Устройство для доставки на дно океана и подъема на его поверхность приборов

 

ОЛ ИСАНИЕ

И ЗОВРЕТЕ Н ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<»996261

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 07.05.81 (21) 3290587/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (5!) М. Кл.з

В 63 В 21 52

Гасударственный кемктвт

СССР (53) УДК 551.46. .073.52:627. .913 (088.8) Опубликовано 15.02.83. Бюллетень №6

Дата опубликования описания 25.02.83 де демам кзабретенкк к еткрмтий (72) Автор изобретения

Е. А.. Контарь

Институт океанологии им. П. П. Ширшов . (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДОСТАВКИ НА ДНО ОКЕАНА

И ПОДЪЕМА НА ЕГО ПОВЕРХНОСТЬ ПРИБОРОВ

Изобретение бтносится к устройствам, обеспечивающим исследование акваторий с помощью измерительных и регистрирующих приборов.

Известно устройство для доставки на дно океана и подъема на его поверхность приборов, содержащее объемную раму, на которой установлены балластные грузы с механизмом их отцепки, контейнеры с регистрирующей аппаратурой и электрически связанные с ней кабель-тросом датчики измерительных приборов, а также соединенные с рамой поплавок и гидродинамический тормоз (1) .

Недостатком известного устройства является то, что им не обеспечивается раз- брос датчиков на достаточно большую площадь дна океана. Это ведет к малому охвату исследовательного пространства. Кроме того, в известном устройстве не обеспечивается плотный контакт датчиков с дном океана, что отрицательно влияет на точность измеряемых параметров.

Цель изобретения — повышение эффективности путем обеспечения надежной установки датчиков на большой площади дна океана.

Цель достигается тем, что в устройстве для доставки иа дио океана и подъема иа его поверхность приборов датчики измерительных приборов снабжены двигателями, например ракетными, установлены с помощью кронштейнов на рельсовых направляющих, закрепленных на объемной раме, а упомянутые кабель-тросы выполнены с размыкателями.

Кроме того, рельсовые направляющие установлены с возможностью изменейия их наклона к горизонтальной плоскости.

Датчики измерительных приборов снабжены дополнительными балластными грузами, выполненными в виде конических обтекателей, расположенных- с противоположной от двигателей стороны корпусов датчиков.

Кроме того, устройство снабжено расположенными внутри корпуса каждого датчика коническими оправками, на которые намотан кабель-трос, пропущенный через выполненную из антифрикционного материала втулку, установленную на выходе из корпуса датчика.

Размыкатель выполнен в виде электроуправляемого штепсельного разъема.

996261

На фиг. 1 представлено устройство, общий вид; на фиг. 2 — датчик измерительных приборов, общий вид; на фиг. 3 — устройство, расположенное на дне океана, общий вид; на фиг. 4 — то же, при всплытии.

Устройство содержит герметичные приборные контейнеры 1 с регистрирующей аппаратурой, закрепленные на объемной раме 2, на которой имеется центральная штанга 3 с поплавком 4. В верхней части центральной штанги 3 закреплен трос 5 с гидродинамическим тормозом (ГДТ), состоящим из подпружиненных крыльев 6, стабилизаторов 7 и плавучей рамы 8, к которой прижаты подпружиненные крылья 6, удерживаемые с) ягивающим хомутом 9, отдельные части которого соединены между собой посредством пироболтов 10. На объемной раме 2 с помощью механизма отцепки в виде пиротехнических замков 11 закреплены балластные грузы 12. Контактное устройство (КУ) 13 соединено тросом 14 с грузом-лидером 15. На объемной раме 2 установлено несколько зажимных устройств 16 с осями

17, на которых установлены рельсовые направляющие 18. При помощи зажимных устройств 16 рельсовые направляющие 18 могут устанавливаться под разными углами к горизонту. На объемной раме 2 также смонтированы размыкатели 19 отрывных кабельтросов 20, которые представляют собой электроуправляемые отрывные штепсельные разьемы, электрически связанные с автономной системой управления устройства (АСУУ) в целом, которая помещена, как и регистрирующая аппаратура, в приборных контейнерах 1. В приборных контейнерах 1 установлены также блоки датчиков-кренометров (БДК), которые электрически связаны с

АСУУ (не показаны) . Непосредственно на приборных контейнерах 1 установлена система поиска и обнаружения устройства в океане, которая включает радиомаяк 21 и гидроакустический маяк 22. На рельсовых направляющих 18 с помощью скользящих кронштейнов 23 установлены датчики измерительных приборов (ДИП) 24. ДИП 24 состыкованы с ракетными двигателями твердого топлива (РДТТ), каждый из которых состоит из корпуса 25 с боковыми соплами

26, твердотопливного заряда 27 и воспламенителя 28, который электрически соединен посредством провода и кабель-троса 20 с ЛСУУ. Отрывной кабель-трос 20 помещен в хвостовых отсеках 29 ДИП 24 и упорядоченно намотан на коническую оправку

30. В донной части хвостового отсека 29 установлен стабилизатор 31. При этом отрывной кабель-трос 20 пропущен сквозь втулку 32, которая выполнена из антифрикционного материала. Боковые сопла 26 до срабатывания РДТТ герметично закрыты съемными пробками (не показаны). В передней части каждого из ДИП 24 имеется заостренный дополнительный балластный груз 33, выполненный в виде носового обтекателя.

l!редлагаемое устройство работает следующим образом.

