Способ определения относительного осевого смещения колец высокооборотного шарикоподшипника

 

ОП ИСАНИ Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К- АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

< >996904

Союз Советских

Социалистических

Реслублик (6l) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 02.04.81 (21) 3268!88/25-28 (51) М Кл з с присоединением заявки №вЂ”

G 01 М 13/04 (23)- Приоритет—

l4cf A3pcT$8llllblN кемитет

СССР

Опубликовано 15.02.83.. Бюллетень № 6 (53) УДК 658.562. .012.7 (088.8) по делам лзебретенлй и еткрмтий

Дата опубликования описания 25.02.83 (72) Автор изобретения

И. А. Баранов

Московский авиационный технологический ин им. К. Э. Циолковского (7l) Заявитель (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОГО ОСЕВОГО

СМЕЩЕНИЯ КОЛЕЦ ВЫСОКООБОРОТНОГО

ШАРИКОПОДШИПНИКА

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для контроля шарикоподшипников по относительному осевому смещению колец.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является способ определения относительного осевого смещения колец высокооборотного шарикоподшипника, заключающийся в том, что закрепляют наружное (внутреннее) кольцо, а. внутреннему (наружному) кольцу задают вращение с рабочей частотой, нагружают контролируемый подшипник осевой нагрузкой и измеряют рабочее относительное осевое смещение его колец (1).

Однако этот способ не обеспечивает определение относительного осевого смещения колец шарикоподшипника в результате возникновения гидродинамической пленки масла между желобами колец и шариками и в результате действия цейтробежных сил, что ограничивает диапазон определяемых параметров.

Целью изобретения является расширение диапазойа определяемых параметров.

Цель достигается тем, что согласно способу определения относительного осевого

2 смещения колец высокооборотного шарикоподшипника, заключающемуся в том, что закрепляют наружное (внутреннее) кольцо, а внутреннему (наружному) кольцу задают вращение с рабочей частотой, нагружают контролируемый подшипник осевой нагрузкой и измеряют рабочее.относительное осевое смещение его колец, уменьшают частоту вращения внутреннего кольца при отсутствии гидродинамической пленки и влияния центробежных сил,. измеряют при этой частоте исходное относительное осевое смещение колец, задают вращение наружному кольцу в сторону, противоположную направлению вращейия внутреннего кольца, изменяют частоты вращения колец, 15 сумма которых равна рабочей частоте при условии обеспечения неподвижности сена; ратора подшипника и возникновения гидродинамической пленки, измеряют при этих частотах промежуточное относительное осевое смещение колец и определяют относи2в тельное осевое смещение колец при возникновении гидродинамической пленки масла как разность между промежуточным и исходным смещениями колец, а относительное осевое смещение колец при действии центро996904 бежных сил — как разность между рабочим и промежуточным смещениями колец.

На чертеже показана схема устройства для осуществления способа определения относительного осевого смещения колец высокооборотного шарикоподшипника.

Устройство содержит корпус 1 с закрепленным в нем статором 2 электродвигателя, закрепленные в корпусе 1 соосно статору

2 технологические шарикоподшипники 3 и to

4, установленную в этих шарикоподшипниках втулку 5, закрепленный на ней ротор 6 электродвигателя 7, установленные внутри втулки 5 контролируемые подшипники 8 и 9, установленный в подшипниках 8 и 9 вал 10, закрепленные на концах вала 10 ротор 11 электродвигателя 12 и сердечник

l3 электромагнита 14 и установленные на корпусе 1 статор 15 эдектродвигателя 12, катушку 16 электромагнита 14, предназначенного для осевого нагружения подшип- 2О ников 8 и 9, датчики 17 и 18 для измерения осевых смещений колец подшипников

8 и 9 и вибродатчик 19 для измерения частоты вращения сепараторов подшипников

8 и 9, вала 10 и втулки 5.

Способ осуществляют следующим образом.

Закрепляют наружные кольца подшипников 8 и 9 путем торможения электродвигателя 7, а внутренним кольцам подшипников 8 и 9 задают вращение с рабочей частотой. Электродвигателем 12 нагружают подшипники 8 и 9 осевой нагрузкой с помощью электромагнита 14 и датчиками

17 и 18 измеряют рабочее относительное осевое смещение колец подшипников 8 и 9.

Затем уменьшают частоту вращения внут- зз ренних колец подшипников 8 и 9 до значения, при котором отсутствует гидродинамическая пленка и не сказывается действие центробежных сил на осевое смещение колец подшипников 8 и 9, измеряют при этой частоте исходное относительное осевое сме- 40 щение колец подшипников 8 и 9. После этого с помощью электродвигателя 7 задают вращение наружным кольцам подшипников 8 и 9 в сторону, противоположную направлению вращения внутренних ко- 45 лец, изменяют частоты вращения электродвигателей 7 и 12 так, чтобы их сумма была равна рабочей частоте подшипников

8 и 9, при которой возникает гидродинамическая пленка, а их сепараторы оставались бы неподвижными, измеряют при этих 50 частотах промежуточное осевое смещение колец подшипников 8 и 9.

По результатам измерений. определяют относительное осевое смещение колец подшипников 8 и 9 при возникновении гидродинамической пленки масла как разность между промежуточным и исходным смещениями колец, а относительное осевое смещение колец при действии цейтробежных сил — как разность между рабочим и промежуточным смещениями колец.

Экономический эффект от применения способа определения относительного осевого смещения колец высокооборотного шарикоподшипника заключается в том, что расширяется диапазон определяемых параметров и обеспечивается возможность исследования влияния некруглостей поверхностей качения, гидродинамической пленки масла и центробежных сил, действующих на шарики, на изменение осевого смещения колец.

Формула изобретения

Способ определения относительного осевого смещения колец высокооборотного шарикоподшипника, заключающийся в том, что закрепляют наружное (внутреннее) кольцо, а внутреннему (наружному) кольцу задают вращение с рабочей частотой, нагружают контролируемый подшипник соевой нагрузкой и измеряют рабочее относительное осевое смещение его колец, отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона определяемых параметров, уменьшают частоту вращения внутреннего кольца при отсутствии гидродинамической пленки и влияния центробежных сил, измеряют при этой частоте исходное относительное осевое смешение колец, задают вращение наружному кольцу в сторону, противоположную направлению вращения внутреннего кольца, изменяют частоты вращения колец, сумма которых равна рабочей частоте при условии обеспечения неподвижности сепаратора подшипника и возникновения гидродинамической пленки, измеряют при этих частотах промежуточное относительное осевое смещение колец и определяют относительное осевое смещение колец при возникновении гидродинамической пленки масла как разность между промежуточным и исходным смещениями колец, а относительное осевое смещение колец при действии центробежных сил — как разность между рабочим и промежуточным смещениями колец.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Хо 277355, кл. G 01 М 13/04, 1970 (протототип) .

996904

7 6

Составитель В. Харитонов

Редактор Л. Веселовская Техред И. Верес Корректор В. Бутяга

Заказ 921/60 Тираж 871 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4

f6

17

ff

М

12

5 д

Способ определения относительного осевого смещения колец высокооборотного шарикоподшипника Способ определения относительного осевого смещения колец высокооборотного шарикоподшипника Способ определения относительного осевого смещения колец высокооборотного шарикоподшипника 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх