Зубчатая передача

 

Союз Советских

Социалистических

Республик (LL) К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву(5! )М. Кл.

F 16. Н 1/08 (22)Заявлено 18,02.76 (21) 2324720/25-28 с присоединением заявки №

5Ьеудвретванвй комитет

СССР (23) Приоритет«е делам язебретевнй в открытий

Опубликовано 23. 05, 82. Бюллетень ¹ 19 (53) УДК 621.833. (088. 8) Дата опубликования описания 23.05.82 (72) Автор изобретения

Г А Журавлев

Ростовский ордена Трудового Красного государственный университет (7I ) Заявитель (54 ) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектировании зубчатых передач.

Известны зубчатые передачи с исходным контуром зубьев, очерченным составной линией, включающей активные дуговые и прямолинейные участки, на которых располагаются мгновенные кон тактные линии(1).

Недостатком данных передач является их недостаточно большая нагрузочная способность вследствие использования в зацеплении части активных поверхностей зубьев.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является зубчатая передача с исходным контуром зубьев, очерченным составной линией, содержащей активные дуговые и прямолинейные участки, производящие поверхности которой жестко связаны между собой, кусочноконгруэнтны и касаются друг друга выпукло-вогнутыми участками при нулевом суммарном смешении исходных производных производящих колес (2).

Недостатком известных передач является их недостаточная нагрузочная способность вследствие нерационального использования периферийных участ-. ков зубьев.

Целью изобретения является повы.шение нагрузочной способности передачи.

Поставленная цель достигается тем, что зубья колес снабжены внеполюсными участками, например, прямолинейными на ножке и головке, расположенными вне зоны делительной прямой, сумма расстояний от произвольной нормали к делительной прямой до точек контакта на прямолинейных участ ках головки и ножки зуба равна сумме расстояний от той же нормали до точек контакта на выпуклом и вогнутом участках зуба.

На фиг, 1 показан исходный контур зубьев передачи с предлагаемым за3 92991 цеплением; на фиг. 2 - передача в различных фазах зацепления зубчатого колеса с рейкой, торцовое сечение, на фиг. 3 — колеса в различных фазах зацепления одной пары зубьев, торцовое сечение.;

Исходный контур зубьев данной пе/ редачи предлагаемого зацепления имеет профиль abedefgg f c d e b а, очерченный составной линией включающей 1Î

У выпуклую кривую ef(å f ) и прямую

fg(f g ) головки зуба, вогнутую кривую сй(с d ) и прямую bc(b с ) ножки зуба, а также переходные участки аЬ(а Ь ) и de(d е ).

Прямолинейные участки Ьс и fg выполнены с одинаковыми углом профиля

S, а на одинаковом удалении h от делительной прямой (Д.П.) они .отстоят от оси симметрии зуба настолько, 2о ч о З = „ 2, причем 1 2 з 4 расстояние от теоретических точек контакта К,К,К,К> дуговых участков до оси симметрии зуба. Колесо с центром С< имеет окружность вершины ради-.25 уса r, начальную окружность радиуса

rq и окружность впадин радиуса r+„.

Через полюс зацепления P проходят линия эвольвент эго зацепления аЬ под угломД и линия зацепления дуговых зв участков КК под углом С ц>н к начальной торцовой образующей плоскости рей. ки Н.T.Î.Ï.P. Торцовые образующие плоскостей вершин (T.O.П.В.P.) и впадин (Т.О.П.Вп.Р.) рейки ограничивают зуб. Эвольвента колеса с основной окружностью радиуса r1< в зацеплении с рейкой дает при =42 и угле наклона зубьев Р =250 12 угол эвольвентного зацепления ю (;(= с(=О1 СЬ вЂ” — 45"., сС ц сии соч р

Профили сопряженных зубьев колеса и рейки 2 показаны в зацеплении в трех торцовых сечениях I-I II-II

III-III. Сечения I-I u III-III дают представление об одновременном зацеплении выпукло-вогнутых и периферичес" ких эвольвентных участков, à B полюсе зацепления (сечение II-II) контакт профилей отсутствует, что характеризует внеполюсное зацепление. При этом линия эвольвентного зацепления имеет два рабочих участка с„ d è с d

2. 2

Работа данного зубчатого зацепления происходит следующим образом.

При вращении ведущего колеса точка контакта пары зубьев в некотором их сечении перемещается в эвольвентной зоне зацепления ножки зуба колеса и головки зуба рейки, затем в конце первой фазы эвольвентного зацепления происходит контакт выпукло-вогнутых профилей, контакт таких же профилей головки зуба колеса и ножки зуба рейки совпадает с началом второй фазы эвольвентного зацепления, при окончании которой профили выходят из зацепления. Благодаря осевому перекрытию зубьев в каждый момент зацепления в контакте могут находиться одновременно и эвольвентные и выпукловогнутые участки профилей.

Формула изобретения

Зубчатая передача с исходным контуром зубьев, очерченным составной линией, содержащей активные дуговые и прямолинейные участки, производящие поверхности которой жестко связаны между собой, кусочно-конгруэнтны и касаются друг друга выпукло-вогнутыми участками при нулевом суммарном смещении исходных производящих колес о т л и ч а ю щ а я. с я тем, что, с целью повышения нагрузочной способ-ности, зубья колес снабжены внеполюсными участками, например, прямолиней= ными на ножке и головке, расположенными вне зоны делительной прямой, сумма расстояний от произвольной нормали к делительной прямой до точек контакта на прямолинейных участках головки и ножки зуба равна сумме расстояний от той же нормали до точек контакта на выпуклом и вогнутом участках зуба.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке М 2135589/28,кл.P 1 б Н 1/08.

1975.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке И 2052108/283, кл. F 16 Н 1/00, 1974 (прототип) 929919

Составитель А,8ерховский

Редактор Л.Лукач ТехредА. Бабинец Корректор У.Пономаренко

Заказ 3442/45 Тираж 981 Подписное

8НИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва,Ж-35, Раушская наб.,д.4/5 филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Зубчатая передача Зубчатая передача Зубчатая передача Зубчатая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх