Машина постоянного тока

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Соеетскик

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт; свид-ву в 564691 (22) Заявлено 1704В1 (23} 3278136/24-07 )gqjМ Кя 3 сприсоединениемэаявки М

Н 02 К 3/46

Государствеииый комитет

СССР ио делам изобретеиий . и открытий (23) Приоритет (33) УДК 621. 313. .2 (088.8) Опубликовано 23. 12. 82Бюллетень йо 47

Дата опубликования описания 231282. Ю; и И.Б. Альтшулер

Научно-исследовательский проектно-конструктбрский .

"и технологйческий институт тяжелого электромашиностроения

Завода "Электротяжмаш" нм . В.И. Ленина (72) Авторы изобретения (71) Заявитель,(54) HAMHHA ПОСТОЯННОГО ТОКА

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в машинах постоянного тока, работающих при динамических изменениях нагрузки, при питании якорной цепи от статических преобразовательных установок.

По основному авт . св. В 564691 известна машина постоянного тока, имею.щая добавочные полюса с обмоткой возбуждения и фиксирующей обмоткой для компенсации магнитного потока, создаваемого в зоне коммутации вихревыми токами магнитопровода добавоч» ных полюсов (13.

Форсирующая обмотка включена параллельно и согласно в магнитном отнсшении обмотке, возбуждения добавочных полюсов ° Параметры обмоток выбраны таким образом, что одна из обмоток имеет большую индуктивность при меньшем числе витков.

Величина намагничивающей силы, направленной. на ускорение изменения потока в зоне коммутации при динамичес« ких изменениях нагрузки, определенным обозом зависит от разности индуктив ностей упомянутых обмоток. Чем больше разность, тем больше величина вы,шеупомянутой намагничивающей силы, характер изменения которой зависит от соотношения активных сопротивлений обмоток при ненасыщенном состоянии магнитопровода дополнительных полюсов. увеличение разности индуктивностей упомянутых обмоток достигается уменьшением немагнитного промежутка путей потоков рассеяния обмотки, имеющей меньшее число витков, или утолщением сердечника добавочного полюса, охва- тывакняего часть упомянутой обмотки.

Однако в высокоиснольэуеьнх в электромагнитном отношении машинах постоянного тока, в особенности средней мощности, немагнитные .промежутки путей потоков рассеяния,. которые находятся между главными и добавочными полюсами, заполнены катушками обмоток возбуждения этих полюсов, что не позволяет увеличить индуктив:ность одной иэ обмоток виаеупомянуты- . ми конструктивными решениями.

Целью изобретения является повьвй25 ние надежности путем увеличения индуктивности обмотки добавочного полюса, имеющей меньшее число витков.

Эта цель достигается тем, что обмотка возбуждения добавочного полюса

30 с меньшим числом витков машины по983905 стоянного тока выполнена из ферромагнитного материала.

Кроме того, между основной обмоткой возбуждения добавочных полюсов и формировочной обмоткой в случае расположения последней .ближе к поверхности якоря, установлен пакет П-образf ных ферромагнитных прокладок.

На фиг. 1 изображена машина постоянного тока с одной из обмоток добавочного полюса из ферромагнитного материала, поперечный разрез, на фиг. 2 — машина постоянного тока с ферромагнитными элементами между обмотками добавочного полюса, поперечный разрез; на фиг, 3 — добавоч- 15 ный, полюс, продольный разрез .

Добавочный полюс (фиг. 1),имеет сердечник 1,обмотку 2 с большим числом витков, обмотку 3 иэ ферромагнитного ма- териала с меньшим числом витков. Обмотки Щ

2 и 3 разделены электроизоляционными промежутками 4 между собой и 5 от сердечника 1. Добавочный полюс расположен между якорем б и станиной 7 машины постоянного тока, а также 25 между сердечниками 8 и катушками обмоток 9 главных полюсов. Между станиной 7 и сердечником 1 установлен пакет прокладок 10 для регулировки воздушного зазора у якоря б. Добавоч- 30 ный полюс {фиг. 2) имеет также ферромагнитные элементы 11, электроизоляционный промежуток 12.

Обмотка 3 1фиг. 1) с меньшим числом витков изготовлена из ферромагнитного материала с болыаей индуктивностью,.а обмотка 2 при большем числе витков - с меньшей индуктивностью.

