Устройство электронного зажигания двигателя внутреннего сгорания

 

Союз. Советск их

Соцналнстичесиик

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6I ) Дополнительное к авт. свиц-ву (22) Заявлено 23. 04.81 (2 I ) 3282431/18-21 (51)М. Кл.

F 02 P 3/04 с присоединением заявки М (23) Приоритет

Ртвударетееке@» квинтет

CCCP ао делен кзебретений к вткрытнк

Опубликовано 30.10. 82. Бюллетень J4 4

Дата опубликования описания 01. 11.82 (53) УДК 621;43. ..04(088.8) (T2) Автор . изобретения

Э. Г. Данченко (71) заявитель (54) УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОННОГО ЗАЖИГАНИЯ

ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к импульс= ным устройствам, в частности к уотройствам формирования импульсов зажигания двигателей внутреннего сгорания.

Известны устройства электронного зажигания "Искра-1" и "Искра-2" двигателя внутреннего сгорания, которые содержат контрольный резистор, транс" форматор, источник питания, блок сравнения, катушку зажигания, тиристор, блок включения тиристора, накопитель- 1О ный конденсатор, блок запуска, блок формирования импульсов, ключ, выполненный в виде транзистора, первый ди" од, выключатель и второй диод, причем источник питания, выключатель, контрольный резистор, выводы которого через последовательно соединенные блок сравнения и блок Формирования импульсов соединены с базой транзистора, первая обмотка трансформатора и транзистор, эмиттер которого соединен с первой обмоткой трансформатора, соединены последовательно и образуют

2 блок стабилизации заряда накопитель" ного конденсатора, катушка зажигания, тиристор, управляющий электрод которого соединен через блок включения тиристора сс второй обмоткой транс" форматора, и накопительный конденсатор соединены последовательно, точка соединения катушки зажигания с тирис" тором соединена с выводом источника питания, накопительный конденсатор включен между последовательно соединенными вторым диодом и третьей обмоткой трансформатора, вторая и третья обмотки трансформатора соединены между собой и точкой соединения тиристора с накопительным конденсатором, первый диод включен параллельно катушке зажигания, а блок запуска соединен с блоком формирования импульсов (1).

Однако устройство формирования импульсов достаточно сложно, содержит сравнительно большое количество элементов и не обеспечивает устойчивой

969934 работы при изменении напряжения питании; транзистор в цепи первой обмотки трансформатора должен пропускать достаточно большие импульсные токи и выдерживать сравнительно большое напряжение на коллекторе, определяемое током разрыва, т.е. этот транзистор должен работать в достаточно тяжелом режиме. Часть энергии, выделяемая в виде импульса самоиндукции и запасаемая на собственной емкости ка,тушки зажигания и высоковольтных це" пей системы, бесполезно рассеивается на диоде, шунтирующем катушку заигания после выключения тиристора. то снижает коэффициент полезного ействия, приводит к уменьшению дли-, тельности искры и снижает быстродейст . " вие устройства., так как для накопления рассеянной указанным диодом энер" гии в трансформаторе необходима эатра. та дополнительного времени, факти" чески длительность искры B устройстве ограничивается величиной — e„c, 2S где L индуктивность катушки .зажигания;

С - емкость накопительного конденсатора, т.е. четвертой частью периода синуса" иды.

Цель изобретения " упроцение уст" ройства, повышение его надежности, коэффициента полезного действия, быстродействия и длительности искры.

Поставленная цель достигается тем что в устройство, содержащее последо" вательно соединенные катушку зажигания, первый тиристор, управляющий электрод которого соединен с блоком включения первого тиристора, и накопительный конденсатор, блок запуска и блок стабилизации заряда накопительного конденсатора, выполненный в виде последовательно соединенных источ- $ ника питания, выключателя, контрольного резистора, первой обмотки транс", форматора и ключа,. и блок сравнения, вход которого соединен с выводом конт рольного резистора, вторая обмотка трансформатора, включена между катодом первого тиристора и блокам включения первого тиристора, введены второй тиристор и второй блок запуска, а ключ.выполнен на третьем тиристо- $$ ре, который включен между накопительным койденсатором и катушкой зажигания с направлением проводимости пер»

4 вого тиристора, второй тиристор вклю» чен между точками соединения накопительного конденсатора с первым тиристором и катушки зажигания с третьим тиристором, при этом соединены основные одноименные электроды второго и третьего тиристоров, управляющие электродй второго и третьего тиристоров соединены соответственно с выходом блока сравнения и выходом первого блока запуска, а второй блок запуска соединен с выводом источника питания через выключатель и блоком сравнения.

На фиг. 1 дана схема устройства 3; на фиг. 2 - эпюры напряжений в зависимости от времени в точках А, Б, В, ГиД.

Устройство содержит контрольный езистор 1, трансформатор 2, источ" ик 3 питания, блок 4 сравнения с ис точником эталонного напряжения., ка тушку 5 зажигания, первый тиристор 6. блок 7 включения первого тиристора, накопительный конденсатор 8, первый блок 9 запуска, второй тиристор 10, третий тиристор 11, второй блок 12 запуска и выключатель 13, причем последовательно соединенные источник 3 питания, выключатель l3, контрольный резистор 1, первая обмотка трансформатора 2 и третий тиристор 11, а также блок 4 сравнения, вход которого соединен с выводами контрольного резистора 1, образуют блок стабилизации заряда накопительного конденсатора 8, последовательно соединенные катушка 5 зажигания, первый тиристор 6, управляющий электрод которого соединен через блок 7 включения и вторую обмотку трансформатора 2 с катодом, и накопительный конденсатор 8 включены параллельно третьему тиристору 11 так, что накопительный конденсатор 8 включен между основными разноименными электродами первого. и третьего тиристоров 6 и 11, второй тиристор 10 включен между точками соединения накопительного конденсатора 8 с первым тиристором 6 и третьего тиристора 11 с источником .3 питания так, что соединены основные одноименные электроды второго и третьего тиристоров 10 и 11, управляющий электрод второго тиристора 10 соединен с блоком 4; сравнения, управляющий электрод третьего тиристора 11 соединен с выходом: первого блока 9 запуска, а второй блок -12 запуска соединен с выводом ис9699 точника 3 питания через выключатель 13 и блоком сравнения 4.

Предлагаемое устройство работает следующим образом.

8 исходном состоянии выключатель 13 выключен и все элементы устройства обесточены. Накопительный конденса.тор 8 разряжен.

При включении выключателя 13 на устройство поступает питание. Второй . в блок 12 запуска через блок 4 сравнения кратковременным импульсом включает второй тиристор 10, Возникший в цепи: контрольный резистор 1 - первая обмотка трансформатора 2 - на- ц копительный конденсатор 8 -. второй тиристор 10 - источник 3 питания - выключатель 12 ток заряжает накопительный конденсатор 8 до удвоенного напряжения источника 3 питания. При пре в кращении тока в укаэанной цепи второй тиристор 10 выключен, а накопительный конденсатор 8 сохраняет заряд со знаком плюс на обкладке, соединенной с третьим тиристором 11. 8 дальнейшем

;второй блок 12 запуска на работу уст- ройства не влияет и для повышения по" иехоустойчивости может быть отключен.

I

Поступающий с первого блока 9 запуска импульс включает третий тиристор 11 и через трансформатор 2 и блок 7i включеййя первый тиристор 6. Накопи" тельный конденсатор 8 через цепь пер" вого тиристора 6, катушки зажигания .5

s и третьего тиристора 11 изменяет знак заряда на обратный вследствие колебательного процесса в указанной цепи и выключения первого тиристора 6 в момент прекращения тока. Так как напряжение на накопительном конденсаторе 8 недостаточно высоко, искра на свече не возникает. Энергия накопительного конденсатора 8 почти полностью возвращается обратно на накопительный конденсатор 8.

