Механическая бесступенчатая передача

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕИИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕХЪСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 21.07.80 (21)2962272/25-28 (51) М. Кй.З с присоединением заявки ¹ 2962302/25-28

2981902/25-28 (23) Приоритет

F 16 H 29/22

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий

Опубликовано 30.11.82. Бюллетень М44

Дата опубликования опоясан . 30.11.82

f„53) УДК 621. 833 (088. 8) (72) Автор изобретения

A.Ф.Дубровский (71) Заявитель

Челябинский политехнический институт им. Ленинского комсомола (54) МЕХАНИЧЕСКАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА

Изобретение относится к машиностроении и может быть использовано

s приводах машин и механизмов в качестве бесступенчатой передачи.

Известна механическая бесступен чатая передача, содержащая соосно расположенные в корпусе ведущий и ведомый валы, размеценный на ведущем валу эксцентрик, механизм изменения эксцентриситета и преобразующие механизмы. Ведомые элементы преобразующих механизмов связаны с.зубчатыми колесами многопоточного зубчатого блока, установленного на выходе передачи (1). 15

Недостатком известной передачи является то, что мощность с ведуцего вала на ведомый передается не непре рывным потоком, а отдельными импульсами, что приводит к увеличению уровня динамической напряженности отдельных элементов, снижению нагрузочной, способности и надежности передачи.

Цель изобретения — повышение надежности.

Указанная цель достигается тем, что механическая бесступенчатая передача, содержацая соосно расположенные в корпусе ведущий и ведомый валы, размещенный на ведущем валу эксцентрик, механизм изменения эксцентриситета и преобразующие механизмы, снабжена охватывающим эксцентрик полым промежуточным валом, на наружной поверхности которого жестко укреплен ведущий элемент по крайней мере одного преобразующего механизма, а ведомые элементы преобразующего механизма связаны по одному с корпусом и (или ) с ведомым валом, Кроме того, передача снабжена кривошипом, шарнирно связывающим между собой промежуточный и ведомый валы, а также кривошипно-ползунным механизмом, связывающим промежуточный вал с корпусом.

На фиг. 1 изображена передача, продольный разрез; на фиг. 2 — передача с кривошипом, общий вид на фиг. 3 -.передача с кривошипно-ползунным механизмом, обций вид; на фиг. 4 — разрез А-А на фиг. 1 на фиг. 5 - разрез В-В на фиг. 3.

Ведущий вал 1 (фиг.1) опирается свободным концом на ведомий вал 2.

Валы размещены в корпусе,3 передачи.

На эксцентричной части ведущего вала 1 установлен эксцентрик 4, кото 977885 рый может быть также выполнен в виде эксцентриковой втулки 5 (фиг.2, 3 и 5), имеющей наклонный паз и сопрягающейся с.ведущим валом, имеющим в средней части квадратное сечение. На эксцентрике, охватывая его 5 по скользящей посадке, установлен промежуточный полый вал 6. Передача включает два преобразующих механизма, которые выполнены зубчатыми, а их ведущие элементы выполнены в .виде 10 зубчатых колес 7 и 8, .жестко связан1ных с промежуточным валом 6. Ведомый элемент 9 одного из них жестко castзан с корпусом 3, а ведомый элемент

° другого 10 — жестко связан с ведомым валом 2. На цилиндрических поверхностях ведомых элементов 9 и 10 шарнирно крепятся рабочие тела 11, поджимаемые к зубчатым колесам пружинами 12. Зубцы колес 7 и 8 и соответствующие рабочие тела наклонены в противоположные стороны. На фиг. 1, 2 и 3 ведомые элементы 9 и

10 показаны условно.

