Диагностическая установка и способ ее работы

 

О П И С А Н И E (ii)950942

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

CoIo3 Советснин

Сециалистичвсиик

Реслублии

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l ) Дополнительное к авт, свид-ву. (22) Заявлено 02.04.79 (2! ) 2739154/25.06 с присоединением заявки М (23)Приоритет (5 t ) M. Кл.

F 02 P 17/00

Рвуанрстввнный камнтвт

СССР ню анвм нзвбретеннй н открытнй

Опубликовано 15 08.82. Бюллетень № 30

Дата опубликования описания 15.08.82 (53) УДК б21.43. .044 (088.8) Е. А. Малюкин (72) Автор изобретения

Харьковский автомобильно-дорожный институт (71) Заявитель (54} ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА И СПОСОБ ЕЕ РАБОТЫ

Изобретение относится к устройствам диагностики системы зажигания для двигателя внутреннего сгорания, а именно к диагностическим установкам для определения технического состояния распределителя зажигания.

Известны диагностические установки для измерения угла опережения зажигания, содер. жащие датчик зажигания и отметки верхней мертвой точки, цифровое счетное устройство. и индикатор угла зажигания- (1).

Недостатком этой установки является сложность, обусловленная наличием двух датчиков и специального цифрового счетного устройства.

Известны также диагностические установки, содержащие распределитель зажигания с центробежным регулятором опережения зажигания имеющим пружины и грузики, взаимодействующие с ведомой частью вала распределителя, корпус которого с ведущей частью вала установлен в приспособлении с основанием, синхроноскоп и двигатель для приведения вала распределителя во вращение (2).

Кроме того, известны способы работы диагностических установок, заключающиеся в измерении угла поворота ведомой части вала относительно ведущей части при приложении к ведомой части вала вращающего момента от центробежного регулятора при вращении вала распределителя.

Недостатками указанных установок и способов их работы являются сложность и длительность процесса диагностирования распределителя, а также невозможность определения технического состояния отдельных узлов распределителя.

Целью изобретения является упрощение и ускорение диагностирования, а также определение гистерезиса центробежного регулятора, Поставленная цель достигается тем, что на основании устаювлены градуированная шкала и зажим ведущей части вала, а вецого мая часть вала снабжена стрелкой, связанной с динамометром для измерения приложе пюго момента.

Шкала выполнена с возможностью перемещения и фиксации в направлении оси яая».

950942

Зажим выполнен с воэможностью крепления вала распределителя, имеющего различные диаметры и длины ведущей части.

Согласно способу работы диагностической установки закрепляют неподвижно ведущую часть вала, измеряют угол поворота ведомой части вала относительно ведущей, соответствующий приложенному моменту, сравнивают с эталонным значением угла и по результату сравнения судят о техническом состоянии 1О распределителя.

Определяют максимальный угол поворота ведомой части вала, сравнивают его с этэ лонным значением угла и по величине отклонения судят о наличии люфтов в сочле- tS нениях вала.

К ведомой части вала прикладывают момент, соответствующий усилию первой пружины регулятора, измеряют угол поворота ведомой части вала относительно ведущей, сравнивают его с эталонным значением угла и по результату сравнения судят о техническом состоянии первой пружины.

Кроме того, к ведомой части вала прикладывают .момент, соответствующий усилию второй пружины, измеряют угол поворота ведомой части относительно ведущей, сравнивают его с эталонным значением угла и по результату сравнения судят о техническом состоянии второй пружины.

Поворачивают ведущую часть вала на максимально возможный угол, измеряют приложенный момент, соответствующий этому углу, уменьшают момент до величины, соответствующей началу уменьшения угла поворота ведо35 мой части вала, вычитают эту величину из величины момента при максимальном угле поворота, сравнивают полученную разность с эталонным значением момента и по результату сравнения судят о величйне гистерезиса

40 регулятора.

На фиг. 1 показана диагностическая установка, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, сверху; на фиг. 3 — распределитель, разобранный вид", на фиг. 4 — типовая зависимость угла поворота ведомой части вала относительно ведущей части от момента приложенного к ведомой части. Нижняя кривая соответствует увеличению момента, а верхняя — уменьшению момента.

Диагностическая установка содержит распределитель 1 с центробежным регулятором опережения зажигания, имеющим пружины 2 и грузики 3 и 4, взаимодействующие с ведущей частью 5 вала 6, корпус 7 распределителя, ведомую часть 8 вала 6, установленную 55 в приспособлении 9 с основанием 10. На основании 10 установлены градуированная шкала 11 и зажим 12 ведущей части 5 вала

6. На ведомой части 8 вала 6 установлена стрелка 13, связанная с динамометром 14 для измерения вращающего момента, приложенного к ведомой части 8 вала 6. Шкала 11 установлена с возможностью перемещения и фиксации в направлении оси вала. Это достигается тем, что шкала 11 снабжена трубкой 15, одетой на стойку 16, и закреплена на последней винтом 17. Для того, чтобы иметь возможность закреплять неподвижно в основании 10 ведущую часть 5 вала 6, имеющие различные диаметры, зажим 12 имеет вид щипцов. Приспособление 9 может иметь два зажима 12 и 18 в виде щипцов, установленных на различном расстоянии вдоль вала распределителя для неподвижного закрепления различных участков ведомой части вала. Распределитель 1 содержит также неподвижную пластину 19 центробежного регулятора, на которой установлены стойки 20, крепления пружины 2,, а также оси 21, на которых установлены грузикиЗ и 4 с отверстиями 22 и 23, поворотную пласти:=.,: 24, жестко связанную с ведомой частью 8 вала.

Пластина 24 имеет окна 25, в которых перемещаются оси 26, закрепленные на грузикахЗи4.

Для ограничения хода зажимов 12 и 18 на основании 10 установлены два ограничителя 27 и 28. Для фиксации положения зажимов 12 и 18 имеется фиксатор 29. Для саморасслабления зажимов при ослаблении фиксатора 29 зажимы снабжены пружинами

30. Зажимы 12 и 18 закреплены на оси 31.

Способ работы диагностической установки заключается в следующем.

Перед диагностированием ра и"еделителя 1

его устанавливают в приспособлении 9 и зажимают ведущую часть 5 в зажиме 12 или 18. Затем через динамометр 14 прикладывают к стрелке 13 определенный момент, в результате чего происходит поворот ведомой части 8 вала распределителя на определенный угол, который отсчитывается по шкале 11.

При этом в соответствии с величиной приложенного момента происходит соответствующее натяжение пружины 2 центробежного регулятора Измеренный таким способом угол поворота ведомой части вала относительно ведущей сравнивают с эталонной величиной угла и по результату сравнения судят о техническом состоянии распределителя.

При помощи диагностической установки можно судить о величинах люфтов в сочленениях вала, например с неподвижной пластиной

19, с поворотной пластиной 24 или с плаваюпВй муфтой привода распределителя (не показана), о техническом состоянии пружин

5 9

2 центробежного регулятора и о величине гистерезиса центробежного регулятора

Для определения наличия люфтов в сочленениях вала, появляющихся в результате износа сочленяющихся поверхностей вала в эксплуатации, закрепляют неподвижно ведущую часть

5 вала, зажимом 12 или 18 в зависимости от размеров ведущей части 5 вала. Затем поворачивают ведомую часть 8 вала на максимальный угол, измеряют последний на шкале 11, сравнивают с эталонным значением, определенным для заведомо исправного распределителя, и по величине отклонения судят о величине люфтов в сочленениях вала. В случае, если измеренный угол превышает эталонный на заданную величину, люфты в сочленениях вала завышены и следовательно требуется, например разборка и ремонт распределителя.

При наличии у распределителя ведущей части в виде приводного вала (как у распредели-, теля на фиг. 1 поз. 5), сочлененного с валом

6, может производиться последовательное определение люфтов в месте соединения ведущей части 5 с валом 6, а затем вала 6, например с неподвижной пластиной 19. Для этого в приспособлении неподвижно закрепляют сначала ведущую часть 5 зажимом 18, а затем сам вал 6 зажимом 12 и производят последовательное измерение максимального угла поворота.

Для определения технического состояния первой пружины, например мягкой, поступают следующим образом. При заведомо известном состоянии сочленений вала (при допустимых значениях люфтов) к ведомой части 8 вала через динамометр 14 и стрелку

13 прикладывают момент М> (фиг. 4), соответствующий работе мягкой пружины регулятора, затем измеряют угол, íà которьпг повернулась ведомая часть 8 вала относительно неподвижно закрепленной ведущей части

5. Сравнивают измеренный угол с эталонным значением угла 3, соответствующим моменту Мт и по результату сравнений. судят о техническом состоянии первой пружины. Если измеренный угол больше эталонного значения Pq, то пружина ослаблена, а если меньше, то пружина черезмерно натянута В, этих случаях требуется настройка первой пружины, либо ее замена.

Для определения технического состояния второй пружины, например жесткой, поступают следующим образом. При заведомо и вестном состоянии первой пружины и люфтов в сочленениях вала к ведомой части 8 вала через динамометр 14 прикладывают момент М (фиг. 4), соответствующий работе жесткой пружины регулятора, затем измеряют угол, на который повернулась ведомая часть 8 со стрелкой 13 относительно веду;

50942 б щей части 5 вала Сравнивают измеренный угол с эталонным значением угла Ц, соответствующим моменту М> и по результату сравнения судят о техническом состоянии второй пружины. Для определения гистерезиса центробежного регулятора, обусловленного силами трения, поступают следующим образом.

Поворачивают ведомую часть 8 вала на максимально возможный угол Р прикладывая момент к стрелке 13 через динамометр 14, я измеряют приложенный момент Мм, соответствующий этому углу. Затем уменьшают момент до величины М>, соответствующей началу уменьшения угла поворота ведомой части. вала. Вычитают момент М» иэ момента Мм, сравнивают полученную разность с эталонным значением момента и по результату сравнения судят о величине гистерезиса регулятора. В случае, если разность (Мм — МД> Мэ гистерезис завышен и центробежный регулятор следует подвергнуть профилактике, например заменить смазку между трущимися деталями центробежного регулятора.

В результате применения диагностической установки значительно упрощается и ускоряется диагностирование распределителей зажигания, так как в этом случае не требуется применения специальных стендов с приводом от электродвигжеля для в15ащения вала распределителя.

Формула изобретения

1. Диагностическая установка, содержашая распределитель зажигания с центробежным регулятором опережения зажигания, имеющим пружины и грузики, взаимодействующие с ведомой частью вала распределителя, корпус которого с ведущей частью вала устачовлен в приспособлении с основанием, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью упрощения и ускорения диагностирования, на основании установлены градуированная шкала и зажим ведущей части вала, а ведомая часть вала снабжена стрелкой, связанной с динамометром для измерения приложенного момента

2. Установка по п. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что шкала выполнена с возможностью перемещения и фиксации в направлении оси вала.

3. Установка по пп. 1 и 2, о т л и ч at0 1щn а e я n с e я n тTеeмM, что зажим выполнен с возможностью. крепления вала распределителя, имеющего различные диаметры и длины ведущей части.

4. Способ работы диагностической установки по.пп. 1 — 3 путем измерения угла поворь.

7 950942 та ведомой части вала относительно ведущей части при приложении к ведомой части вала вращающего момента, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что закрепляют неподвижно ведущую часть вала, измеряют угол поворота ведомой части вала относительно ведущей, соответствующий приложенному моменту, сравнивают с эталонным значением угла и по результату сравнения судят о техническом состоянии распределителя. ro

5.Способ поп.4, отличающий1 с я тем, что определяют максимальный угол .поворота ведомой части вала, сравнивают его с эталонным значением угла и по величине отклонения судят о наличии люфтов в сочле» пениях вала. б. Способ по пп. 4 и 5, о т л и ч а юшийся тем, что к ведомой части вала прикладывают момент, соответствующий усилию первой пружины регулятора, измеряют угол поворота ведомой части вала относительно ведущей, сравнивают его с эталонным значением угла и по результату сравнения судят о техническом состоянии первой пружины.

7. Способ по пп. 4 — 6, о т л и ч аю шийся тем, что, к ведомой части

t вала прикладывают момент, соответствующий усилию второй пружины, измеряют угол поворота ведомой части относительно ведущей, сравнивают его с эталонным значением угла и по результату сравнения судят о техническом состоянии второй пружины.

8. Способ по пп. 4 — 7, о т л и ч а юшийся тем, что с целью определения гистерезиса центробежного регулятора, поворачивают ведомую часть вала на максимально возможный угол, измеряют приложенный момент, соответствующий этому углу, уменьшают момент до величины, соответствующей началу уменьшения.угла поворота ведомой части вала, вычитают эту величину иэ величины момента при максимальном угле поворота, сравнивают полученную разность с эталонным значением момента и по результату сравнения судят о величине гистерезиса регулятора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР М 488018, кл. F 02 P 17/00, 1975.

2. Инструкция по эксплуатации СПЗ вЂ” 8н, Министерство приборостроения, средств автоматизации и.систем управления СССР, 1977.

950942 ь1 4

%4

М

p b

70

ertrrr наем) Риа 3

Составитель А. Старостин

Техред Е.Харитончик е

Корректор М. Шароши

Редактор Г. Гербер

Подписное

Филиал ППП "Harem", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 5911/37 Тираж 552

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35,: Раушская иаб., д. 4/5

Диагностическая установка и способ ее работы Диагностическая установка и способ ее работы Диагностическая установка и способ ее работы Диагностическая установка и способ ее работы Диагностическая установка и способ ее работы Диагностическая установка и способ ее работы 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано для диагностики двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к электронной технике и может быть использовано в качестве устройства для проверки электронного коммутатора системы зажигания двигателя внутреннего сгорания, на бесперебойность искрообразования и функционирование в многоискровом режиме

Изобретение относится к технике автосервисного обслуживания и предназначено для использования в качестве средства диагностики при регулировке двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к электрооборудованию ДВС и позволяет измерять ионный ток между электродами искрового промежутка свечи зажигания двигателя во время горения топливовоздушной смеси

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в системе электроискрового зажигания с контролем состояния процесса горения в камере сгорания двигателя.Катушка зажигания содержит установленные в корпусе 1 сердечник 2, первичную обмотку 3, вторичную обмотку 4, диод 5, конденсатор, блок 6 низковольтных соединителей и высоковольтный вывод 7

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для контроля технического состояния двигателей внутреннего сгорания, в частности для определения угла опережения зажигания в двигателе внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, может быть использовано для контроля процесса горения топлива в камере сгорания двигателя внутреннего сгорания (ДВС) и решает задачу повышения точности измерения ионного тока, протекающего через электроды разрядника, размещенного в камере сгорания ДВС
Наверх