Способ определения работоспособности подшипников качения и устройство для его осуществления

 

К.В. Подмастерьев, С.Ф. Корндорф, С.Н. Салищев и А Ф Блинов

{72) Авторы (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАБОтоСПОСОБНОСТИ

ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ И УСТРОЙСТВО

ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Изобретение относится к измеритех%-. ной технике и может быть использовано во всех отраслях машиностроения для контроля состояния подшипников в сбо- рочных узлах.

Известен способ определения .работоспособности подшипников качения, за-. .ключающийся в QH QTo вращают подшипники, установленные на одном валу и в оощем корпусе сборочного узла, — измеряют параметры электрического сигнала между .корпусом и валом, по которым определяют работоспособность . ,подшипников (1 ).

Известно также устройство для определения работоспособности подшипников качения, например, по величинеинтеРрального времени контактирования его деталей, содержащее последо- го .вательно соединенные формирователь импульсов и элемент дискретного Ьчета, источник напряжения, соединенный с первым входом формирователя импуль2 сов, и токосъемник, соединенный. с. его вторым входом (2 .

Однако известный способ не позволяет осуществлять точный контроль под" шипника в сборочном узле, так как в последнем обйчно бывает не менее двух, подшипников, установленных на одном валу и в общем металлическом корпусе,т.е. внутренние кольца подшипников через вал, а внешние через корпус уз.ла гальванически связаны друг с дру" гом. В связи с этим устройство, под" ключенное к кольцам одного мэ подшип". ников, определяет некоторое суммарное время контактирования деталей всех подшипников в узлее

Целью изобретения является опреде-. ление работоспособности каждого из нескольких подшипников, установленных на.одном валу и в общем корпусе сборочного узла..

Эта цель достигается тем, что со гласно способу определения работоспо» собности подшипников качения., допол"

3 100 нительно измеряют параметры электрического сигнала между точками корпуса в местах установки подшипников, которые учитывают при определении работо" способности подшипников.

Устройство для определения работоспособности подшипников качения снабжено двумя резисторами, включенными между источником напряжения и внешними кольцами подшипников, разделитель- О ным блоком, соединенным входами с внешними кольцами подшипников, дополнительными формирователями импульсов, связанными входами с выходами разде\ лительного блока, и сумматорами, вхо- g ды которых соединены с выходами формирователей импульсов, а выходы .с эле-. ментом дискретного счета.

На чертеже показана блок-схема щ предлагаемого устройства.

Устройство для определения работоспособности подшипников 1 и 2 качения, установленных на одном валу 3 и в общем корпусе 4, содержит последовательно соединенные формирователь 5 импульсов, источник 6 напряжения и токосъемник 7, при этом два резистора 8 включены между источником б напряжения и внешними кольцами подшипни- З ков 1 и 2, а разделительный блок 9 соединен с дополнительными формирователями 10 и 11 импульсов, с которыми связаны сумматоры 12 и 13, подключенные к элементу 14 дискретного счета, выполненному в виде генератора 15 им35 пульсов, временных селекторов 16 и 17 и также счетчиков 18 и 19 импульсов.

Способ реализуется следующим образом с помощью предлагаемого устройства.

В момент контактирования деталей одного из подшипников, например подшипника l, его электрическое сопротивление резко уменьшается, а ток через него, соответственно, увеличивается.

Вследствие наличия двух резисторов 8 часть этого тока проходит через корпус 4 в направлении от подшипника 1 к подшипнику 2. Импульс напряжений или амплитуда гармонических составля" ющих электрического напряжения между точками корпуса 4 в местах установки подшипников 1 и 2 воспринимается разделительным блоком 9 который в зави.симости от полярности сигнала направ- ляет его íà вхоа одного из формирователей импульсов, например формирователя 10.

2873 4

Формирователь импульсов имеет два устойчивых состояния. При достижении величины входного напряжения заданного уровня на выходе формируется нап ряжение, соответствующее логической единице, в другом случае на выходе напряжение соответствует логическому нулю. Импульс напряжения после формирователя 10 поступает на вход сумматора 12.

В момент контактирования деталей подшипника 2 на корпусе 4 узла возникает аналогичный импульс напряжения, только противоположной полярности, который разделительным блоком 9 направляется на формирователь 11 импульсов, а затем - на сумматор 13.

В момент контактирования деталей обоих подшипников ток в цепи источника 6 напряжения достигает величины, достаточной для срабатывания формирователя 5 импульсов, выход которого соединен со входами сумматоров 12 и

13 °

Сумматоры выполняют функцию логического сложения. Суммарная длительность импульсов на выходах сумматоров 12 и 13, равная соответственно интегральному времени контактирования деталей подшипников 1 и 2, измеряется элементом 14 дискретного счета. Период заполняющих импульсов генератора 15 выбран на порядок меньше длительности самых коротких импульсов контактирования.

Изобретение позволяет непрерывно контролировать работоспособность .подшипников, работающих в реальных механизмах машин и приборов, непрерывно следить за состоянием каждого подшипника в отдельности и предупредить выход иэ строя всего механизма.

Формула изобретения

1. Способ определения работоспособности подшипников качения, заключающийся в том, что вращают подшипники, установленные на одном валу и в общем корпусе сборочного узла, измеряют параметры электрического сигнала между корпусом и валом, по которым опреде" ляют работоспособность подшипников, о т л и ч а ю .шийся тем, что, с целью определения работоспособности каждого иэ нескольких подшипников, дополнительно измеряют параметры электрического сигнала между точками кор% 1002873 С пуса в Местах установки подшипников, входами с внешними кольцами подшипникоторые учитывают при определении ра- ков, дополнительными формирователями ботоспособности подшипников. импульсов, связанными входами с выхо2. Устройство для определения ра- . дами разделительного блока, и суммаботоспособности подшипников качения, g торами, входы. которых соединены с высодержащее последовательно соединен- ходами формирователей импульсов, а ные формирЬватель импульсов и эле-, выходы - с элементом дискретного счемент дискретного счета,. источник на- та. потяжения соединенный с первым вхо1

Источники информации, f дом формирователя импульсов, и токо- 10 .принятые во внимание при .экспертизе съемник, соединенный с его вторым 1.. Авторское свидетельство СССР входом, о т л и ч а ю щ е е с я тем, 629467., кл. 001 И 13/04, 1976 что оно снабжено двумя резисторами, (прототип ) включенными между источником напряже- 2. Авторское свидетельство СССР ния и внешними кольцами подшипников, 15 И 671489, кл. G Ol И 13/04, 1976 эазделительным блоком,, соединенным (прототип).

1002873

Заказ 1534/22 б» » «» ««ь филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель И. Музычкина

Редактор П..Коссей Техред А,Бабинец, Корректор,О, Билак

«» «»»

Тираж 871 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/$

Способ определения работоспособности подшипников качения и устройство для его осуществления Способ определения работоспособности подшипников качения и устройство для его осуществления Способ определения работоспособности подшипников качения и устройство для его осуществления Способ определения работоспособности подшипников качения и устройство для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх