Способ управления поворотом многоосного транспортного средства

 

САНИЕ

Союз Советских оциалистических %иФ

С

Республик (ii) 912581

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву.— (22) Заявлено 23.07.80 (21) 2962698/27-11 с присоединением заявки №вЂ”

{23) Приоритет— (51) М. Кл.

В 62 D 15/00

Гасударственный квмнтет (53) УДК 629.1.13. .014.5 (088.8 ) Опубликовано 15.03.82. Бюллетень № 10

ho делам изобретений и атхрмтий

Дата опубликования описания 25.03.82 (72) Авторы изобретения

А. А. Пьянков, Ю. И. Карпухин, Б. А. Сурженк (7l) Заявитель (54) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОВОРОТОМ МНОГООСНОГО

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при создании систем управления поворотом как отдельных многоосных транспортных .средств, так и прицепов и полуприцепов с поворотными осями или колесами.

Известен способ управления поворотом многоосного транспортного средства, закючающийся в том, что одну из осей заднего колесного хода поворачивают так, чтобы при круговом установившемся движении транспортного средства ее колеса двигались по заданной траектории движения колес одной из осей переднего колесного хода, а остальные оси поворачивают так, чтобы центр поворота каждой,оси совпадал с.. центром кругового установившегося движения (1).

Недостатком данного способа управления является то, что при движении по деформируемым грунтам на повороте колеса заднего колесного хода прорезают дополнительную колею, что значительно увеличивает сопротивление движению транспортного средства.

Цель изобретения — уменьшение сопротивления движению по деформируемым грунтам на повороте.

Указанная цель достигается тем, что смещают каждую ось заднего хода относительно рамы в сторону заданной траектории на величину, равную смещению этой оси заданной траектории движения, причем смещение оси производят путем приложения к оси и дополнительной боковой силы, 1î величина которой пропорциональна боковому смещению оси от заданной траектории движения.

На фиг. 1 показана схема движения на повороте многоосного транспортного средства,в составе двухосного тягача и трехосного полуприцепа со всеми поворотными осями; на фиг, 2 — схема движения на повороте второй и третьей оси полуприцепа.

Для многоосного транспортного средства (фиг. 1) передним колесным ходом яв2о ляется тягач 1 с передними поворотными колесами 2 и с задней неповоротной осью

3. Задним колесным ходом является колесный ход полуприцепа, который в данном случае состоит из первой 4, второй 5 и

912581 х=ДС=х„— hx

26

Формула изобретения

Й!Л () х =ВС, (2) СОЯ 6:Й ) 2 тертьей 6 осей; поворотных относительно рамы 7 полуприцепа. Вторую ось 5 поворачивают относительно рамы 7 на угол, равный углу складывания тягача с полуприепом, что обеспечивает движение колес второй оси 5 по заданной траектории движения колес задней оси переднего колесного хода (тягача). Остальные колесные оси 4 и 6 поворачивают так, чтобы центр поворота каждой оси совпадал с центром О кругового установившегося движения. При этом угол поворота оси относительно рамы определяют из звисимости, полученной, например, -для оси 6 из треугольников ОАВ и ОАСО, ЙолученнЫх путем восстановления перпендикуляра ОА

Ас 1, АВ ВС4 . (1) где АВ равно половине базы полуприцепа (расстояния от оси 3 до оси 6). Одновременно с поворотом осей определяют расстояние от них до заданной траектории, по которой движется ось 5, и перемещают ось

6 к центру поворота путем создания дополнительной боковой силы Р от рамы 7 к оси 6, а ось 4 перемещают от центра поворота путем создания дополнительной боковой силы Р от рамы 7 к оси 4. При создании дополнительной боковой силы на ось 6 появляется угол бокового увода Ьв эластичной шины, в результате чего ось 6, выполненная подвижной относительно рамы 7, перемещается в направлении к заданной траектории. Величину силы регулируют так, чтобы она была пропорциональна расстоянию от смещаемой оси до заданной траектории. Поэтому при равенстве нулю этого расстояния дополнительную боковую силу к оси не прикладывают, и колеса катятся по заданной траектории, чем обеспечивается наименьшее сопротивление движению автопоезда. Для определения расстояния от оси до заданной траектории рассмотрим треугольник GBCo . Если ось не смещалась ни в какую сторону, то ее расстояние до заданной траектории равно начальному расстоянию. Чтобы определить это расстояние соединим дугу окружности хордово" BD и рассмотрим треугольник ВС,D (фиг. 2).