После спуска устройства с судна-носителя (СН) оно под дейтсвием отрицательной плавучести балластных грузов 12 погружается в водной толще со скоростью 1,4—

l,6 м с до контакта груза-лидера 15 с дном океана, после чего натяжение троса 14 снижается и срабатывает КУ 13, которое через

АСУУ подает команду на разрыв пироболтов 10, в результате чего разделяется стягивающий хомут 9 и освобождаются подпружиненные крылья 6, что обеспечивает срабатывание ГДТ и снижение скорости погружения устройства до 0,1 — 0,15 м с",обеспечивая тем самым мягкое придонение устройства. После срабатывания ГДТ в АСУУ осуществляется генерация сигнала на воспламенение, который передается по кабельтросу 20 на соответствующий воспламенитель 28, что приводит к возгоранию твердотопливного заряда 27, продукты горения ко-, 2о торого выбрасываются через сопла 26, чем создается тяга, разматывающая отрывной кабель-трос 20 и транспортирующая ДИП

24 до их плотного контакта с дном океана, т. е. до внедрения в дно океана заостренных дополнительных балластных грузов 33. При этом угол вылета и, следовательно, дальность разброса ДИП 24 регулируется посредством соответствующей установки рельсовых направляющих 18. После выполнения программы исследований по команде АСУУ происходит срабатывание пиротехнических замков 11 и сброс балластных грузов 12.

Всплывающее устройство увлекает за собой посредством отрывных кабель-тросов 20

ДИП 24, выдергивая их из донных грунтов.

В случае аварийного заклинивая какого35 либо ДИП 24 срабатывает БДК, обеспечивающий включение соответствующего размыкателя 19, и происходит отделение отрывного кабель-троса 20 с застрявшим в дне океана ДИП 24. После полного отрыва от дна океана устройство свободно всплывает

4р на поверхность, где обнаруживается с использованием гидроакустического маяка 22 и радиомаяка 21, вылавливается и поднимается на борт СН.

Устройство позволяет эффективно решать вопрос сбора данных в акваториях, 45 уменьшая номенклатуру подобных устройств за счет обеспечения исследования большого пространства одним устройством и за счет большой надежности всплытия и обнаружения его на,поверхности.

Формула изобретения

l. Устройство для доставки на дно оке-! ана и подъема на его поверхность приборов, содержащее объемную раму, на которой установлены балластные грузы с механизмом их отцепки, контейнеры с,регистрирующей аппаратурой и электрически связанные с ней кабель-тросом датчики измерительных

996261 приборов, а также соединенные с рамой поплавок и гидродинамический тормоз, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности путем обеспечения надежной установки датчиков на большой площади дна океана, датчики измерительных приборов снабжены двигателями, например ракетными, установлены с помощью кронштейнов на рельсовых направляющих, закрепленных на объемной раме, а упомянутые кабель-тросы выполнены с размыкателями.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что рельсовые направляющие установлены с возможностью изменения их наклона к горизонтальной плоскости.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что датчики измерительных приборов снабжены дополнительными балластными грузами, выполненными в виде конических обтекателей, расположенных с противоположной от двигателей стороны корпусов датчиков.

4. Устройство по пп. 1 и 3, отличающееся тем, что оно снабжено расположенными внутри корпуса каждого датчика коническими оправками, на которые намотан кабельтрос, пропущенный через выполненную из антифрикционного материала втулку, установленную на выходе из корпуса датчика.

5. Устройство по пп. 1 и 4, отличающее1О ся тем, что размыкатель выполнен в виде электроуправляемого штепсельного разъема.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2880700/11, кл. В 63 С 11/00, 31.01.80 (прототип) .

99б261

Редактор H. Киштулинец

Заказ 818 28

Составитель О. Аргасов

Техред И. Верес Корректор E. Рошко

Тираж 458 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 !3035, Москва, K — 35, Раушская наб., д. 4/5 .

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. -Проектная, 4

Устройство для доставки на дно океана и подъема на его поверхность приборов Устройство для доставки на дно океана и подъема на его поверхность приборов Устройство для доставки на дно океана и подъема на его поверхность приборов Устройство для доставки на дно океана и подъема на его поверхность приборов Устройство для доставки на дно океана и подъема на его поверхность приборов 

 

Похожие патенты:

Буй // 988647

Изобретение относится к оборудованию для швартовки судов

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования погруженных устройств роульсов на шарнирах, используемых на конструкциях для швартовки в море
Изобретение относится к способам магнитотерапии

Изобретение относится к гидроакустической измерительной технике и касается создания буксируемых гидроакустических средств кораблевождения и изучения мирового океана

Изобретение относится к аппаратам для переброски линя с одного судна на другое, с судна на берег, с берега на судно и последующей подачи буксирного или швартового каната, в частности, к аварийным линеметателям

Изобретение относится к судостроению, в частности к плавучим несамоходным судовым средствам хранения жидких химических грузов

Изобретение относится к судостроению и водному транспорту, касаясь создания устройств для ориентации плавучих конструкций на их якорных стоянках в открытом море в условиях волнения

Изобретение относится к гидротехническому строительству и касается создания точечных причальных сооружений на шельфе замерзающих морей для обеспечения транспортировки жидкой продукции
Наверх