Устройство для защиты силовой установки самолета от попадания посторонних предметов

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Соввтсинк

Соцнапнстнчвсинк

Респубпии 92764в (6I ) Дополнительное к авт. саид-ву N 865694

/ (22) Заявлено 18. 01 ° 78 (2I ) 2572219/40-23 (5l)M. Кл. с ярисоелинениен заявки М (23) Приоритет

В 64 В 33/02

3Ьеудерстеапак комитет

СССР аа делан изебретеиий и аткрытий

Опубликовано 15. 05. 82. Бюллетень М 18

Дата опубликования описания 15. 05. 82 (53) УДК 629.7. . 036. 3(088. 8) t

К.Х.Григорян, И.Б.Иовчановский, И.Г.Ииримский, Ф.Ш.Гельмедов, С.И.Гинзбург и Л.Э.-И.Ольштейн (72) Авторы изобретения (7!) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ

САМОЛЕТА ОТ ПОПАДАНИЯ ПОСТОРОННИХ

ПРЕДМЕТОВ

Изобретение относится к авиационному оборудованию в части размещения на самолете элементов заборников первичного воздуха для силовой установки.

Необходимость защиты силовой установки вызвана тем, что при взлете и посадке в воздухозаборник могут попасть посторонние предметы, подброшенные передним шасси и поднятые о вихрем, образующимся между поверхностью взлетно-посадочной полосы и поверхностью входного канала. Поскольку вихрь образуется при cpasнительно малых скоростях, время включения и отключения средств защиты лимитируется контактом переднего шасси со взлетно-посадочной полосой.

Средство защиты размещают во входном канале между самолетным воздухозаборником и входом в компрессор двигателя.

Известно устройство, содержащее одноступенчатый ротор с повернутыми к продольной оси радиальными лопатками, установленными во входном канале между воздухозаборником и двигателем на участке ограниченном центральным обтекателем, в котором смонтирован привод, а также сборник посторонНих предметов со входным отверстием 1) .

Недостатком этого устройства является отсутствие гарантии защиты и большие гидравлические сопротивления на входе в двигатель на перабочих режимах, а также сложность уст" ройства.

По основному авт.св. и". 865694 известно устройство для защиты силовой установки самолета от попадания посторонних предметов при взлете и посадке, содержащее одноступенчатый ротор с повернутыми к фронту решетки радиальными лопатками, установленными во входном канале между воздухозаборником и двигателем на участке, ограниченном центральным

927644

3 обтекателем, а также привод ротора и сборник посторонних предметов со входным отверстием, выполненным на участке перед лопатками ротора, каждая из которых установлена в тормозном положении к приводу с угловым шагом

cos (arctg — )

j.n <0 где - угловой шаг лопаток;

k - -безразмерный коэффициент,зависящий от формы лопатки ротора, k - безразмерный коэффициент, 1

2 зависящий от соотношения диаметров входного канала и центрального обтекателя и максимально возможной скорости воздушного потока на входе 20 в двигатель;

d — временное сопротивление материала лопатки;

- удельный вес материала лопатки;

23

n - запас прочности лопатки 12).

В этом устройстве приводная турбина. ротора подключена к компрессору двигателя. Монтаж турбины обтекателя определяет относительно малый диаметр ее колеса и потому пониженный КПД. Необходимость отбора воздуха, сжатого в компрессоре двигателя и средств подачи и отключения ее на режимах, когда защита не требуется, несколько ограни-35 чивают экономичность и надежность устройства и характеризуют определенную сложность управления им.

Целью изобретения является, повышение экономичности устройства путем,40 увеличения КПД привода при упрощении его конструкции.

Поставленная цель достигается ! в результате того, что на концах ло" паток ротора смонтирован бандаж с выполненным HB нем приводом ротора, образованным турбинными лопатками,равномерно распределенными по периферии ротора, а в обечайке входного канала размещен канал. подвода приводного воздуха с сопловым аппаратом.

При этом, канал подвода приводного воздуха может быть соединен через створки подпитки с атмосферой. Обра- И щенную к лопаткам, ротора поверхность бандажа целесообразно выполнять в виде конфузора.

На чертеже представлено описываемое устройство в составе конструкции мотогондолы двигателя.

Одноступенчатый ротор 1 имеет повернутые к фронту решетки радиальные лопатки 2. Ротор установлен во входном канале 3 между воздухозаборником

4 и двигателем 5 на участке, ограниченном центральным обтекателем 6, Лопатки 2 установлены с угловым шагом

q = icos(arctg — )

ka б п где - угловой шаг, коэффициент,:зависящий от формы лопатки, k — коэффициент, зависящий .от соотношения диаметров входного канала 3 обтекателя 6; временное сопротивление матерйала; лопатки; ,1 — удельный вес материала лопатки;

n - -запас прочности лопатки.

