Устройство для измерения несоосности отверстий в деталях

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Х АВТОРС ХОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

< >949325 (61) Дополнительное к авт. свид-ву . (22) Заявлено 15.08.80 (21) 2974274/25-28 с присоединением заявки № (23)Приоритет (5I)M. Кд.

GO1 В 5/24

Воудоротосеай комотет

СССР до делам нзооретеккй н отхрмткй

ОпУбликовано 07.08 82. Ц1оллетень ¹ 29 (53) УДК531. .717. 14 (088.8) Дата опубликования описания 09.08.82

И, Е. Андреев, Г. И. Гржоров, В. В. Ерофеев и Д. А. Жайу6а - : (72) Авторы изобретения (7I) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ НЕСООСНОСТИ

ОТ.ВЕРСТИЙ В ДЕТАЛЯХ

Изобретение. относится к измерительной технике и может быть использовано для измереошя несоосности отверстий в, деталях.

Наиболее близким к изобретению является устройство лля измерения несоосности отверстий в деталях, содержащее оправку и отсчетный узел с измеритель ным наконечником. Оправка в устройстве выполнена в виде стержня с расположенными в нем упорами и соплами fl) .

Недостатком устройства является то, что оно предназначено для измерения несоосности отверстий определенных повторяющейся толщины пластин и при расположении этих пластин на одном и том же расстоянии. При изменении диаметров от- верстий, толщин пластин или расстояний между ними необходимо менять конструкцию сотравки, что нерационально в единичном и мелкосернйном производстве.

Кроме того, при малых топщннах пластин измерение становится невозможным из-за разнесенных упоров.

Недостатком также является наличие пневмосети и специальной оснастки.

Цель изобретения — расширение номенклатуры контролируемых деталей.

5 хазанная цель достигается тем, что в устройстве для измерения несоосности отверстий в деталях, содержащем оправ1о ку и отсчетный узел с измерительным наконечником, оправка выполнена в виде стержня, двух упоров, один из которых жестко установлен на одном из концов стержня, а второй подпружянен и установ15 лен с возможностью перемещения вдоль стержня на другом его конце, двух сферических опор, соосно установленных на стержне с возможностью поворота относительно его оси, контактирующих с упо о рами и предназначенных для взаимодействия с контролируемыми поверхностями, устройство снабжено штангой, установленной на жестком упоре с возможностью

3 9493 перемещения перпендикулярно оси стержня и фиксации, а отсчетный узел установлен на штанге так, что ось его измерительного наконечника перпендикулярна оси штанги, 5

На фиг. 1 представлено предлагаемое устройство, общий вищ на фнг. 2 — схема работы устройства.

Устройство для измерения несоосности отверстий в деталях содержит стер- 1о жень 1, упор 2, жестко установленный на конце стержня 1, упор 3, установленный с возможностью перемещения вдоль стержня, две сферические опоры 4 и 5, соосно установленные на стержне 1 с 15 воэможностью поворота относительно его оси, контактирующие, соответственно, с упорами 2 и 3 и предназначенные для взаимодействия с контролируемыми отверстиями 6, штангу 7 со шкалой 8, уо- gp тановленную на жестком упоре 2 с возможностью перемещения перпендикулярно оси 9 стержня 1, узел 10 фиксации штанги 7, отсчетный узел 11 с измерительным наконечником 12, установленный на штанге 7. Упор 3 подпружинен пружинно и 1 3 в

Устройство работает следукпцим образом.

Для проведения измерений несоосности отверстий на стержень 1 одевается опора 4 и стержень вставляется в err верстие 6. Далее на стержень последовательно устанавпивается опора 5, упор

3, пружина 13, Пружина 13 поджимает опоры 4 и 5 к краям отверстий 6. Оцоры 4 и 5 в этом случае контактируют своими сферическими поверхностями с отверстиями 6 по окружности. Затем в узел

10 фиксации вставляется штанга 7 и 4, закрепляется относительно стержня 1.