В этом треугольнике < ВС oD =ф — Yp, а

cCpDB + cBDO=7L.. Восстановим из точки О перпендикуляр ОЕ. Поскольку треугольник DOB равнобедренный, то РОЕ =

= - " $ — и тогда<ВРО =

2 2 а угол

=ii — cBCpР— <С,РВ = — ": $ —. Из

2 треугольника BCoD согласно теоремы синусов получаем формулу для .,определения начального расстояния

2S

3D

3$

4$

Путем тождественных преобразований формулу (2) можно представить в следующих видах: х, =ВСо sing — ВС(cosgptg(— — — $ — ) (3)

xp= BCp sing<+ ВСрсоз $ tg (— -$-) (4)

Если ось смещена влево от нейтрального положения на величину СС, = Ьх, то расстояние до заданной траектории равно

Таким образом, для определения расстояния от оси до заданной траектории замеряют угол поворота какой-либо оси колесного хода, определяют по одной из формул (2), (3) или (4) с учетом зависимости (1) начальное расстояние. х, и замеряют смещение Ьх оси от нейтрального положения относительно рамы полуприцепа. Тогда расстояние от оси до заданной траектории определяют как разность расстояний x = х,— ЬХ.

При этом если принять, что угол поворота оси относительно рамы против часовой стрел ки положителен (ось 3), а по часовой стрелке — отрицателен (оси 4, 5 и 6) и за положительное расстояние между смещаемой осью и осью, которая движется по заданной траектории (ось 5), принять расстояwe к точке А, а за отрицательное — от точки А, то дополнительная боковая сила, прикладываемая к оси и смещению, вызываемое ею, имеет положительный знак, если направлены влево, и отрицательный знак— если направлены вправо. Тогда величину дополнительной боковой силы, например, на ось 6 необходимо регулировать согласно формулы

Р4 = К (х„— Ьх) (5) где К вЂ” коэффициент пропорциональности.

Для многоосного транспортного средства с поворотными колесами необходимо управлять аналогичным образом колесами не только каждой оси, но и отдельно левым и правым колесами одной оси; поскольку они поворачиваются на разные углы и на разном расстоянии находятся от заданной траектории.

Технико-эконом ическая . эффективность предлагаемого способа заключается в уменьшении сопротивления движению по деформируемым грунтам на повороте многоосных транспортных средств, что улучшает проходимость подобных транспортных средств, снижает потребную мощность двигателя и расход топлива.

Способ управления поворотом многоосного транспортного средства заключающийся в том, что одну из осей заднего ко912581

Со

Состав ител ь В. Калм ыков

Редактор М. Келемеш Техред А. Бойкас Корректор С. Щомак

Заказ 1286/26 Тираж 680 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 лесного хода поворачивают так, чтобы при круговом установившемся движении транспортного средства ее колеса двигались по заданной траектории движения колес одной из осей переднего колесного хода, а остальные оси поворачивают так, чтобы центр поворота каждой оси совпадал с центром кругового установившегося движения, отличающийся тем, что, с целью уменьшения сопротивления движению по деформируемым грунтам на повороте, смещают каждую ось заднего хода относительно рамы в сторону заданной траектории на величину, равную боковому смещению этой оси от заданной траектории движения, причем смещение оси производят путем приложения к оси дополнительной боковой силы, величина которой пропорциональна боковому

5 смещению оси от заданной траектории движения

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Закин Я. Х. и др. Конструкция и рас1С чет автомобильных поездов. Л., «Машиностроение», 1968, с. 193. (прототип).

Способ управления поворотом многоосного транспортного средства Способ управления поворотом многоосного транспортного средства Способ управления поворотом многоосного транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к управлению самоходных колесных землеройно-транспортных машин, конкретно к управлению тележек землеройно-транспортных машин с бортовым способом поворота

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к шасси полноприводного транспортного средства

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к устройствам для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения углового перемещения вала, например рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля автомобиля

Изобретение относится к пассажирским колесным машинам и касается городского автобуса большой вместимости

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в самоходных машинах, колесных и колесно-гусеничных тягачах и транспортерах

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к контрольно-измерительным устройствам, индицирующим угол поворота управляемых колес автомобиля и контролирующим траекторию движения автомобиля

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к контрольно-измерительным устройствам, индицирующим угол поворота управляемых колес автомобиля и контролирующим траекторию движения автомобиля

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к указателям угла поворота управляемых колес транспортного средства

Изобретение относится к системе помощи руления при парковке и к способу ее эксплуатации, которые способствуют выравниванию автомобиля на парковочном месте
Наверх