Автоматическая импульсная передача

 

,ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советскик

Социалистическик

Республик

«ii 932027

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 28. 11 ° 79(21) 2843378/25-28 с присоелиненнем заявки № (23) Приоритет (5! )М. Кл.

F 16 H 33/08

РВударИВенйый KOhlllTST

СССР

lIo делам нэобретеннй н открытий ()публиковано 30.05.82. Бюллетень №20 (З) УДК621,833.

6 069(088.8) Дата опубликования описания 30.05.82

I-

К.С. Фонарев 1 . е "." У

/

Центральная лаборатория научно-исследовательских и опытных работ Главтюменнефтегаза (72) Автор изобретения (7I ) Заявитель (54) АВТОМАТИЧЕСКАЯ ИМПУЛЬСНАЯ ПЕРЕДАЧА

Изобретение относится к машиност" ! роению, в частности к автоматическим импульсным передачам, и может быть использовано в приводных устройствах повышенной плавности хода с автоматическим регулированием скорости и.вращающегося момента на ведомом звене.

Известна автоматическая импульсная передача, содержащая выполненное в виде кулачка ведомое звено и располо. 1О женное внутри него ведущее звено,имеющее внутри камеры с клапанами, соединенные между собой каналами, заполненными рабочей средой, и снабженные толкателями, часть которых контактирует с ведомым звеном, а другая часть — с закрепленными на ведущем звене инерционными или упругими элементами (11.

Однако зта передача имеет низкий

КПД, так как энергия, затраченная ведущим звеном на создание импульса на ведомом звене, не возвращается обратно в силовой поток передачи, а рассеивается на дросселирование рабочей среды.

Цель изобретения — повышение КПД, путем использования энергии, затраченной ведущим звеном при создании импульса на ведомом звене.

Укаэанная цель достигается тем, что она снабжена неподвижным звеном, выполненным в виде охватывающего ве,дущее звено кулачка, ведущее звено .снабжено дополнительными камерами с толкателями, контактирующими с неподвижным звеном, и дополнительными камерами с клапанами, также контактирующими с неподвижным звеном.

Кроме того, на ведущем звене выполнен дополнительный канал, внутри которого расположен стопор с возможностью его взаимодействия с расположенным в дополнительной камере клапаном, передача также снабжрна выпускными клапанами, установленными в каналах со стороны неподвижного звена.

3 93202

На фиг. 1 изображена передача, осевой разрез, на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - сечение Б-Б на фиг..l; на фиг. 4 - сечение В-В на фиг. 1, на фиг. 5 — сечение Г-Г на фиг. 1, на фиг. 6 - сечение Д-Д на фиг. 1; на фиг. 7 — сечение Е-Е на фиг, 1; на фиг. 8 - сечение ЖИ на фиг. 1; на фиг. 9 — сечение 3-3 на фиг, 6. î

Автоматическая импульсная передача содержит выполненное в виде кулачка ведомое звено 1 и расположенное внутри него ведущее звено 2, имеющее внутри камеры 3-13 с клапанами. 14-19, соединенные между собой каналами 20-22 (фиг. 1), заполненными рабочей средой, и снабженные толкателями 23-26.

Часть толкателей 23 и 26 контакти- 2р рует с ведомым звеном 1, а толкатели

24 и 25 — с инерционными или упругими элементами (не показаны). Толкатели 23 и 26 контактируют с ведомым звеном 1 через шарнирно закрепленный на ведущем звене 2 рычаг 27 и ролик

28. Рычаг 27 снабжен противовесом 29.

Толкатели 24 и 25 снабжены силовыми элементами, включающими шарнирно закрепленный на ведущем звене 2 рычаг

30 и инерционный груз 31. Толкатели

24 и 25 имеют скосы, обращенные в сторону толкателей 23 и 26 (фиг. 5).

Передача снабжена неподвижным звеном 32, выполненным в виде охватывающего ведущее звено 2 кулачка, а ведущее звено 2 снабжено дополнительными камерами 33 и 34 с толкателями

:35 и 36, контактирующими с неподвижным.звеном 32, и дополнительными ка- 4О мерами 37 и 38 с клапанами 39 и 40, также контактирующими с неподвижным звеном 32, а все клапаны 14- 19 и

39-40 выполнены с кольцевыми канавками и подвижными вдоль камер (фиг.7 4 и 1).

На ведущем звене 2 выполнен дополнительный канал 41, внутри которого расположен стопор 42 с возможностью его взаимодействия с расположенным в 50 дополнительной камере 37 клапаном 39 (фиг. 9). В этом клапане 39 выполнены взаимно перпендикулярные радиальные отверстия 43 и 44, одно из которых (43) перекрывается стопором 42, и ss подвижный элемент 45 с каналом 46,сообщаемым с другими отверстиями клапана (фиг. 9). Толкатели 35 и 36 кон7 4 тактируют с неподвижным звеном 32 через шарнирно закрепленный на ведущем звене 2 рычаг 47 и ролик 48 (фиг. 7).

Рычаг 47 снабжен противовесом 49.Камеры 3 13 и 33, 34, 37 и 38 соединены между собой каналами 20-22. Клапаны

14- 19 и 39,40 выполнены в виде радиально перемещающихся стержней с кольцевыми проточками. Клапаны считаются открытыми, если их кольцевые проточки находятся в зоне каналов

20 и 22. Передача снабжена также выпускными клапанами 50 и 51, установленными в каналах 20 и 22 со стороны неподвижного звена 32.

Рабочая поверхность кулачков ведомого 1 и неподвижного 32 звеньев спрофилирована следующим образом.

По кривизне кулачок ведомого звена

1 подразделяется на четыре участка, первый участок выполнен с постоянным минимальным радиусом, второй - с переменным в сторону увеличения, третий - с постоянным максимальным и 1четвертый — с переменным в сторону уменьшения. Если условно профиль рабочей поверхности кулачка ведомого звена 1 разбить в радианах на шесть равных зон 01 — б,б- Ь, Ь - E, 2- Я,ф -е и

Р-О, то у кулачков неподвижного звена 32, с которыми контактируют клапаны 19, 18, 40 и 16, первый участок состоит из трех зона-6,5- Ь и 6-Z второй - из одной зоны L-g, третий из одной зоныЯ-9 и четвертый — из одной эоны 8-5 . Клапаны 16, 18, 19 и 40, контактирующие с кулачком 32 в зонахС1-о, 0 -Ь и 6-2, находятся в закрытом положении, в зоне .-ф — в стадии открытия, в эонеу-е — в открытом положении, в зоне 0-а в стадии закрытия. У кулачков ведомого звена

1, с которыми контактируют толкатели 23 и 26 (фиг. 3 и 7), первый участок состоит из двух зона-Ь ио-Ь, второй - из одной зоны Ь вЂ L, третий— из двух зонЯ.-Z, и -Е и четвертый из одной зоные-с . Профили кулачков,с которыми контактируют клапаны 19 и

18 (фиг. 2,4), смещены относительно один другого на 180 . Так же смещены . о на 180 кулачки, с которыми контактио руют клапаны 40 и 16 (фиг. б и 8).

Кулачок ведомого звена l, с которым контактирует ролик 28, установлен таким образом, чтобы при открытом положении клапана 19 и закрытом клапане 18 ролик 28, находился в зоне

Ь-Ъ фиг. 3 и 1). Кулачок неподвижпана 40 и закрытом клапане 16 ролик

48 находился в зоне Ь-2(фиг. 7,1).

Клапан. 40., в отличие от клапанов 19, 18 и 16, снабжен окнами 43 и 44 (фиг. 1, 6 и 9) и подвижным элементом 45, выполненным в виде радиально перемещающегося стержня внутри клапа- 1О.на 40 и снабженным каналом 46. Окно

43 расположено со стороны стопора

42, выполненного в ведущем звене 2 в виде подпружиненного стержня.При закрытом положении. клапана 40 стопор

42 находится на одной оси с окном

43. Окно 44 (фиг; 1) расположено со стороны толкателя 25. Канал 46 подвижного элемента 45 при закрытом положении клапана 40 сообщает камеру

37 со стопором 42.

Для предотвращения углового смещения окон 43, 44 и канала 46 кла20 пан 40 и подвижный элемент 45 снабжены штифтами 52 и 53, которые перемещаются по направляющим, выполненным в ведущем звене 2 и клапане 40. Каналы 20, 21 и 22 соединены между собою полостью 54 и 55 (фиг. 1). На выходе каналов 20 и 22 установлены выпускные клапаны 50 и 51. В целях

30

> .компенсации утечек рабочей среды через зазоры подвижных частей ведущее звено r снабжено компенсатором 56,.выполненным в виде подвижного подпру35 жиненного стержня.

Передача работает следующим образом.

Ь

При вращении ведущего звена 2 в момент выхода ролика 28 в зону E --С!

40 клапан 15 открыт, а клапан 19 закрыт (фиг. 3) . Толкатель 23 за счет перемещения ролика 28 к центру выталкивает рабочую среду из камеры 3. Рабочая среда под давлением толкателя

23 давит на скос толкателя 24. Пос45 ледний, преодолевая центробежные силы инерции груза 31 (фиг. 5), перемещается к периферии. В результате, на ведомом звене 1 создается прямой импульс вращающего момента, величина которого определяется величиной центробежной силы инерции груза 31. Рабочая среда находится в камере 4 под давлением центробежной силы инерции груза 31 до момента открытия клапана

40. При дальнейшем перемещении ролика

28 в зонах 0-5 иЬ-Ь клапан 15 закрывается, а клапан 19 открывается. При

5 9320 . ного звена 32, с которым контактирует ролик.48, установлен таким образом, чтобы при открытом положении кла27 6 йрохождении зоны р-t ролик 28, не теряя контакта с рабочей поверхностью кулачка 1, совместно с толкатепем 23 перемещается к периферии эа счет приведенной центробежной силы инерции толкателя 23, рычага 27, ролика 28 и противовеса 29, которая не должна быть большой, чтобы не вызвать на ведомом звене 1 обратного импульса, но достаточной, чтобы получить нужную скорость перемещения толкателя 23 к периферии. В это время камера 3 (фиг. 1) заполняется рабочей средой для создания следующего импульса вращающего. момента на ведомом звене 1.

Рабочая среда, находящаяся в камере 4 под давлением, при закрытом пЬложении клапана 40 выталкивает стопор 42 из окна 43 (фиг. 9). Расстопоренный клапан 40 при подходе к зоне

g-Q, полностью открывается. В это время ролик 48 (фиг. 7) подходит к зоне

b-z, а клапан 16 находится в закрытом положении. Рабочая среда под действием центробежных сил инерции груза 31 через толкатель 35, рычаг 47 и ролик 48 создает обратный импульс, при котором энергия, затраченная ведущим звеном 2 на создание прямого импульса на ведомом звене 1, возвращается обратно ведущему звену 2.При дальнейшем перемещении ролика 48 через зоны 7-g u g — клапан 40 находится в закрытом положении, а клапан

16 - в открытом, В зоне 2 †- i3 толкатель

35, двигаясь к центру, перемещает рабочую среду из камеры 33 через выпускной клапан 50 в. полость 55 и канал

21. В случае отсутствия рабочей сре ды в камере 4 клапан 40 при прохо>кдении им зон Ot--о, Ь вЂ” >> и 5 - -2 остается в застопоренном положении, а при выходе в зоны ;Я.,Я 6 и &-Q продол.жает находиться в застопоренном положении даже при поступлении рабочей среды в камеру 4, так как подвижный элемент 45 при перемещении к периферии разобщает камеру 4 со стопором

42. Таким образом, рабочая среда может поступить в камеру 33 только в начале перемещения толкателя 35 к пе риферии, в результате чего, энергия,,затраченная при создании прямого им:пульса, полностью используется на создание обратного импульса.

При вращении ведущего вала 2 с угловой скоростью З, могут осуществформула изобретения

7 9320 ляться следующие режимы, свойственные импульсным передачам.

