Конечная передача транспортного средства

 

ОП ИСАЫИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Реслублик

<»>992256 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 25.08.81 (21) 3325342/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. К, В 60 К 17/32

Гее дарстееииый кеаитет

СССР (53) УДК 629.113-585.9 (088. 8) Опубликовано 30.01.83. Бюллетень №4

Дата опубликования описания 05.02.83 ав Лелем изебретеиий и етермтий

А. Д. Ефимов

\ 7р, Р

Институт проблем надежности и долговечкастй =- : ;, / машин АН Белорусской ССР (.72) Автор изобретения (71) Заявитель (54) КОНЕЧНАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конечных передачах транспортных и тяговых средств.

Известна конечная передача транспортного средства, содержащая трехзвенный планетарный редуктор, одно звено которого связано с выходным валом трансмиссии транспортного средства, второе — со ступицей движителя, а третье связано с возможностью поворота с йеподвижным элементом транспортного средства через амортизационнный узел, содержащий упругий элемент (1).

Недостатком известного устройства является то, что им не обеспечивается аккумулировайие-энергии колебаний при больших амплитудах нагрузок. !5

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем аккумулирования энергии при больших амплитудах нагрузок.

Поставленная цель достигается тем, что в конечной передаче транспортного средства амортизационный узел дополнительно включает в себя по меньшей мере один упор и один копир, связанный с упругим элементом, который жестко закреплен на неподвижном элементе транспортного средства, при этом упомянутый упор закреплен на третьем звене планетарного редуктора с возможностью вращения и взаимодействия с упомянутым копиром.

Кроме того, упомянутый упор может быть выполнен в виде ролика или кулачка.

На фиг. 1 изображена схема конечной передачи транспортного средства; на фиг. 2— разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — вариант установки амортизационного узла; на фиг. 4 — вариант установки копира и упругого элемента в корпусе передачи.

Конечная передача транспортного средства (фиг 1 и 2) содержит корпус l с трехзвенным планетарным -редуктором, состоящим из установленной на полуоси 2 солнечной шестерни 3 (одно звено), находящейся в зацеплении посредством сателлитов 4 и водила 5 (второе звено) с установленной с возмджностью поворота эпициклической шестерней 6 (третье звено), воспринимающей реактивный момент планетарного ряда и передающей его корпусу 1 через амортизационный узел, представляющий собой упор 7 и копир 8, жестко связанный с упругим элементом 9. Опорой

992256

25

Формула изобретения

55 планетарного ряда в этом случае служит корпус водила 5, установленный на подшипниках 10 и соединенный с ведущей звездочкой или диском колеса 1! транспортного средства.

Упор 7 может быть выполнен в виде кулачка или ролика, установленного на подшипнике 12 на оси 13 {фиг. 3). Копир 8 представляет собой вогнутую стальную пластину, во впадине которой размещен упор 7.

Упругий элемент 9, выполненный из эластомерного материала, например резины, привулканизирован к копиру 8 или вставлен в его ребра 14 (фиг. 4), обеспечивающие жесткое соединение и являющиеся одновременно предохранителями упругого элемента от черезмерной деформации.

Конструктивно эпициклическая шестерня 6 может быть установлена в подшипнике 15 скольжения и взаимодействовать с корпусом 1 через один амортизационный узел или быть установленной в корпусе 1 с зазором и опираться только на три и более амортизационные узла, равномерно установленные по окружности.

При установке упоров 7 на эпициклической шестерне 6 упругий элемент 9 с копиром 8 жестко устанавливается с помощью болтов 16 в корпусе 1. А при установке упоров на корпусе 1 (не показано) упругий элемент 9 с копиром 8 жестко монтируется на эпициклической шестерне 6. Кроме болтов 16 для жесткого крепления упругого элемента 9 в корпусе 1 или на эпициклической шестерне 6 может быть выполнен паз 17, в который и устанавливается упругий элемент 9.

Копир 8 с упругим элементом 9 может быть выполнен также и в виде гнутой рессоры, одним концом шарнирно закрепленной»а корпусе 1, а другим опирающимся на него.

С целью повышения надежности и энергоемкости целесообразно амортизирующие узлы устанавливать по обе стороны относительно плоскости симметрии эпициклической шестерни 6 (фиг. 3).

В корпусе 1 целесообразно выполнять крышки 18 (фиг. 4). Это позволит производить быструю замену копира 8 и упругого элемента 9 без разборки конечной передачи, а следовательно, и возможность регулирования и изменения закона взаимодействия эпициклической шестерни 6 с корпусом 1.

Регулирование .жесткости упругого элемента 9 можно получить, например, различной затяжкой болтов 16 и прижимной пластиной 19, установленной на этих болтах.

Конечная передача транспортного средства работает следующим образом.

Крутящий момент от полуоси 2 через планетарный ряд передается колесу 11.

При этом эпициклическая шестерня 6 поворачивается в корпусе 1 передачи до тех пор, пока не уравняются ее реактивный момент с усилиями деформации упругих элементов 9. После снятия действия крутящего момента или уменьшения его величины упругие элементы 9, воздействуя через копиры 8, роликовые упоры 7, подшипники

12 и оси 13 на эпициклическую шестерню 6, возвращают ее в первоначальное положение, отдавая тем самым запасенную в них энергию.

Демпфирование колебаний эпициклической шестерни 6 осуществляется за счет внутренних потерь (гистерезиса) в упругих элементах 9, а в случае выполнения копира 8 в виде рессоры — за счет трения между листами рессоры и ее свободно установленного конца о корпус 1 передачи.

Таким же образом происходит снижение пиковых нагрузок и аккумулирование энергии колебаний в конечной передаче транспортного средства, а следовательно, и связанной с ней трансмиссии при действии на них переменного момента сопротивления качению колеса 11.

В результате аккумулирования энергии пиковых нагрузок в упругих элементах 9 и последующего возврата ее в трансмиссию повышается средняя скорость движения трактора.

Использование предлагаемой конструкции конечной передачи позволит существенно снизить динамическую нагруженность трансмиссии в моменты разгона, неустановившегося движения, а также при режимах работы с большими нагрузками и тем самым повысить ее долговечность, улучшить экономические показатели за счет повышения средней скорости движения благодаря отдаче энергии, запасенной в упругих элементах при уменьшении момента сопротивления движению транспортного средства.

l. Конечная передача транспортного средства, содержащая трехзвенный планетарный редуктор, одно звено которого связано с выходным валом трансмиссии транспортного средства, второе — со ступицей движителя, а третье с возможностью поворота — с неподвижным элементом транспортного средства через амортизационный узел, включающий в себя упругий элемент, отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем аккумулирования энергии при больших амплитудах нагрузок, амортизационный узел дополнительно включает в себя по меньшей мере один упор и один копир, связанный с упругим элементом, который жестко закреплен на неподвижном элементе транспортного средства, при этом упомянутый упор закреплен на третьем

992256

Щиг.2 звене планетарного редуктора с возможностью врашения и взаимодействия с упомянутым копиром.

2. Передача по п. 1, отличающаяся тем, что упомянутый упор выполнен в виде ролика.

3. Передача по п. 1, отличающаяся тем, что упомянутый упор выполнен в виде кулачка.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США № 3757608, кл. 74-801, 1973 (прототип).

992256 б 7

tpoe. 3

Ю щ г. 4

Составитель А. Кретов

Редактор Л. Филь Техред И. Верес Корректор А. Ференц

Заказ 11218/15 Тираж 673 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 1 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Конечная передача транспортного средства Конечная передача транспортного средства Конечная передача транспортного средства Конечная передача транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности, к трансмиссиям тракторных средств

Изобретение относится к сельскохозяйственному и транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к трансмиссиям автомобилей, тракторов, строительных машин

Изобретение относится к приводу оси колес и поворотным рычагам подвесок, в частности к устройству обеспечения поворота моста вокруг своей поперечной оси для компенсации поворота моста вокруг продольной оси при пересечении неровностей

Изобретение относится к самоходным дорожным транспортным средствам

Изобретение относится к колесным транспортным средствам, а именно к их трансмиссиям

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к конструкции колес
Наверх