Поскольку включен третий тирис тор 11, в цепи первой обмотки транс"форматора 2 и контрольного резисто" ра 1 возникает увеличивающийся ток.

Скорость возрастания тока определяет индуктивность трансформатора 2 и напряжение источника 3 питания. По мере возрастания тока в первой обмотке трансформатора 2 возрастает напряжение на контрольном резисторе 1. При достижении определенного напряжения на контрольном резисторе 1 блок 4 сравнения включает второй тиристор 10.

34 6

Последний подключает соответствующую обкладку накопительного конденсатора 8 к источнику 3 питания, Так как напряжения на источнике 3 питания и накопительном конденсаторе 8 будут суммироваться по отношению к первой обмотке трансформатора 2 и контрольному резистору 1, ток через третий тиристор 11 прекращается, что приводит к выкпючению последнего.

Возникший в цепи: первая обмотка трансформатора !2 - накопительный конденсатор 8 - контрольный резистор 1 - второй тиристор 10 ток перезаряжает накопительный конденсатор 8 аналогично тому, как это было по .импульсу со второго блока 12 запуска.

Но напряжение на накопительном конденсаторе определяется формулой

-! о =ио. 1 — ", где u0 - напряжение на накопительчом конденсаторе 8 при включении второго тиристора 10;

3 - ток через трансформатор 2 при включении второго тиристора 10;

С " емкость накопительного кон" денсатора 8;

1. " индуктивность трансформатора 2.

Далее накопительный конденсатор Я сохраняет заряд до прихода ..следующего импульса с первого блока 9 запуска.

После образования искры часть энергии накопительного конденсатора 8 расходуется на искрообразова"

we, а часть. возвращается. накопитель" ному кондейсатору 8 через напряжение импульса самоиндукции катушки 5 зажи- гания . Величина остаточного напряжения на накопительном конденсаторе 8 ойредвляется формулой

Я "о " 1 с, где 1„- ток самоиндукции катушки 5 зажигания;

- индуктивность катушки 5 эа жи гания;

С - емкость накопительного конденсатора 8 и собственная емкость цепей катушки 5 зажигания, приведенная к первичной обмотке.

После прекращения тока через первый тиристор и выключения последнего накопительный конденсатор 8 и собственная емкость цепей катушки 5 зажигания будут разделены, а энергия, эа7 9699 пасенная емкостью цепей катушки 5 зажигания продлит искрообразование.

Длительность искрообразования при подключенном к катушке зажигания 5 накопительном конденсаторе 8 соответству- ет формуле

1 Ф ЛСт, где - индуктивность катушки 5 зажи"

1 гания;

С - емкость накопительного кон" te денсатора 8.

Длительность искрообразования можно регулировать подключением параллельно катушке 5 зажигания дополнительной емкости Сд. При этом напряжение на накопительном конденсаторе 3 должно быть установлено большей величины за счет тока в трансформаторе 2 или индуктивности трансформатора 2, так как при подключении С> во время включения первого и третьего тиристоров 6 и 11 напряжение на катушке зажигания 5 снижается в соответствии с формулой

С

02 0 C+c

Возникающий при отключении накопительного конденсатора 8 более высокочастотный колебательный процесс под" 3g держивает искру до полного израсходования энергии, оставленной в емкости цепей катушки 5 зажигания.

Полярность включения тиристоров 6, 10 и 11 зависит от полярности источ35 ника питания.

Применение тиристоров в качестве ,переключающих элементов для накопле;ния энергии на накопительном конден:саторе упрощает устройство, повышает

его надежность, обеспечивает его работу в более широких интервалах температуры окружающей среды и изменения напряжения источника питания при сохранении стабилизации поступающей на искрообразование энергии.

Использование энергии, запасенной катушкой зажигания в процессе искрообразования для подзаряда накопительного конденсатора, повышает коэффициент полезного действия устройства, позволяет снизить отбор энергии от источника питания, т.е. снизить ток в цепи трансформатора или индуктивность трансформатора. Это повышает быстро5$ действие устройства и снижает его... габариты.

