Способ определения площади контакта боковых поверхностей зубьев накатника и обрабатываемого зубчатого колеса

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Социапистическык

Республик

< >945750 (6I ) Дополнительное к авт. свнд-ву (22) 3ааапеНО 19.03.80 (2l ) 2896946/25-28 с присоединением заявки М (23) Приоритет

Опубликовано 2З 07.82. Бюллетень № 27

Дата опубликования описания 26.07.82 (5l)M. Кл.

601 и 3/56

3Ъсударстаенный комитет

СССР по делам изобретений н открытий (53) УДК 620.178.

162(088 8) (72) Авторы изобретения

А. В. Кривошея, М. Г. Сторчак и Я. Б. Немирорскйй ре ои 1 ф ! р д

Ордена Tpynoooro Красного Знамени институт ееритенердмн материалов АН Украинской CCP

I (71 ) 3ая в и тел ь (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛОЩАДИ KOHTAKTA

БОКОВЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ЗУБЬЕВ НАКАТНИКА

И ОБРАБАТЫВАЕМОГО ЗУБЧАТОГО КОЛЕСА

Изобретение относится к машиностроению и может быть т.спользовано для исследования взаимодействия инструмента и обрабатываемой детали при чистовой накатке зубчатых колес.

Известен способ определения плошади контакта боковых поверхностей зубьев зубчатых колес, заключающийся в том, что на боковые поверхности эталонннаго колеса наносят слой краски, обкатывают колеса и определяют площадь контакта по следу, образовавшемся на эталонном коEl2

Недостатком этого технического решения является невозможность определения плошади упруго-пластического контакта и нанесения одинаковой толщины слоя краски.

Наиболее близким к изобретению по технической сути и достигаемому эффек- 20 ту является способ определения площади контакта боковых поверхностей зубьев накатника и обрабатываемого зубчатого колерса, заключающийся в том, что на боковые поверхности колеса наносят слой абраэивосодержашего вещества, обкатывают их, определяют ширину следа на накатнике, под рабочей нагрузкой продольно перемещают колесо, определяют ширину второго следа и расчетным путем определяют плошадь контакта 12) .

Недостатком известного способа являет ся невозможность определения площади упругопластическ ого контакта боковых поверхностей зубьев.

БЬль изобретения — определение пльшади упругопластического контакта боковых поверхностей зубьев накатника и обрабатываемого зубчатого колеса.

Указанная цель достигается благодаря тому, что в способе определения плошади контакта боковых поверхностей зубьев накатника и обрабатываемого зубчатого колеса, заключающемуся в том, что на боковые поверхности колеса наносят слой абразивосодержашего вещества, обкатывают их, определяют ширину следа на накатнике, под рабочей нагрузкой промерают расстояние. между границами сле(4 2 5 Ьу И) замеры проводят на тех же расстояниях от торпа, на которых мы замеряли расстояния O„.. С учетом полученного третьего следа плошадь контакта определяют по формуле:

Я„=Xb 0 a;+bed Ш

1=Р

I где И вЂ” количество всех площадок;

P - количество площадок упругого контакта.

Использование предлагаемого способа позволяет повысить стойкость и уменьшить материалоемкость инструмента, которые достигаются при геометрических и конструктивных параметрах инструмента, определяемых на основе реальной плошади контакта его с обрабатываемым колесом.

Формула изобретения

Способ определения плошади контакта боковых поверхностей зубьев накатника и обрабатываемого зубчатого колеса, заключающийся в том, что на боковые поверхности колеса наносят слой абраэивосодержашего вещества, обкатывают их, определяют ширину следа на накатнике, под рабочей нагрузкой продольно перемешают колесо, определяют ширину второго следа и расчетным путем определяют площадь контакта, о т л и ч а ю ш и йс я тем, что, с целью определения плошади упругопластического контакта, перед продольным перемещением колеса ему задают радиальную подачу, выбранную из условия пластической деформации зубьев колеса, после обкатывания накатника и колеса последнему задают радиальную подачу из условия отсутствия пластической деформации его зубьев, сообщают колесу и накатнику дополнительное продольное перемещение и определяют плошадь упругопластического контакта с учетом полученного на накатнике третьего следа.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Марков А. Л. Измерение зубчатых колес. Л., Машиностроение", 1968, с. 266.

2, Авторское свидетельство СССР по заявке N 2865695/25-28, кл. 501 N 3/56, 1980 (прототич).

Тираж 8 Подпис:и< с жгород, ул. роектная, 4

3 945750 дольно перемешают колесо, определяют ширину второго следа и расчетным путем определяют площадь контакта, перед продольным перемещением колеса ему задают радиальную подачу, выбранную из условия пластической деформации зубьев колеса, после обкатываиия накатнйка и колеса последнему задают радиальную подачу из условия отсутствия пластической деформации его зубьев, сообщают о колесу и накатнику дополнительное продольное перемещение и определяют площадь упругопластического контакта с учетом полученного на накатнике третье го следа. с I5

Способ реализуется следующим образом.

Обрабатываемое зубчатое колесо с нанесенным на боковые поверхности его зубьев алмазосодержашим монослоем устанавливают в конкретную фазу зацепле- щ ния и сближают в радиальном направлении с накатником на величину g рад, а затем накатнику или обрабатываемому зубчатому колесу сообщают продольную передачу (Б пр) друг относительно друга, Z5 в результате чего алмазйые зерна оставят след на боковой поверхности зуба накатника в заданной фазе зацепления.

При этой операции между накатником и обрабатываемым зубчатым колесом установится межосевое расстояние, равное А

По этому следу на различном расстоянии от торцов замеряют расстояние между линиями границ следа (О„, С1

a„, °,С1И). Половину этих расстояний

35 принимают за первую часть длин элемен« тарных площадок, из которых состоит все пятно контакта, Далее при межосевом расстоянии, установившемся после радиальной и продольной подач, осуществляют обкат

4О накатника и обрабатываемого зубчатого колеса. По полученному на боковой поверхности накатника следу от микроцарапин абразивосодержащего слоя в той же конкретной фазе зацепления определяют

45 ширину следа на участке разбиения

Я, 0 . После обката обрабатываемым зубчатым колесом и накатником устанавливается межосевое расстояние А2. Затем при межосевом расстоянии, равном А2, накатнику или обрабатываемому зубча50 тому колесу, установленным в ту же конкретную фазу зацепления, сообщают дополнительное продольное перемещение.

По следу на боковой поверхности зуба накатника в конкретной фазе зацепле55 ния на разном расстоянии от торцов за,ВНИИ(1И Заказ 53 „{ Д

Филиал Г1ПП "Йатеит, г.

Способ определения площади контакта боковых поверхностей зубьев накатника и обрабатываемого зубчатого колеса Способ определения площади контакта боковых поверхностей зубьев накатника и обрабатываемого зубчатого колеса 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх