Дисковый шевер

 

Оп ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Социалистических

Республик

{И)М Nn з с присоединением заявки ¹

В 23 F 21/28

Государственный комитет

СССР во делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 07.10.82. Бюллетень. № 37

Дата опубликования описания 07. 02. 83 (53)УДК621 914 28

:б21.833.15 (088.8) (72) Авторы изобретения

Ю.Н.Сухоруков и В.О.Курганович

Ф..1 (71) Заявитель

Омский политехнический институт (54 ) ДИСКОВЫЙ ШЕВЕР

ВМт 4g 6 s > с ыо

4М - sin с(w +R .с2щ т " о1 о

Изобретение относится к.области зубообработки, и может быть использовано для крупносерийного и массового производства зубчатых колес.

Известен шевер, выполненный в виде зубчатого колеса, режущие кромки зубьев которого смещены на определенную расчетом величину (11.

Такой шевер не позволяет учитывать отрицательное влияние фактора неравенства контактных напряжений на правых и левых профилях зубьев, возникающих в процессе обработки.

Цель изобретения — обеспечение стабильности процесса эубообработки.

Поставленная цель достигается тем, что в предложенном шевере режущие кромки выполнены с различным по величине наклоном на разноименных сторонах профилей зубьев шевера, причем наклон кромки на стороне зуба первой вступающей в контакт с обрабатываемым зубом детали, выполнен с меньшим углом, чем на другой его стороне, и разность величин углов наклона ЬЧ определяют зависи,мостью где N — тормозной момент в опорах

Т вращения обрабатываемой детали, н. м;

R — радиальная сила воздействия шевера на деталь, н; угол между рабочей линией контактной зоны и режущей кромкой на зубе шевера, 10 град; с и>о„ вЂ” угол станочного зацепления в торцовом сечении, град;

olи> „ - диаметр начальной окружности обрабатываемого зубчатого колеса, м.

На фиг. 1 изображена схема зубошевингования цилиндрического прямоэубого колеса косозубым шевером; на фиг.2 — схема контакта зуба шевера предложенной конструкции с разноименными сторонами зубьев колеса, на фиг.3 и 4 — правые (фиг. 3) и левые (фиг. 4) боковые поверхности зубьев шевера со стружечными канавками; на фиг. 5 и б †боковые поверхности зубьев шевера с условно выделенными контактными зонами, при правом (,фиг. 5) и левом (фиг. 62 углах наклона стружечной канавки к торцовой поверхности шевера; на фиг. 7 и 8— проекции зон контакта зубьев шевера

963745 и колеса при правом (фиг. 7) и левом (фиг. 8)углах наклона стружечной канавки на плоскость, касательную к эвольвентным поверхностям зубьев в точке контакта.

Эубообработка выполняется по схеме (фиг. 1), в которой шевер 1 является ведущим, а колесо 2 — ведомым элементом станочного зацепления. При этом колесо 2 устанавливают на столе станка 3 в приспособление 4 (напри- 10 мер, во вращающиеся центры ). Стол вместе с колесом совершает возврат-. но-,поступательные движения вдоль оси нолеса (движение продольной подачи Яр). Процесс резания, состоящий 15 в соскабливании микростружек режущими кромками на зубьях шевера 1 с боковых поверхностей зубьев колеса

2, осуществляют за счет проскальзывания косых зубьев шевера (выполнен- у0 ных по винтовой линии с углом подъема р ) по отношению к зубьям колеса, с которыми они составляют винтовую пару.

Режущие кромки на зубьях шевера образованы стружечными канавками

5, 6, выполненными под углом Ч к торцовой поверхности шевера. Врезание режущих кромок в боковые поверхнос-. ти зубьев колеса происходит под действием радиальной силы R (cM. фиг. 2 ), возникающей вследствие радиальной подачи шевера на колесо

5 (cM . фиг. 1 и 2 ).

Процесс зубошевингования данным инструментом в течение всего цикла обработки осуществляется без реверса.

Целесообразность выполнения стружечных канавок предложенным образом вытекает из схемы шевингования (см. фиг . 1 и 2 ) и анализа зоны резания 40 (см. фиг. 3-8 ).

Если рассматривать станочное зацепление в статике, то контактные напряжения в зоне резания на правых 45 и.левых профилях зубьев, создаваемые реакциями 9„ H 82 радиальной силы Р, будут равны между собой. Следовательно, при одинаковых углах наклона ка навок в Чр = Ч, ширина зой эрезания

2 режущнх крсмок зубьев шевера 1 (см. фиг. 7, 8 ) на боковыех поверхностях .правых и левых профилей зубьев колеса будет одинакова, а отсюса и. ширина срезаемой микростружки должна быть одинакова для обеих зубьев.

Однако в динамике, т.е. при обкатывании элементов зацепления ширина микростружки, срезаемой с правых

И левых профилей зубьев колеса, а .следовательно, и качество их обработкИ будут различными в силу влияния целого ряда факторов. Одним из весьма действенных является фактор нарушения равновесия контактных напряжений на правых и левых профи- 65 лях зубьев при обкатывании. Контактные напряжения на профилях зубьев, первыми вступающих в контакт (см. фиг. 2 - профили 7 - 9 j будут больше, чем на профилях, вступающих в контакт вторыми (профили 8 - 10 ) в силу того, что при обкатывании шевера кроме создания момента резания

Мр должен преодолеть момент трения

М> в опорах приспособления 4 для установки детали (см. фиг 1). Причем величина М будет тем выше, чем больше 5Р, -а следовательно, и сила к .

Нарушения равенства контактных напряжений приводит (при равенстве Чр= (д)к тому, что качество обработки правых и левых профилей зубьев колеса различно.

Выполнение стружечных канавок на правых и левых профилях зубьев шевера с различным наклоном к торцовой плоскости, т,е. Чр Ч„при этом 4р(Ч, а „=168, позволяет компенсировать отрицательное влияние нарушения равенства контактных напряжений.

Исходя из соответствующих теоретических предпосылок, величину д Ч, на которую необходимо уменьшить оптимальный угол наклона режущей кромки на правых и увеличить на левых профилях зубьев шевера при заданном направлении его вращения, определяют, по следующей эависимостиг

По вышеприведенной зависимости величина д М рассчитывается,для конкретного станочного зацепления. Тормозной момент М и радиальную силу

R при заданной подаче можно определить экспериментальным путем.

Выполнение режущих кромок с различным по величине наклоном на разноименных сторонах профилей зубьев шевера повышает стойкость инструмента в среднем на 20% по сравнению со стандартным расположением стружечных канавок.

Формула изобретения

Дисковый шевер с режущими кромками на боковых сторонах профилей зубьев, отличающий с я тем, что, с целью обеспечения стабильности процесса зубоотработки, режущие кромки выполнены с различным по величине наклоном на разноименных сторонах, причем наклон кромки на стороне зуба первой, вступающей в контакт с обрабатываемым зубом детали выполнен с меньшим углом, чем на другой его стороне, и разность б

963745

5 ! углов наклона а9 определяют зависи- мостью

8М: с Л оп а(ыо а = 2arctg

4 т sin cf, о + оо где М вЂ” тормозной момент в опорах

t вращения обрабатываемой детали н,м

R — радиальная сила воздействия шевера на деталь, н;

А - угол между рабочей линией контактной зоны и режущей кромкой на зубе шевера, град ° а ыо„ - угол станочного зацепления в торцовом сечении, град; дш „ — диаметр начальной окружнос5 ти обрабатываемого зубчатого колеса, м

Источники информации, принятые во внимание при эксйертизе

1. Эаявка ФРГ Р 2231518, . кл. В 23 F 21/28, 1974 °

tyut. f

963745

ФЬЮ

Тираж 1153 Подпис ное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35,:Раушдкая наб., д. 4/5.Заказ 317/3

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель И. Кузнецова

Редактор Л. Уткина Техред Л.Пекарь Корректор Н. Король

Дисковый шевер Дисковый шевер Дисковый шевер Дисковый шевер 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к инструментам для чистовой обработки зубчатых колес, и решает задачу расширения технологических возможностей зубохонингования за счет аксиального смещения рабочей поверхности хона в процессе обработки

Изобретение относится к машиностроению, в частности к червячным инструментам для обработки зубчатых изделий

Изобретение относится к области металлообработки, инструменту для обработки цилиндрических зубчатых колес

Шевер // 2236330
Изобретение относится к области металлообработки, чистовой обработке зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению, к зубообработке и может быть использовано для чистовой обработки зубьев червячных колес

Изобретение относится к технологии машиностроения, к зубообработке и может быть использовано для чистовой обработки зубьев червяков спироидных передач [1]

Изобретение относится к технологии машиностроения, а именно к зубообработке, и может быть использовано при чистовой обработке зубьев прямозубых и косозубых цилиндрических колес

Изобретение относится к области механической обработки зубчатых поверхностей и может быть использован при обработке различных зубчатых профилей

Шевер // 992141
Наверх