Кроме того, отсутствие пробоя искрового промежутка свечи зажигания ав34 8 томатически повышает напряжение на накопительном конденсаторе до величи ны, oGec печи вающей пробой, что та кже увеличивает надежность.

Удлинение времени искрообразования происходит вследствие полного отключения накопительного конденсатора и использования для искрообразования энергии, оставленной на емкости в цепях катушки зажигания. В принципе длительность искрообразования может быть увеличена до значений, соответствуюцих классическим устройствам зажигания, содержащим катушку зажигания, конденсатор и механические контакты.

Кроме того, длительность подключения накопительного конденсатора к катушке зажигания составляет половину периода синусоиды.

Формула изобретения

Устройство электронного зажигания двигателя внутреннего сгорания, содержацее последовательно соединенные катушку зажигания, первый тиристор, управляющий электрод которого соединен с блоком включения первого тиристора, и накопительный конденсатор, блок запуска и блок стабилизации заряда накопительного конденсатора, выполненный в виде последовательно соединенных источника питания, выключателя, контрольного резистора, первой обмотки трансформатора и ключа, и блок сравнения, вход которого соединен с выводом контрольного резистора, вторая обмотка трансформатора включена между катодом первого тиристора и блоком включения первого тиристора, отличающееся тем, что, с целью упроцения, повышения надежности, коэффициента полезного действия, быстродействия и длительности искры, введены второй тиристор и второй бло запуска, а ключ выполнен на третьем тиристоре, который включен между накопительным конденсатором и катушкой зажигания в направлении проводимости первого тиристора, второй тиристор включен между точками соединения на.копительного конденсатора с первым тиристором и катушки зажигания с третьим тиристором, при этом соединены основные одноименные электроды второго и третьего тиристоров, управляющие электроды второго и третьего тиристоров соединены с выходом блока сравнения и выходом первого блока

969934

ВНИИПИ Заказ 8345/38 Тираж 552 Подписное филиал AllO нйатент", г.. Ужгород, ул. Проектная, 4 запуска соответственно, а второй блок запуска соединен с выводом источника питания через выключатель и с блоком сравнения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Чем различаются блоки - "За рулем", 1977, N 10, с. 17 (прототип)

Устройство электронного зажигания двигателя внутреннего сгорания Устройство электронного зажигания двигателя внутреннего сгорания Устройство электронного зажигания двигателя внутреннего сгорания Устройство электронного зажигания двигателя внутреннего сгорания Устройство электронного зажигания двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электрооборудованию силовых установок, в частности к системам зажигания на магнето

Изобретение относится к области двигателестроения и предназначено для повышения энергии искры в свечах зажигания

Изобретение относится к электрооборудованию автомобилей, в частности к генераторным установкам двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к импульсной технике и может быть использовано в электронных системах зажигания двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к системам зажигания, преимущественно, для автомобильных карбюраторных двигателей внутреннего сгорания и позволяет повысить надежность зажигания и повысить срок службы элементов системы (свечи и проч.)

Изобретение относится к устройствам электрооборудования автомобилей, в частности к системам зажигания для двигателей внутреннего сгорания, и позволяет в необходимый момент времени получить искру с повышенной энергией и длительностью и тем самым обеспечить оптимальность режима работы двигателя автомобиля

Изобретение относится к устройствам электронного зажигания двигателей внутреннего сгорания, может быть использовано для воспламенения рабочей смеси бензиновых двигателей и позволяет повысить надежность системы зажигания, увеличить сроки службы свечей зажигания за счет изменения энергии искры в зависимости от режимов работы двигателя

Изобретение относится к системам зажигания и может быть использовано в качестве аварийного коммутатора системы зажигания на двигателях внутреннего сгорания, а также в отопительно-вентиляционных и предпусковых устройствах для воспламенения рабочей смеси и в устройстве проверки катушек зажигания

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к системам зажигания автомобильных двигателей внутреннего сгорания, и позволяет улучшить воспламенение горючей смеси
Наверх