Каждая из лопаток 2 установлена в тормозном положении к приводу, образованI ному турбинными лопатками 7, выполненными на бандаже 8, который смонтирован на периферии ротора на концах лопаток 2. В обечайке входного канала 3 перед лопатками 2 имеется входное отверстие 9 сборника 10 посторонних предметов и укреплен сопловой аппарат ll. Канал 12 подвода приводного воздуха к сопловому аппарату 11 соединен с компрессором двигателя 5 или через створки 13 подпитки и защитную сетку 14 с атмосферой.

Обращенную к лопаткам 2 поверхность бандажа 8 целесообразно выполнять

s виде конфузора.

При запуске двигателя 5 перед ним создается разряжение, обеспечивающее всасывание атмосферного воздуха компрессором двигателя.

Атмосферный воздух, имеющий избыточное давление по отношению к давлению, перед двигателем всасывается через створки подпитки 13, которые открываются под действием этого избыточного давления. Изменением или предварительным подбором сечения канала

12 обеспечивается вращение ротора в диапазоне угловых скоростей, при котором время перемещения в потоке воздуха постороннего предмета на ширину лопаточной решетки больше вре5 9276 мени перемещения лопатки 2 на величину шага - просвета между лопатками.

Э

Отработанный воздух с температурой, пониженной относительно атмосферной, смешивается с очищенным воздухом за 5 ротором 1, Вращательный момент лривода превышает противоположно направленный момент от взаимодействия лопаток 2 с потоком из воздухоэаборника. При столкновении посторонних предметов с лопатками 2 они отбрасываются против потока и либо выбрасываются через воздухозаборник 4, либо попадают через отверстие

9 в сборник 10.

Данное расположение привода значительно (пропорционально соотноше- . нию диаметра турбины при размещении ее в обтекателе и диаметра входного канала, т.е. по крайней иере, в 20

4-5 раза) повышает приводной момент устройства. Благодаря этому можно пропорционально уменьшить расход приводного воздуха при отборе его от компре ссора дви гателя. Предложенное расположение приводной турбины позволяет, кроме того, в ряде слу-; чаев вообще отказаться от отбора сжатого воздуха и осуществлять привод подпиточным воздухом, используя 30 разрежение в канале, В этом случае . йредельно упрощается автоматизация переключения ротора с режима защиты на режим авторотации. Как только относительная скорость встречного потока воздуха увеличится до значения, при котором давление перед двигателем

44 6 повысится, что произойдет на режиме, когда необходимость в защите отпала, створки 13 закроются, отключая питание привода.

Формула изобретения

1. Устройство для защиты силовой установки самолета от попадания посторонних предметов по авт.св.

Р 865694, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения экономичности путем увеличения КПД при упрощении его конструкции, на концах лопаток ротора смонтирован бандаж с выполненным на нем приводом ротора, образованным турбинными лопатками, равномерно распределенными по периферии ротора, а в обечайке входного кана ла размещен канал подвода приводного воздуха с сопловым аппаратом.

2.Устройство по пп.1 и 2,о т л и ч аю щ е е с я тем, что канал подвода приводного воздуха соединен через створки подпитки с атмосферой.

3..устройство по пп. 1 и 2, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что обращенная к лопаткам ротора поверхность бандажа выполнена в виде конфузора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

Патент CIIIA 9979903,кл.60-39.09, 1976.

2. Авторское свидетельство СССР и 865694 по заявке и 2464170/40-23, кл. B 64 В 33/02, 1977.

927644

Составитель Н. Берг

Редактор К. Волощук Техред М. Рейвес !

Заказ 3142/26 Тираж 445 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий t13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,

Устройство для защиты силовой установки самолета от попадания посторонних предметов Устройство для защиты силовой установки самолета от попадания посторонних предметов Устройство для защиты силовой установки самолета от попадания посторонних предметов Устройство для защиты силовой установки самолета от попадания посторонних предметов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкции устройств для защиты турбореактивных двигателей самолета от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к авиации, в частности к воздухозаборным устройствам, предотвращающим попадание посторонних предметов со взлетно-посадочной полосы на вход в двигатель

Изобретение относится к области авиационной техники и, в частности, касается систем управления воздухозаборником двигателя самолета

Изобретение относится к авиации, в частности к средствам зашиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам защиты воздухозаборников от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к воздухозаборникам, используемым для вентиляции отсеков транспортного средства, либо для охлаждения тепловыделяющего оборудования, установленного на транспортном средстве

Изобретение относится к средствам защиты двигателей летательных аппаратов
Наверх