Способ ремонта изоляции лобовых частей обмотки статора электрической машины

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик (и)928541

Ф З

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву (22)Заявлено 05.02.80 (21) 2878714/24-07 с присоединением заявки ЭЙ (23) Приоритет (51)М. Кл.

Н 02 К 15/00

5Ъеудоротеенный комитет

СССР ло делам изобретений и открытий

Опубликовано 15.05.82. Бюллетень № 18

Дата опубликования описания 15.05.82 (53) УДК 621. 313. .048.12.002. .2(088.8) Б.Д. Ваксер, А.Д. Игнатьев, В.О. Коган

В.В. Петров, Г.М. Хуторецкий и M.À. Ша (72) Авторы изобретенит1

I д Р.у 1-" % г1<,.ь+зъ

" е (71) Заявитель (54) СПОСОБ РЕМОНТА ИЗОЛЯЦИИ ЛОБОВЫХ ЧАСТЕЙ

ОБМОТКИ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к технологии ремонта обмоток электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности при ремонте изоляции лобовых частей обмотки статора электрической машины.

Известен способ ремонта изоляции статорных обмоток, заклочающийся в определении стержня (катушки) с дефектной изоляцией с последующей заменой его новым, независимо от места возникновения дефекта (1).

Однако этот способ характеризуется высокой трудоемкостью и большой длительностью ремонта машины.

Известен способ ремонта изоляции обмотки электрических машин с помощью чистящих и пленкообразующих веществ, заключающийся в растворении и удалении поврежденной изоляции, и нанесения на этот участок тонкой изоляционной пленки и покрытия его дополнительным слоем изоляционного лака(21.

Однако данный способ неэффективен, так как в случае значительного по объему механического дефекта изоляции типа истирания или излома, очень тонкий слой восстановленной пленочной изоляции будет недолговечен в условиях значительных электрических и механических нагрузок. то

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является способ ремонта изоляции лобовых частей обмотки

15 статора электрической машины, заключающийся в том, что удаляют поврежденную изоляцию с участка лобовой части обмотки с образованием по. лости, заполняют полость диэлектрическим материалом, например смолой с наполнителем, наносят многослойное изоляционное покрытие на поврежденный участок, затем произво. дят сушку изоляционного покрытия (3).

3 928541

Недостатком данного способа является, во-первых, то, что в месте стыка восстановленной и неповрежденной изоляции не обеспечивается доста 1очная монолитность и, во-вторых, не достигается необходимая механическая прочность восстановленной изоляции, что снижает надежность машины.

Кроме того, ремонт обмотки по данному способу может быть начат только после разборки машины, в частности выемки ротора, что. удлиняет сроки ремонта.

Цель изобретения - повышение надежности машины за счет обеспечения монолитности и прочности изоляционного покрытия, а также сокращение сроков ремонта.

Поставленная цель достигается тем, что перед нанесением изоляционного покрытия на поврежденный участок, изготавливают заготовку изоляционного покрытия на шаблоне, конфигурация которого повторяет конфигурацию поврежденного участка обмотки, путем наложения на шаблон изоляционного материала, его опрессовки и отверждения, затем наносят на внутреннюю поверхность заготовки клеящий герметизирующий состав, например, эпоксидный клей холодного отвержщ:ния без растворителя, а после установки заготовки производят опрессовку и нагрев поврежденного участка до 60-120 С. о

Ремонт изоляции лобовых частей

35 обмотки статора электрической машины производят следующим образом.

С поврежденного участка лобовой части обмотки удаляют поврежденную часть изоляции с образованием по40 лости, заполняют полость отверждающейся при комнатной температуре смолой с наполнителем, например, эпоксидной формующейся композицией. Затем изготавливают шаблон, конфигурация которого соответствует конфигу45 рации поврежденного участка обмотки и наносят на шаблон необходимое количество слоев изоляционного материала, аналогично по составу, применяемому для основной изоляции,например, путем намотки слюдосодержащей ленты, пропитанной эпоксидным компаундом, производят термообработку и опрессовку покрытия на шаблоне, после чего шаблон удаляют и выре- 55 зают заготовку изоляционного покрытия, перекрывающую по размерам поврежденный участок. Заготовку изоля4 ционного покрытия устанавливают с перекрытием на поврежденный участок, приклеивая ее эпоксидным клеем холодного отверждения беэ растворителя.

Затем на изоляционное покрытие создают давление с помощью распорных клиньев и сушат при 60-120 С.

Изобретение позволяет повысить надежность машины за счет обеспече- ния монолитности изоляционного покрытия и повышения его прочности, а также сократить срок ремонта в связи с возможностью изготовления изоляционного покрытия одновременно с началом разборки машины.

Формула изобретения

Способ ремонта изоляции лобовых частей обмотки статора электрической машины, заключающийся в том, что удаляют изоляцию на поврежденном участке обмотки с образованием полости, заполняют полость диэлектрическим материалом, наносят изоляционное покрытие на поврежденный участок и производят сушку изоляционного покрытия, отличающийся тем, что, с целью сокращения сроков ремонта и повышения надежности машины за счет обеспечения прочности и монолитности изоляционного покрытия, перед нанесением изоляционного покрытия на поврежденный участок изготавливают заготовку изоляционного покрытия на шаблоне, конфигурация которого повторяет конфигурацию поврежденного участка обмотки, путем наложения на шаблон изоляционного материала, его опрессовки и отверждения, затем наносят на внутреннюю поверхность заготовки клеящий герметизирующий состав, например эпоксидный клей холодного отверждения беэ растворителя, а после установки заготовки производят опрессовку и нагрев поврежденного участка до 601200С.

Источники информации,,принятые во внимание при экспертизе

1. Хазан С.И. Турбогенераторы.

Повреждение и ремонт. И,, "Энергия", 1971, с. 504-507.

2. Патент ФРГ N 1935696, кл. Н 02 К 3/44, 1970.

Хазан С.И. Турбогенераторы.

Повреждение и ремонт. М., нЭнергия", 197I, с. 508.

Способ ремонта изоляции лобовых частей обмотки статора электрической машины Способ ремонта изоляции лобовых частей обмотки статора электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вращающимся электрическим машинам и может быть использовано в вентильных электродвигателях с постоянными магнитами на роторе
Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей высокочастотной балансировки гибких роторов на высокооборотном балансировочном стенде, который может быть использован, например, для балансировки гибких роторов турбонасосных агрегатов
Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей высокочастотной балансировки гибких роторов на высокооборотном балансировочном стенде, который может быть использован, например, для балансировки гибких роторов турбонасосных агрегатов

Изобретение относится к электротехнике и может использоваться при изготовлении ленточных магнитопроводов

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при изготовлении обмоток статоров электрических машин, трансформаторов, дросселей

Изобретение относится к устройствам технологического оснащения изготовления электрических машин и может быть использовано при производстве статоров планарных шаговых электродвигателей (ПШЭ)

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей изготовления якоря для электромагнитного преобразователя

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей изготовления якоря для электромагнитного преобразователя

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей изготовления якоря для электромагнитного преобразователя
Наверх