Сцепная муфта

 

Oll ИСАНИЕ

ИЗЬБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Реслублик

„„979745 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 20.03.81 (21) 3263451/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.

F 16 Р 11/00

Гесударстеелкый комитет

СССР (53) УДК 621.825..52 (088.8) Опубликовано 07.12.82. Бюллетень № 45

Дата опубликования описания 17.12.82 по делам кзооретеккй и открытий (72) Автор изобретения

В. Г. Кривошея (7l) Заявитель (54) СЦЕПНАЯ МУФТА

Изобретение относится к приборостроению.

Известны сцепные кулачковые муфты, содержащие две. полумуфты с зацепляющимися между собой торцовыми кулачками (1).

Недостатками этих муфт является большая жесткость и отсутствие компенсирующих способностей.

Наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является сцепная муфта, содержащая ведущую полумуфту с внутренней конической поверхностью, охватывающую ведомую полумуфту, выполненную в виде втулки с наружной конической поверхностью, и цилиндрической втулки, соединенных сильфоном (2).

Эта муфта обладает компенсирующими свойствами, но имеет низкие упругие свойства и низкую надежность сцепления.

Целью изобретения является повышение надежности и упругих свойств.

С этой целью сцепная муфта, содержащая ведущую полумуфту с внутренней конической поверхностью, охватывающую ведомую полумуфту, выполненную в виде втулки с наружной конической поверхностью, и цилиндрической втулки, соединенных сильфоном, снабжена змеевидной пружиной, обоймой, расположенной концентрично конической втулки ведомоЙ полумуфты, роликами, установленными в обойме равномерно по окружности, и штифтам и, закрепленными на конической втулке, ведущая полумуфта выполнена с торцовыми зубьями, а змеевидная пружина установлена с попеременным охватом штифтов и роликов, при этом торцовые зубья расположены между ветвями пружины.

На фиг. 1 изображена муфта,(разрез А-А на фиг. 2); на фиг. 2 — разрез Б — Б на фиг. 1; на фиг. 3 — ведущая полумуфта в продольном сечении; на фиг. 4 — вид В на фиг. 3; на фиг. 5 — аксонометрическое изображение детали, для закрепления концов плоской змеевидной пружины.

Муфта содержит обойму 1, в которой размещены равномерно по окружности ролики 2, закрепленные на кольцах 3 и 4, ведущую полумуфту 5, с внутренней конической поверхностью и торцовыми зубьями 6, выполненными с заходными конусами 7, облегчающими стыковку полумуфт. Ролики 2 и кольца 3 и 4 жестко соединены между собой

979745

Формула изобретения

50 и образуют конструкцию типа «беличье колесо», которая имеет возможность свободного поворота в обойме 1. Для предохранения от осевого смещения роликов и колец 3 и 4 служит пружинное кольцо 8. Штифты 9 жестко закреплены на ведомой полумуфте 10, выполненной в виде втулки с наружной конической поверхностью соединенной сильфоном 1! со втулкой 12. Ролики 2 и штифты 9 плотно охватывает плоская змеевидная пружина 13, концы которой жестко закреплены в сухаре 14.

Стакан !5 ограничивает перекосы и смешения полумуфт.

Для исключения недопустимой деформации сильфона 11 внутри него установлена винтовая пружина 16. Высота пружины 16 выбрана такой, что при соприкосновении конических поверхностей полумуфт 5 и 10 между пружиной 16 и полумуфтой 10 сохраняется зазор 17, что исключает влияние пружины 16 на величину осевого усилия на подшипники при передаче крутящего момента.

Жесткость пружины 16 выбрана такой, что усилие, необходимое для ее деформации на величину, равную максимально допустимой для сильфона 11, превышает усилие трения, возникающее между зубьями 6 и пружиной 13 в момент стыковки полумуфт.

Диаметры роликов 2, осей 9 и их расположение выбрано такими, что расстояния между соседними ветвями пружины 13, измеренные по одной окружности произвольного радиуса равны, а в состыкованном положении ветви пружины плотно охватывают зубья 6 полумуфты 5.

На фиг. 5 показано аксонометрическое изображение сухаря 14 с вырезом 1/4 части. В сухаре выполнены пазы 18 и выступы 19, служащие для закрепления концов пружины 13.

Муфта работает следующим образом.

Муфта служит для периодического соединения и разъединения механизмов. Сближение полумуфт происходит до положения, определяемого упором, и в этом положении жестко фиксируются., После этого внешнее усилие для стыковки может быть снято и муфта будет передавать крутящий момент за счет сцепления между зубьями 6 и ветвями пружины 13.

Стыковка происходит в следующем порядке.

Полумуфта 0 своей конической поверхностью входит во внутреннюю коническую поверхность полумуфты 5, обеспечивая центровку полумуфт !О и 5, затем заходные конусы 7 зубьев 6 скользят по кромке плос4 кой змеевидной пружины 13, при этом прсисходит разворот одной из полуму.,: i«, «ложения, когда зубья 6 окажутся про-.и,, пазов, образованных ветвями плоской зме— евидной пружины 13. Между ветвями пло«кой змеевидной пружины 11 и зубьями 6 возникает усилие трения, под действием которого сильфон 11 деформируется, зазор 17 выбирается и обойма 1 касается прхжины 16, после чего усилие трения пре"".олевает пружина 16 вместе с сильфон . ii

Под действием усилия от сильфона,, KGническая поверхность полумуфты 10 уг„-:ется в коническую поверхность полуму:рты 5 а между пружиной 15 и обоймой об:„„: зуется зазор 17.

Таким образом, при передаче крутяп;. г;; момента, осевое усилие на подш ".: ника:. ",алов, соединяемых полумуфтам, 0 . 5, равно величине усилия деформации «ильф на 11, в положении, когда коничес" и. по верхности полумуфт 5 и 10 соприка агат«я.

Уменьшение осевых усилий на подшипники позволяет уменьшить их габариты, а следовательно, габариты и массу всего механизма. Сильфон 11 позволяет компенсировать смешение и перекосы соединяемых валов, а пружина 13 повышает упругие свойства и надежность сцепления. исключая проскальзывание.

Сцепная муфта, содержащая ведущую полумуфту с внутренней конической поверхностью, охватывающую ведомую полумуфту, выполненную в виде втулки с наружной конической поверхностью и цилиндрической втулки, соединенных сильфоном, отличаюи!аяся тем, что, с целью повышения надежности и упругих свойств, она снабжена змеевидной пружиной, обоймой, расположенной концентрично конической втулке ведомой полумуфты, роликами, установленными в обойме равномерно по окружности, и штифтами, закрепленными на конической втулке, ведущая полумуфта выполнена с торцовыми зубьями, а змеевидная пружина установлена с попеременным охватом штифтов и роликов, при этом торцовые зубья расположены между ветвями пружины.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Поляков В. С., Барбаш И. Д. Муфты.

Л., «Машиностроение», 1973, с. 139. рис. 104а.

2. Авторское свидетельство СССР № 585340, кл. F 16 D 25/04 (прототип).

979745

Составитель Ю. Абалтусов

Редактор Т. Киселева Техред И. Верес Корректор А. Ференц

Заказ 9318/21 Тираж 990 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Сцепная муфта Сцепная муфта Сцепная муфта Сцепная муфта 

 

Похожие патенты:

Муфта // 898160

Изобретение относится к области машиностроения, и объект изобретения может быть использован в качестве составного узла в различных механизмах и агрегатах, например, в качестве сцепной муфты в автомобилестроении

Муфта // 2169300
Изобретение относится к нестандартному оборудованию и может быть использовано для приведения в действие механизмов зубчатых передач или соосного соединения тяг, валов и т.д

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для приведения в действие механизмов зубчатых передач или соосного соединения тяг, валов и т.д

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано в устройствах для очистки поверхностей нагрева котла от отложений

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для соединения валов в кинематической цепи, не допускающей относительного проскальзывания

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин и механизмов
Наверх