Выполнение обмотки 3 из ферромагнитного материала позволяет увеличить 40 ее индуктивность за счет увеличения потоков рассеяния ф5и Ф, пути прохождения которых показайы на фиг. 1.

Указанный эффект может быть достигнут при расположении между обмотками 2 и 3 (фиг. 2) ферромагнитных элементов 11, симметрично расположенных относительно оси сердечника 1 добавочного полюса, выполненных такр чтобы исключить возможность образования вокруг сердечника 1 добавочного «О полюса контура для тока. Кроме того, электроизоляционный промежуток 5 исключает также металлический койтакт ферромагнитных элементов 11, обмоток

2 и 3 с сердечником 1 добавочного по- 55 люса.

Обмотка 3 должна обладать большей индуктивностью при меньшем числе витков, а обмотка 2 наоборот меньшей индуктивностью при большем числе витков, для чего она располагается ближе к якорю 6, Для этого также между обмоткой 2 и ферромагнитными элементами 11 предусмотрен электроизоляционный немагнитный промежу-. ток 12.

Ферромагнитные элементы 11 выпол-. няются (фиг. 3) в виде пакета П-образных прокладок, что позволяет изменять размеры пакета, уменьшая или. увеличивая их количество, и тем самым влиять на величину рассеяния магнитного потока.

Использование изобретения позволит обеспечить надежную коммутацию машин постоянного тока в динамических режимах независимо от скорости изменения тока якорной цепи, а также при питании от статических выпрямительных устройств, уменьшить фазность выпрямительных устройств и исключить применение сглаживающих реакторов из цепи питания машин постоянного тока. Вы полнение ферромагнитных элементов в виде П-образных прокладок обеспечит их унификацию при изготовлении и использовании для различных конструктивных исполнений машин постоянного тока.

ФормУла изобретения

1. Машина постоянного тока по авт. св. Р 564691, .о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, с целью повыаения надежности путем увеличения индуктивности обмотки добавочного полюса, имеющей меньшее число витков, она выполнена из ферромагнитного материала.

2. Машина по п. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что между. основной обмоткой возбуждения добавочных полюсов и форсировочной обмоткой, в случае расположения последней ближе к поверхности якоря, установлен пакет

П-образных ферромагнитных прокладок.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 564691, кл. Н 02 К 3/46, 1977 °

Составитель. С. Шутова

Редактор Н. Бобкова Техред М. Надь Корректор В. Бутяга

Эаказ 9946/68 Тираж 721 .. Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Машина постоянного тока Машина постоянного тока Машина постоянного тока Машина постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электрическим машинам

Изобретение относится к электромашинным преобразователям механической энергии в электрическую для создания мощных импульсных источников энергии, предназначенных для использования в системах питания крупных термоядерных установок, лазерных установок высокой мощности и в других областях техники

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам для закрытия (замыкания) пазов, и касается системы замыкания заполненных проводящими стержнями или катушками пазов тела статора из листовой стали электрической машины с помощью концевых замков пазов, которые состоят соответственно из верхнего призматического тела, на нижней стороне которого имеется поверхность, проходящая наклонно, и нижнего призматического тела, обращенная к верхнему телу, поверхность которого проходит наклонно относительно нижней поверхности верхнего призматического тела в противоположном направлении, причем непосредственное заклинивание может быть выполнено путем относительного взаимного смещения обоих призматических тел

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к конструкции крупных электрических машин, преимущественно турбогенераторов и гидрогенераторов, а более конкретно к элементам крепления обмотки в пазах сердечника

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности - к роторам крупных электрических машин, например турбогенераторов

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается особенностей конструктивного выполнения катушек явных полюсов прямоугольной формы статоров явнополюсной электрической машины

Изобретение относится к области электромашиностроения и касается усовершенствования устройства многослойного проволочного бандажа крепления обмотки на цилиндрическом якоре электрической машины

Изобретение относится к области электротехники, а именно электрических машин постоянного тока и может быть использовано при разработке тяговых электродвигателей, судовых гребней электродвигателей, двигателей экскаваторов и т

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в трансформаторах и электрических машинах

Изобретение относится к электромашиностроению и направлено на повышение надежности ее якоря
Наверх