Способ контроля качества сборки подшипников качения

 

О П И С А Н И Е, )996903

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Реотублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 27.03.81 (21) 3265630/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—

51)М Клз

G 01 М 13/04

Гевударстве««мй кем«тет

СССР

Опубликовано 15.02.83. Бюллетень № 6

Дата опубликования описания 25.02.83 (53) УДК 658. .562.012.7 (088.8) ле делам «эеерете«ий и еткрмтий

Каунасский политехнический институт им. Антанаса бн а " (71) Заявитель (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА СБОРКИ

ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля качества сборки подшипников качения.

Известей способ контроля качества сборки подшипников качения, включающий создание затухающих колебательных движений контролируемого подшипника относительно оси его вращения, сопровождающихся возникновением в нем сигналов акустической эмиссии, измерение числа импульсов акустической эмиссии, определение по ним средней величины интенсивности импульсов, оценку качества подшипника путем сравнения этой интенсивности с интенсивностью эталонного подшипника (lj.

Однако известный способ не обеспечу- 15 вает дефектоскопию подшипников после сборки п6 следу прокатки.

Целью изобретения является повышение качества контроля путем обеспечения дефектоскопии подшипников после сборки по следу прокатки.

Поставленная цель достигается тем„ что согласно способу контроля качества сборки подшипников качения, включающему создайие затухающих колебательных движений контролируемого подшипника относительно оси его вращения, сопровождающихся .возникновением в нем сигналов акустической эмиссии, измерение числа импульсов акустической эмиссии, определение по ним средней величины интенсивности импульсов и оценку качества подшипников путем сравнения ее с интенсивностью эталонного подшипника, в процессе контроля измерение числа импульсов акустической эмиссии производят за каждый полупериод затухающего колебательного движения подшипника.

На фиг. 1 показана схема устройства для осуществления способа; на фиг. 2 график изменения числа импульсов акустической эмиссии 3 за каждый полупериод Т/2 затухающего колебания собранных подшипников с весьма чистой и бездефектной поверхностью тел качения; на фиг. 3 — то же, подшипников с наличием мелких дефектов в виде механических повреждений поверхности и загрязнений по следу прокатки.

Устройство, реализующее способ, содержит маятник 1, снабженный узлом крепления его на роторе изделия 2, состоящим из втулки 3 и накидной гайки 4 цангового

996903 патрона, последовательно соединенные широкополосный преобразователь 5, пьезоэлектрический усилитель 6 электрических сигналов акустической эмиссии, полосовой фильтр 7, пороговое устройство 8 и регистратор, включающий блок 9 счета общего количества импульсов за период затухания и самописец 10 регистрации числа импульсов акустической эмиссии за каждый полупериод затухающего колебания подшипников.

Способ осушествляют следующим образом.

Маятник 1 с помощью цангового патрона закрепляют на роторе контролируемого изделия 2. Закрепление выполняют затяжкой накидной гайки 4 на втулку 3, прикрепленную к маятнику 1. Маятник 1 отклоняют от вертикального положения на некоторый угол и отпускают его для свободного возвратно-колебательного движения. При возвратно-колебательном движения маятника и подвижных элементов контролируемого 20 подшипникового узла происходит потеря энергии на трение тел качения, на процессы соударений дефектов и микронеровностей поверхностей тел качения и беговых дорожек колец и др., а следовательно, происхо25 дит затухание возвратно-колебательного движения. При осуществлении возвратноколебательного движения подвижных элементов подшипникового узла изделия 2 возникают сигналы акустической эмиссии, которые по звукопроводу — ротору изделия зО посту пают в преобразователь 5, который преобразует их в электрические сигналы, проходящие обработку в последовательной цепочке аппаратуры 5, 7 и 8 и поступающие в виде импульсов на блок 9 счета импульсов и самописец 10. Самописец 10 производит запись кривой затухания числа импульсов за каждый полупериод колебаний. По измеренным числам импульсов акустической эмиссии за каждый полупериод затухающего колебания подшипников и по графикам устанавливают стабильность характера кривой затухания числа импульсов за каждый полупериод, по которому производят оценку качества поверхности тел качения в собранных подшипниках контролируемого изделия. 45

При плавном изменении ординат записанной кривой, которые равны числу импульсов акустической эмиссии за каждый полупериод затухающего колебания, соответствующем характеру теоретической кривой затухания колебаний, определяют от- о сутствие дефектов поверхностей тел качения по следу прокатки. При скачкообразном изменении ординат записанной кривой, нарушающем характер теоретической кривой затухания колебаний, производят оценку наличия дефектов на поверхностях тел качения собранных подшипников. В зависимости от величин отклонения ординат действительной кривой затухания и периодичности скачкообразного изменения ординат определяют степень дефектности контролируемого участка рабочих поверхностей подшипников, собранных в изделии.

Положительный эффект от внедрения способа состоит в том, что расширен диапазон параметров контроля качества сборки с получением возможности выявления преимущественного вида дефектов поверхностей тел качения подшипников непосредственно в корпусах готовых изделий при простой схеме реализации и использовании в качестве оценочных показателей параметров высокочастотных акустических волн напряжений, поступающих от подшипниковых узлов и выделяющихся на фоне различных низкочастотных помех. Этим самым повышается качество контроля сборки подшипников качения, что является предпосылкой повышения надежности и долговечности различных роторных систем при их эксплуатации.

Формула изобретения

Способ контроля качества сборки подшипников качения, включающий создание затухающих колебательных движений контролируемого подшипника относительно оси его вращения, сопровождающихся возникновением в нем сигналов акустической эмиссии, измерение числа импульсов акустической эмиссии, определение по ним средней величины интенсивности импульсов и оценку качества подшипника путем сравнения этой интенсивности с интенсивностью эталонного подшипника отличающийся тем, что, с целью повышения качества контроля путем обеспечения дефектоскопии по следу прокатки, в процессе контроля измерение числа импульсов акустической эмиссии производят за каждый полупериод затухающего колебательного движения подшипника.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2917864/25-27, кл. G 01 М 13/04, 1980. (прототип) .

996903, Редактор Л. Веселовская

Заказ 921/60

Составитель И. Баранов

Техред И. Верес Корректор В. Бутяга

Тираж 871 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ контроля качества сборки подшипников качения Способ контроля качества сборки подшипников качения Способ контроля качества сборки подшипников качения Способ контроля качества сборки подшипников качения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх