боксования, соединенный через блок сравнения с блоком управления преобразователем, отличающееся тем, 5 что, с целью упрощения устройства, датчик боксования выполнен в виде датчиков мгновенных значений тока фаз статора двигателя.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США № 3713504, кл. 180 — 65R, 1973.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2555867/11, кл. В 60 h 3/10, 1979, (прототип) .

Устройство для защиты от боксования транспортного средства с асинхронными двигателями Устройство для защиты от боксования транспортного средства с асинхронными двигателями Устройство для защиты от боксования транспортного средства с асинхронными двигателями 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и предназначено для использования при наличии подвижного состава без свободных осей

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к электровозам, тепловозам, электропоездам и другим электроподвижным единицам наземного и подземного транспорта, имеющим ряд параллельно включенных тяговых электродвигателей сериесного возбуждения

Изобретение относится к рельсовому транспорту, в частности к устройствам обнаружения буксования колес по статистическим характеристикам вибросигнала в механической части тягового привода, свидетельствующим о переходе привода из режима тяги в режим реализации предельного по сцеплению тягового момента с последующим буксованием

Изобретение относится к области тягового электропривода и предназначено для использования на электротранспортных средствах с двигателями постоянного тока, питаемыми от сети постоянного напряжения

Изобретение относится к рельсовому транспорту и может быть использовано на подвижном составе с асинхронными тяговыми двигателями, питаемыми от статических преобразователей напряжения и частоты

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, может быть использовано в электрооборудовании электроподвижного состава железных дорог и предназначено для автоматизации управления электроприводом локомотивов и моторных вагонов с индукторными двигателями

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть применено на транспортных средствах с тяговыми двигателями постоянного тока

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть применено на транспортных средствах с двигателями постоянного тока

Изобретение относится к области транспорта и может быть использовано на локомотивах, моторных вагонах электропоездов, вагонах метрополитенов и городского электротранспорта, оборудованных тяговыми электродвигателями постоянного тока с последовательным возбуждением
Наверх