Столовый режим - ведомое звено 1 ч у, неподвижно, толкатели 26 и 23 дают .прямые импульсы вращающего момента на 5 ведомом звене 1, а толкатели 35, 36 " отрицательные импульсы на неподвижном.звене 32 врацающий момент на этом режиме максимален за счет большой частоты импульсов. Фо

Режим трансформации вращающего момента " ведомое звено 1 вращается с угловой скоростью()2

Оси2 с СОФ

С увеличением угловой скорости CJ2 вращающий момент ведомого звена уменьшается за счет уменьшения частоты импульсов.

Режим прямой передачи - момент 2о сопротивления. на ведомом звене 1 выравнивается с вращающим моментом ведущего авена 2. Угловые скорости также выравниваются.

Ролик 28 замыкается на участке 25

Я-О за счет давления, создаваемого рабочей средой от центробежных сил инерции груза 31. через толкатели 24, . 25 и 23, 26. Все подвижные элементы на ведущем звене 2, эа исключением 3О клапана 16 и подвижного элемента 45, становятся в радиальном направлении неподвижными.

В предлагаемой передаче ведущее

2 и ведомое 1 звенья целесообразно 35 снабдить. маховиками.

Устранение потерь внутри передачи, за исключением потерь на.перемещение рабочей среды, которые незначительны . из-эа малых ее объемов, согласно 4о расчетам позволило в режиме трансформации вращающего момента повысить

КПД до 0,9.

Исключение муфт свободного хода и обеспечение постоянного силового вза-45 чмодействия ведущего звена с ведомым

7 позволяет упростить передачу и повысить ее надежность в работе.

1. Автоматическая импульсная передача, содержащая выполненное в виде кулачка ведомое звено и расположеннов внутри него ведущее звено, имеющее внутри камеры с клапанами, соединенные между собой каналами, заполненными рабочей средой, и снабженные толкателями, часть которых контактирует с ведомым звеном, а другая частьс закрепленными на ведущем звене инерционными или упругими элементами, отличающаяся тем, что, с целью повышения КПД путем использования энергии, затраченной ведущим звеном при создании импульса на ведомом звене, она снабжена неподвижным звеном, выполненным а виде охватывающего ведущее звено кулачка, ведущее звено снабжено дополнительными. камерами с толкателями, контактирующими с неподвижным звеном, и дополнительными камерами с клапанами, также контактирующими с неподвижным звеном.

2. Передача по и. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что на ведущем звене выполнен дополнительный канал, внутри которого расположен стопор с возможностью его взаимодействия с расположенным в дополнительной камере клапаном.

3. Передача по и. 1, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что она снабжена выпускными клапанами, установленными в каналах со стороны неподвижного звена.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке 11 2680357/28, кл. F l6 Н 33/08, t979 (прототип).

932027

9 иг.У

Составитечь В.Щербаков

Редактор И.Ковальчук Техред М. Рейвес Корректор И.Муска

Заказ 3705/46 Тираж 981 Подписное

8НИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Рауаская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r, Ужгород, ул. Проектная, 4

Автоматическая импульсная передача Автоматическая импульсная передача Автоматическая импульсная передача Автоматическая импульсная передача Автоматическая импульсная передача Автоматическая импульсная передача Автоматическая импульсная передача Автоматическая импульсная передача Автоматическая импульсная передача Автоматическая импульсная передача Автоматическая импульсная передача Автоматическая импульсная передача Автоматическая импульсная передача 

 

Похожие патенты:

Маховик // 916814

Вариатор // 2117837
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для автоматического регулирования чисел оборотов и крутящего момента ведомого звена

Изобретение относится к машиностроению, в частности к приводным механизмам с переменным числом оборотов, у которых скорость вращения ведомого элемента может меняться автоматически относительно скорости вращения ведущего элемента при изменении нагрузки

Изобретение относится к машиностроению, в частности к волновым планетарно-фрикционным вариаторам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на различных видах транспорта, а также в механизмах, где необходима плавная регулировка скорости вращения валов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на различных видах транспорта, а также в механизмах, где необходима плавная регулировка скорости вращения валов

Изобретение относится к тракторостроению, а именно к минитракторам, и может быть применено в транспортном машиностроения и других областях народного хозяйства

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве импульсного привода в системах управления механизмами
Наверх