Способ определения глубины повреждения тел трения
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
РеспубНин (uI947703 у
1, ф, -
«« ,т. Ф (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 05.06. 80 (21) 2937248/25-28 (gq) Q,. gg.3
G 01 К 3/56 с присоединением заявки ¹Ф (23) Приоритет—
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий ($3) У (К 620.17>, .162(088.8) Опубликовано 3007.82. Бюллетень ¹ 28
Дата опубликования описания 30.07 ° 82
B. Н. Лозовский A. С. Павлова и В. В. Рябен
1 (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГЛУБИНЫ
ПОВРЕЖДЕНИЯ ТЕЛ ТРЕНИЯ
Из обре те ние относит ся к испытани= ям материалов на трение и износ и может бьть использовано для прогнозирования работоспособности прецизионных пар трения ври их проектировании.
Известен способ определения глубины повреждений при схватывании тел трения, заключающийся в том, что тела трения испытывают при ужесточении режимов трения (изменением нагрузки, амплитуды, скорости) вплоть до возникновения схватывания и измеряют глубину повреждения, например, профилографированием (13.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является способ определения глубины повреждения тел трения, заключающийся в том, что замеряют характеристики материала тел и их требуемые. размеры, нагружают тела, а повреждение оценивают расчетным путем (2) .
Недостатком известных способов является низкая точность определения, глубины повреждения в условиях контактно-вибрационного трения прецизионных тел трения, что обусловлено невозможностью установления глубины повреждения беэ исключения схватывания тел трения.
Цель изобретения — повышение точности в условиях схватывания при контактно-вибрационном трении.
Цель достигается за счет того, что в качестве характеристики материала выбирают твердость, в качестве требуемого размера — длину площадки контакта тел, а глубину повреждения определяют по зависимости
6253-10 - 1185 510-.5. р
214 ° а + 433-10 8 р2- + 825-10 -а 97- 10 4- HB + 383 ° 10 -а ° НВ, Ъ где h — глубина повреждения, мкмжд,. р — максимальное давление на площадке контакта, МПа, а — длина площади контакта, MM)
Н — твердость материала по Вринеллю, МПа.
Способ реалиэуетсй следующим образом.
Измеряют твердость НВ материала тел трения прецизионной эолотниковой пары, требуемые размеры - диаметр золотника d зазор в эолотниковой паре а, расстояние В между площадками контакта и длину а площа« ди контакта нагружают тела,. опреде4
947703
15
Формула изобретения
Составитель В. Данилов
Редактор М. Янович Техред С. Мигунова Корректор О. Билак
Заказ 5621/65, Тираж 887 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и Открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 ляют давление р на контакте и глубину h повреждения тел трения.
Пример р е а л и э а ц и и.
Для конкретной золотниковой пары получают НВ = 5900 Н/мм, 4 = 8 мм, Ь = 0,008 4 e m &30 М w &10 На
По формулам теории упругости а
0,486 мм, р 74,2 Н/мм .. Глубина
h повреждения в соответствии с рас« четной зависимостью составляет
13,04 мкм.
Положительный эффект обусловлен повышением точности определения глубины повреждения тел трения в услови" ях контактно-вибрационного трения.
Способ определения глубины повреж-, дения тел трения, заключающийся в том, что замеряют характеристики материалами<> тел и их требуемые размеры, нагружают . тела, а повреждение оценивают расчетным путем, о т л и ч а ю ц и и с я тем, что, с целью повышения точности в условиях схватывания при контактновибрационном трении, в качестве характеристики материала выбирают твердость, в качестве требуемого разме- ра - длину плошадки контакта тел, а глубину повреждения определяют по зависимости
h 6263 ° 10 - 1185 ° 10 р - 214 °
«a + 433 10 в.р 4 825 ° 10"®- а — 97
«10" НВ + 383 ° 10 а ° - HB, где h - глубина повреждения, мкм а - длина плошадки контакта, im> р - давление на контакте, МПа
HB - твердость материала, NIIa.
Источники информации, прииятыв во внимание при экспертизе
1. "Вестник машиностроения", 1964, 1 21 с. 21 24.
2. Крачельский И. В. Трение и износ. И., Иэд-во "Машиностроение", 1977, с. 21, 87 (прототип).