На другой конец штанги 7 устанавливается отсчетный узел 11. Измерительный наконечник 12 которого контактирует с плоскостью 14 контрспируемой детали

15. Огсчетный узел 11 устанавливается на определенной длине от продольной оси стержня по шкале 8.

После установки устройства на контролируемые детали 15 и 16 измерение производится следующим образом. Штангу

7 вращают вокруг оси стержня 1 и отмечают наименьшие Я и наибольшие Я значения измерительного прибора. Несоос25 ность осей с тверстнй определяется по где Я и и - радиусы опор 4 и 5; и г — радиусы конт рсднруемых л отверстий 6;

Й - расстояние между внепппсми плоскостями деталей 15 и 16.

Таким образом, применение изобретения позволит производить измерение несоосности отверстий, проведенных в параллельных деталях перпендикулярно плоскостям пластин в более широком ассортименте деталей и сборок, так как конструкп:ня предлагаемого приспособления позволяет производить измерения несоосности отверстий различного днам.тра, проведенных в пластинах различной толщины и при различном расстоянии между пластсинами.

Формул а изобретения

Устройство для измерения несоосности отверстий в деталях, содержащее onраису и отсчетный узел с измерительным наконечником, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения номенклатуры контролируемых деталей, оправка ныпсютнена в виде стержня, двух упоров, один из которых жестко установлен на одном иэ концов стержня, а второй под:— пружннен и установлен с возможностью перемещения вдоль стержня на другом его конце, двух сферических опор, соосно установленных на стержне с возможностью поворота относителью его осн, контактирующих с упорами и предназначенных для взаимодействия с контролируемыми поверхностями, устройство снабжено штангой, установленной на жестком упоре с возможностью перемещения перпенl_#_Kya8pBo оси cTepKHsr H фиксации, а отсчетный узел установлен на штанге так, чго ось его измерительного наконечника перпендикулярна оси штанги.

Исмзчннки информации, принятые во внимание щи экспертизе

1. Приборостроение и средства автоматики. Под ред. Б. А. Тайца. Т 3 . M., Государственное научно-техническое иэд. машинострсотельной литературы, 1 963, с. 491, фиг. 87 (прототип).

Устройство для измерения несоосности отверстий в деталях Устройство для измерения несоосности отверстий в деталях Устройство для измерения несоосности отверстий в деталях 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для определения зазора в шарнирных соединениях и для измерения углов поворота самоходных транспортных средств

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к способам для измерения ширины и отклонения расположения шпоночного паза относительно оси отверстия

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, в частности к приспособлениям для контроля положения ходовых колес подъемно-транспортного средства

Изобретение относится к средствам измерения и может быть использовано для определения и сравнения размеров между предподступичными частями осей тележек вагона с левой и правой сторон

Изобретение относится к машиностроению, в частности к турбостроению, и может быть использовано при взаимной выверке соосности агрегатов

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к устройствам для контроля несоосности, и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве, в частности при осмотре и ремонте подвижного состава метрополитена, где необходимо измерять и регулировать несоосность валов силового тягового электродвигателя и выходного вала редуктора колесных пар

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля соосности при монтаже и центровке механизмов, например дизеля с генератором, электродвигателя с насосом и т.д

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к устройствам для контроля несоосности, и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве, в частности при осмотре и ремонте подвижного состава метрополитена, где необходимо измерять и регулировать несоосность валов силового тягового электродвигателя и выходного вала редуктора колесных пар

Изобретение относится к области технических измерений в машиностроении

Изобретение относится к области технических измерений в машиностроении, в частности к способам контроля отклонения направления шлицев на зубчатых колесах и шлицевых валах, и может быть использовано при изготовлении коробок приводов и агрегатов авиационных газотурбинных двигателей, повышении точности и скорости контроля за счет осуществления замера отклонений общей для всех профилей шлицев детали оси одновременно
Наверх