Лебедка

 

ОП ИСА

ИЗОБРЕТ

К АВТОРСКОМУ СВИД

Союз Советских

Соиналнстнческнн республик (6l ) Дополнительное к авт. сви (22) Заявлено 02. 11»79 (2! ) с присоединением заявки,рй

9кударетмнный комитет

СССР аю делам нзебретеннй и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 15.09.82

Дата опубликования on (72) Автор: изобретения

И. И. Кравченк

Витебский домостроительный комбинат Министера промышленного строительства Белорусской ССР (71) Заявитель (54) ЛЕБ.ЕДКА

Изобретение .относится к грузоподъемным механизмам, а именно к многобарабанным лебедкам.

По основному авт, св. № 861292 из5 вестна лебедка, содержащая несколько барабанов, имеющих на поверхности винтовые канавки н щели для прохода каната, а по торцам — полнокольцевые реборды бараба« нов поочередно соединяемых через редук-. тор с приводом или неподвижным корпусом и расположенных концентрично вокруг внутреннего барабана, постоянно кинематическн связанного с приводом, при этом каждый барабан снабжен зубчатым венцом, редук- >s тор снабжен отдельной для каждого барабана шестерней, находящейся в зацеплении с упомянутым венцом, и управляемыми муфтами, обеспечивающими связь барабана либо с шестерней внутреннего барабана, 2О либо с корпусом редукторай).

Недостатком указанной лебедки являю ся большие габариты.

Бель изобретения — повышение компактности лебедки.

Пель достигается тем, что в лебедке все барабаны, кроме внутреннего, снабжены фрикционными шкивами, редуктор выполнен планетарным многорядным с водилами, каждое из которых также снабжено фрикционным шкивом, образующим с фрикционным . шкивом барабана кольцевое пространство, а управляемая муфта выполнена в виде тормозного элемента с двусторонними фрик- . ционными накладками и расположена в кольцевом пространстве.

На фиг. 1 схематически изображена . лебедка, общий вид, продольный разрез; на фиг. 2 - А-А на фиг. 1 для трех рабочих положений навивки каната на барабан; на фиг. Э - разрез Б-Б на фиг. 1 (по тормозу)

Канатный барабан содержит внутренний барабан 1, жестко закрепленный на привод» ном валу 2 лебедки, наружный 3 и допол нительный 4 барабаны, размещенные кон958310 ф центрично внутреннему барабану 1 и закрепленные подвижно на валу 2.. Ha рабочей поверхности всех барабанов выполнена винтовая нарезка 5 для укладки витков каната 6, закрепленного на внутреннем барабане 1. Направление винтовой нарезки 5 меняется на противоположное поочередно на каждом последующем барабане, считая от внутреннего барабана 1. Барабаны 3 и 4 выполнены с продольными пазами 7 10 для свободного прохода каната 6.

Внутренний барабан 1 с дополнительным барабаном 4 и дополнительный барабан 4 с наружным барабаном 3 кинематически связаны многорядным планетарным редук- g тором, ряды которого имеют аналогичное устройство, и размещены соответственно

t на приводном валу 2 и ступице 8. Солнечные колеса 9 редуктора жестко закреплены соответственно на приводном валу 2 и сту2О пице 8, блоки сателлитов 10 закреплены на водилах 11, свободно посаженных на валу 2 и ступице, 8, и снабженных Ilo периметру фрикционными шкивами 12, коронные шестерни 13 жестко закреплены на удлиненной ступице 8 дополнительного барабана 4 и наружном барабане 3 и снабжены фрикционными шкивами 14, охваты- . вающими с кольцевыми зазорами фрикционные шкивы 12 водил 11, Между шкивами ЗО

12 и 14 помещены управляемые руфты в виде тормозных элементов 15 и 16, выполненных с двухсторонними фрикционными накладками 17. Тормозные элементы могут занимать только два крайних положения. B выключенном положении муфт тор, мозные элементы прижимаются своими внутренними фрикционными накладками к шкивам 12 водил 11 и застопоривают их вращение. В включенном положении тормоз10 ные элементы разжимаются и внешними фрикционными накладками тормозят шкивы

14, а вместе с ними и коронные шестерни 13, Включение и отключение муфт осуществ. ляется соответственно выключателями 18 и 19 посредством ползуна 20, перемешаю щегося воэвратн6-поступательно на валу

21, снабженном винтовой нарезкой. Вал

21 кинематически связан с приводным валом 2 и вращается одновременном с ним. о

Тормозные элементы 15 и 16 шарнирно закреплены на корпусе. лебедки 22.

Свободные их концы снабжены кронштейнами 23 и 24. На кронштейне 23, охва..тывающем с зазором кронштейн 24, закреплен электромагнит 25. Удлиненный шток 26 сердечника электромагнита пропущен через отверстия кронштейнов 23 и

24 и далее на свободном его конце надета пружина 27.

Лебедка работает следующим образом.

В выключенном положении муфт элект ромагнит 25 обесточен и его шток 26 максимально вытянут (по чертежу влево) раэжимающейся пружиной 27. При выдвижении штока его упоры 28 перемешают кронштейн 24 также влево, тогда как кронштейн 23 перемещается вправо, что вызывает сближение между собой тормозных элементов 15 и 16 и обжатие их внутренними фрикционными накладками 17 шкива 12.

При включении муфт электромагнит 25 втягивает сердечником. шток 26, сжимает пружину 27 и перемешает кронштейн 24 (по чертежу вправо). Это приводит к ос.вобождению шкива 12 от обжатия тормозными элементами, которые теперь внешними фрикционными накладками 17 прижимаются к шкиву 14 и застопоривают его вращение.

При включении лебедки приводной вал 2 и жестко соединенный с ним внутренний барабан 1 начинают вращаться. Кайат 6, проходя через пазы 7 в барабанах 3 и 4, навивается на барабан 1 (фиг. 2 9). Наружный 2 и дополнительный 4 барабаны в этот период не вращаются и зафиксированы в неподвижном положении включенными муфтами, которые вКлючаются одновременно с включением лебедки. Блоки сателлитов 10 на водилах 11 свободно перекатываются по неподвижным коронным шестерням 13. Планетарный редуктор от» ключен. Одновременно с началом приводного вала 2 начинает врашаться и вал 21, который приводит в движение ползун 20.

Передаточное отношение зубчатых колес, связывающих валы 2 и 21, а также шаг винтовой нарезки вала 21 подбираются та.кими, чтобы ползун 20 переместился по валу 21 и выключил выключателем 19 тормозной элемент 16 в тот момент, когда на внутренний барабан 1. навивает ся последний виток каната на винтовой нарезке.

Элемент 16, выключенный ползуном

20, своими внутренними фрикционными накладками на тормозных элементах прижимается к фрикционному шкиву 12 водила 11, останавливает его вращение и тем самым, включает в работу планетарный ряд, связывающий барабаны 1 и 4.

Канат 6 начинает навиваться на барабан

4 (фиг. 2,6). Передаточные отношения зубчатых колес планетарного редуктора подобраны такими, чтобы барабаны 1 и4

310

5 958 вращались с одинаковой угловой скоростью и в одном направлении.

Наружный барабан 3 остается неподвижным, так как тормозной элемент 15 включен и удерживает наружными фрикциоины- h ми накладками шкив барабана 3. Барабан

3 начинает вращаться только тогда, когда полэун 20, переместившись еще более по валу 21, п.дходит к выключателю 18 и отключает тормозной элемент 15. Ход ползунв 20 на валу .21 рассчитан таким образом, чтобы отключение муфты произошло в тот момент, когда барабан 4 будет заполнен канатом. Отключенный тормозной элемент 15 затормаживает во-1 дило с блоками сателлитов на редукторе, соединяющем барабаны 3 и 4, и включает его в работу. Канат 6 начинает навиваться на наружный барабан 3 (фиг. 3>83.

При реверсировании вращения внутренне- 20 го барабана 1 одновременно с ним начинает вращаться в обратную сторону и барабан 4 или обв барабана 3 и 4 в зависимости от того, на каком барабане вданньй момент навит канат и какие планетарные,2S редукторы включены в работу. Сматывание

1 каната с барабанов, начиная с наружного и кончая внутренним, происходит последовательно друг за другом в обратном порядке и регулируетс:,я ползуном 20, кото- Зо рый при реверсировании вала 2, à следовательно, и вала 2 1, также начинает перемещаться в обратном направлении и при отходе снова включает сначала тормозной элемент 15, а затем при дальнейшем отходе — элемент 16.

При остановке лебедки, когда вращение приводного вала 2 затормаживается главным тормозом лебедки, рвсполагаемый обычно между двигателем и редуктором двигателя (не показаны), все барабаны, на которых в данный момент кавит канат, также останавливаются, так как они связаны с валом 2 планетарными .редукторами.

При аварийном обесточивании лебедки все барабаны, на которых навит канат, также останавливаются и удерживаются в неподвижном положении, так квк приводной ввл 2 тормозится главным тормозом лебедки, а дополнительный и наружный барабаны выключенными тормозными эле,ментами 15 и 16 соединены с этим валом.

При необходимости увеличения обшей канатоемкости барабана между его внутренним и наружным барабанами могут быть размещены два н более дополнительных барабана, аналогичных барабану 4.

В этом случае каждый дополнительный барабан выполняется с удлиненной ступицей, нв которой размещается дополнительный планетарный ряд для взаимодействия с охватывающим барабаном и коронная шестерня для взаимодействия с охватываемым барабаном. Вал 21 в этом случае выполняется увеличенной длины и вдоль хода ползунв 20 устанавливается соответствующее количество выключателей дополнительных тормозов.

Устройство позволяет уменьшить габариты и, соответственно, массу лебедки.

Формула изобретения

Лебедка по ввт. св, ¹ 861292, о тл и ч а ю щ в я с я тем, что, с целью повышения компактности, все барабаны, кроме внутреннего, снабжены фрикционными шкивами, редуктор выполнен планетарным многорядным с водилами, каждое из которых также снабжено фрикционным шкивом, образующим с фрикционным шкивом, барабана кольцевое пространство, а управляемая муфта выполнена в виде тормозного элемента с двусторонними фрикпионными накладками и расположена в кольцевом и рос транс тве.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 861292, кл. В 669 1/26, 1979 (прототип).

Лебедка Лебедка Лебедка Лебедка 

 

Похожие патенты:

Лебедка // 933627

Лебедка // 861292

Лебедка // 779289

Лебедка // 747805

Изобретение относится к конструкциям канатных лебедок

Изобретение относится к барабанам канатных лебедок многофункционального назначения

Изобретение относится к области нефтедобывающей промышленности и может использоваться на нефтедобывающих скважинах для возвращения-повышения первоначального дебита с предотвращением образований кольматирующих структурных сеток в ходе эксплуатации, с применением тепловой обработки призабойной зоны пласта (ПЗП)

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к погрузо-разгрузочным устройствам рельсовозных составов и накопителей рельсовых плетей

Изобретение относится к грузоподъемным механизмам и может быть использовано для периодического подъема и спуска груза, например скважинного штангового нефтяного насоса

Изобретение относится к грузовым средствам, в частности к барабанным лебедкам для транспортирования тележек

Изобретение относится к сельскохозяйственному, подъемно-транспортному машиностроению и к канатным конвейерам

Лебедка // 2016835
Наверх