Устройство для предотвращения опрокидывания транспортного средства

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗО6РЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз. Советских

Социалистических

Республик >992296 (61) Дополнительное к авт. свид-ву № 816849 (22) Заявлено 10.07.8! (21) 3315039/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—

Опубликовано 30.01.83. Бюллетень №4

Дата опубликования описания 05.02.83 (5!) М.К .

В 62 D 49/08

Гееуддрстееемй иемитет

СССР (53) УДК 629.114..2 (088.8) Ilo делам изебретеиий и еткрмтий

-И. Т. Агапов и Э. Э. 1фварц

/ ю

Р„. -- т г; ?

Ленинградский ордена Трудо ого Красногб Знамей сельскохозяйственнЪйннститут . (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УСТРОИСТВО ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ

ОПРОКИДЫВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к устройствам, повышающим безопасность эксплуатации транспортных средств, имеющих привод от двигателя внутреннего сгорания.

По основному авт. св. № 816849 известно устройство для предотвращения опрокидывания транспортного средства, содержащее электрический датчик крена в виде основно" U-образной трубки, частично заполненной текучей средой, электрически связанной с исполнительным механизмом в виде соленоида, при этом трубка датчика частично заполнена ртутью и снабжена центральным электродом, установленным в ее колене и подключенным к источнику питания, и боковыми электродами, установленными в ее концевых частях, причем боковые электроды расположены на двух уровнях: нижние— электрически соединены с источниками звукового и светового сигнала, а верхние — с последовательно соединенными соленоидами, сердечники которых механически связаны с педалями тормозов и муфты сцепления транспортного средства.

При наклоне машины, большем заданного, в ту или другую боковые стороны обеспечивается электрическое соединение центрального электрода с нижними боковыми, тем самым обеспечивается работа звуковой и световой сигнализации, что указывает водителю о возникновении опасной ситуации с точки зрения опрокидывания машины.

Дальнейший наклон машины при приближении к предельно допустимому обеспечивает электрическое соединение центрального электрода с верхними боковыми, что обеспечивает протекание электрического тока через соленоиды, втягивание сердечников соленоидов и перемещение педалей муфты сцепления и тормозов в сторону остановки машины.

Однако данное устройство при всей своей

>s простоте конструкции, надежности и работоспособности имеет существенный недостаток в том, что оно обеспечивает остановку машины при угрозе ее поперечного (бокового) опрокидывания и не обеспечивает остановку машины при угрозе ее продольного опрокидывания (или наоборот, в зависимости от того, в какой плоскости машины установлен датчик). Обеспечение невозможности поперечного и продольного опрокидывания мобильных машин особенно актуально

992296 при движении их через канавы, глубокие овраги, ямы, траншеи и т. II., при работе в условиях пересеченной местности и особенно для тех машин,у которых смещен центр тяжести (например, трактора типа «Кировец», Т вЂ” 150, самоходные шасси и т. п.).

Цель изобретения — повышение безопасности путем остановки транспортного средства при работающем двигателе и угрозе опрокидывания в поперечном и в продольном направлениях.

Поставленная цель достигается тем, что в устройстве электрический датчик крена снабжен дополнительной U-образной трубкой, расположенной под углом 90 к плоскости основной и сообщающейся с ней в месте их пересечения, при этом дополнительная трубка снабжена боковыми электродами, расположенными на двух уровнях и электрически соединенными с соответствующими электродами основной трубки.

На чертеже изображено предлагаемое устройство, общий вид.

Устройство состоит из электрического датчика 1 крена, сигнальной лампы 2, звукового сигнала 3, промежуточного реле 4, соленоидов 5 и 6, двуплечих рычагов 7 и 8, выключателя 9 и электрических проводов.

Датчик 1 цилиндрической формы с внутренн) м диаметром трубки от 4 (по краям) до 8 мм (в средней части — части пересечения трубок) снабжен двумя пересекающимися под углом 90 основной 10 и дополнительной 11 U-образными трубками и заполнен на 1/3 объема рутутью. Датчик имеет центральный электрод и два боковых электрода на каждом конце каждой трубки. Датчик устанавливается на транспортном средстве концами вверх так, что одна трубка находится в поперечной плоскости машины, а другая — в ее продольной плоскости. Нижние боковые электроды датчика электрически соединены между собой и служат для включения и выключения световой и звуковой сигнализации, верхние — электрически соединены между собой и служат для включения и вь1ключения промежуточного реле.

В качестве сигнальной лампы 2 и звукового сигнала 3 может быть использовано стандартное оборудование, установленное на транспортном средстве.

Промежуточное реле 4 при включении обеспечивает замыкание силового электрического контакта, тем самым обеспечивается прохождение электрического тока через соленоиды 5 и 6, имеющие сердечники. Сердечники соленоидов посредством двуплечих рычагов 7 и 8 связаны с педалями тормозов и муфты сцепления транспортного средства.

В цепи управления промежуточным реле 4 установлен выключатель 9, нормальное положение которого — постоянно замкнутые контакты. Датчик и все элементы устройства подключены к источнику электри5

10 !

55 ческой энергии транспортйого средства так, как это показано на чертеже.

При движении транспортного средства работает его двигатель, и в системе электрооборудования обеспечивается заданное постоянное напряжение. Это напряжение подается на центральный электрод датчика.

Если движение происходит по горизонтальной поверхности почвы, то электрического соединения центрального электрода с боковым не происходит и устройство не работает.

При наклоне транспортного средства более заданного в ту или другую (поперечную или продольную) сторону происходит элск-рическое соединение центрального электрода с одним из нижних боковых электродов, тем самым обеспечивается„подача звуковой и световой сигнализации, что указывает водителю о возникновении опасной ситуации с точки зрения опрокидывания. При дальнейшем наклоне в какую-либо сторону при приближении к предельно допустимому происходит электрическое соединение центрального электрода с одним из верхних боковых электродов, что ведет к подаче напряжения в промежуточное реле 4. Промежуточное реле при протекании электрического тока срабатывает и обеспечивает замыкание силового контакта. В этом случае через соленоиды 5 и 6 протекает электрический ток и происходит втягивание сердечников.

Сердечники воздействуют на двуплечие ры-чаги 7 и 8 и обеспечивают перемещение педали тормозов и муфты сцепления в сторону включения тормозов и выключения муфты сцепления. В результате этого происходит остановка машины без воздействия водителя, что предотвращает ее опрокидывание и возникновение аварии.

Дальнейшее движение машины для ликвидации аварийной ситуации возможно только при йажатии и удерживании водителем кнопки выключателя 9 в выключенном положении.

Возможно упрощение конструкции предлагаемого устройства для тех машин, у которых перемещение педалей тормозов и муфты сцепления происходит при небольших усилиях при этом целесообразно подключение верхних боковых электродов датчика прямо на соленоид, минуя промежуточное реле, применять которое в этом случае нет необходимости. Кроме того, в качестве сердечников соленоидов можно использовать стержни педалей тормозов и муфты сцепления. В этом случае отпадает необходимость использования двуплечих рычагов.

Выполнение стеклянного датчика трубчатой формы с постепенным увеличением внутреннего диаметра от 4-х (по краям) до 8-и мм (в месте пересечения трубок) в виде двух пересекающихся трубок обеспечивает невозможность разрыва объема ртути, находящейся в Нем, при движении маши992296

Составитель Л. Смольская

Редактор г1.. Филь Техред И. Верес Корректор Е. Рошко

Заказ 1223/17 Тираж 645. Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и от крытий

113035, Москва, K — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4 ны по неровной поверхности и ложного срабатывания устройства.

Для машин со значительным смещением центра тяжести в датчике необходимо вводить соответствующие поправки по высоте расположения боковых электродов соответствующего конца трубки, работающего для этого направления.

Использование предлагаемого устройства повышает безопасность эксплуатации транспортного средства.

Формула изобретения

Устройство для предотвращения опрокидывания транспортного средства по авт. св. № 816849, отличающееся тем, что, с целью повышения безопасности путем остановки транспортного средства при работающем двигателе и угрозе опрокидывания в поперечном и в продольном направлениях, электрический датчик крена снабжен дополнительной U-образной трубкой, расположенной под углом 90 к плоскости основной и сообщающейся с ней в месте их пересечения, при этом дополнительная трубка снабжена боковыми электродами, расположен1О ными на двух уровнях и электрически соединенными с соответствующим и электродами основной трубки.

Устройство для предотвращения опрокидывания транспортного средства Устройство для предотвращения опрокидывания транспортного средства Устройство для предотвращения опрокидывания транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Трактор // 796041

Трактор // 734051

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам, которые снижают вероятность опрокидывания транспортного средства (преимущественно тракторов) в поперечной и продольной плоскости за счет автоматического отключения системы зажигания; происходит остановка транспортного средств с одновременным оповещением водителя звуком и светом об опасности критической ситуации

Изобретение относится к транспортной технике и может быть применено в качестве прицепной навески

Изобретение относится к добавочным грузам для балластировки сельскохозяйственного или промышленного транспортного средства, в частности пахотного трактора

Изобретение относится к самоходным транспортным средствам

Изобретение относится к предохранительным устройствам транспортных средств

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, преимущественного к тракторостроению

Трактор // 2340504
Изобретение относится к тракторному машиностроению и может быть использовано при агрегатировании трактора с тяжелыми навесными или полунавесными сельскохозяйственными машинами

Изобретение относится к моноблочному агрегату утяжеления, который прицепляется к подъемному устройству сельскохозяйственного трактора
Наверх