Передача снабжена кривошипом, шарнирно связывающим между собой промежуточный и ведомый валы, или кривошипно-ползунным механизмом, связывающим промежуточный вал с корпусом. В первом случае кривошип

13 (фиг.2) шарнирно связан с промежуточным 6 и ведомым 2 валами. Во втором — диск 14 связан с корпусом

3, а ползун 15 установлен на промежуточном валу 6 с возможностью перемещения в радиальном пазу диска 14. 35

Для изменения эксцентриситета служит рукоятка 16, кинематически связанная с втулкой 17, установленной на ведущем валу 1 с возможностью осевого перемещения. Втулка 17 взаимо- 40 действует с эксцентриком 4 посредством соединительного кольца 18 и сухаря 19, входящего свободными концами в криволинейные пазы соединительного кольца 18 и вала 1. Втул- 45 ка 17 может быть кинематически связана с эксцентриковой втулкой 5 посредством штифта 20, упругого элемента 21 и регулировочного валика

22, расположенного внутри ведущего вала и жестко связанного с клином

23 ° Если упругий элемент 21 непосредственно связать с ведущим валом

1 (фиг.2), например, при помощи винта 24, то передача становится автоматической. Для фиксации регулировочного валика 22 при невращающемся ведущем вале 1 предусмотрен упругий элемент 25 с жесткостью значительно меньшей, чем у основного упругого элемента 21.

Передача работает следующим образом.

Если эксцентриситет OS эксцентриков не равен нулю, то при вращении ведущего вала 1громежуточный вал 6 65 свершает сложное плоскопараллельное движение. При этом в преобразующем механизме в зацеплении с зубчатым колесом в данный момент времени находится то из рабочих тел, у которого свободный конец имеет наибольшую скорость. Остальные выходят из зацепления, т.е. прощелкивают. В целом кинематическая пара зубчатое колесо — рабочее тело работает так же, как и обычное внутреннее зубчатое зацепление. Проворачиванию промежуточного вала 6 в направлении, противоположном направлению вращения ведущего вала, препятствует преобразующий механизм, ведомое звено которого связано с корпусом. Полученное однонаправленное вращение промежуточного вала передается на ведомый вал с помощью преобразующего механизма, ведомое звено которого связано с редомым валом.

Если эксцентриситет OS эксцентрика равен нулю, то при вращении ведущего вала 1 промежуточный вал 6 остается неподвижным так же, как и ведомый вал 2. С увеличением эксцентриситета OS увеличивается относительная скорость промежуточного вала 6, а следовательно, и скорость ведомого вала 2.

Эксцентриситет OS можно изменять принудительно рукояткой 16. В автоматической передаче эксцентриситет устанавливается автоматически в зависимости от жесткости упругого элемента 21 и момента сопротивления на ведомом валу, т.е. величины реакции со стороны эксцентриковой втулки

5 на клин 23.

В предлагаемой передаче до минимума снижена динамическая напряженность из-за непрерывной передачи мощности, что повышает надежность передачи.

Кроме того, упрощается конструкция и уменьшаются габариты передачи.

Формула изобретения

1. Механическая бесступенчатая передача, содержащая соосно расположенные в корпусе ведущий и ведомый валы, размещенный на ведущем валу эксцентрик, механизм изменения эксцентриситета и преобразующие механизмы, о т л и .ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности, передача снабжена охватывающим эксцентрик полым промежуточным валом, на наружной поверхности которого жестко укреплен ведущий элемент по крайней мере одного преобразующего механизма, а ведомые элементы преобразующего механизма связаны по одному с корпусом и (или) с ведомым валом.

977885 фиг. /

2. Передача по п.1, о т.л и ч а— ю щ а я с я тем, что она снабжена кривошипом, шарнирно связывающим между собой промежуточный и ведомый валы.

3. Передача по п.1, о т л и— ч а ю щ а я с я тем, что она снабжена кривошипно-ползунным механизмом, связывающим промежуточный вал с корпусом.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Мальцев В.Ф. Механические импульсные передачи. N., "Машиностроение", 1978, с. 37, фиг. 31:(прототип),

Механическая бесступенчатая передача Механическая бесступенчатая передача Механическая бесступенчатая передача Механическая бесступенчатая передача Механическая бесступенчатая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в трансмиссиях транспортных и тяговых средств

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, к бесступенчатым передачам, и может быть использовано во всех отраслях в устройствах, в которых необходимо бесступенчатое изменение скорости

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в транспортных и тяговых колесных машинах Известны механические бесступенчатые передачи, регулируемые и автоматические, содержащие ведущий вал с эксцентриками, шарнирно-рычажный механизм и механизмы свободного хода, соединенные с ведомым валом (см
Наверх