Устройство для буксировки подводного носителя океанографической аппаратуры

 

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ БУКСИРОВКИ ПОДВОДНОГО НОСИТЕЛЯ ОКЕАНОГРАсЬиЧЕСКОЙ АППАРАТУРЫ, содержащее управ ляемое крыло, шарнирно связанное с верхним концом жесткой штанги, нижний конец которой снабжен узлом крепления к нему корпуса подводного носителя, а также буксирный кабель-трос, к концу .которого посредством водила подвешено управляемое крыло, о т л и ча га -г щ е е с ятем,что, с целью повыпления /. маневренности подводного носителя по. ; г:С;:пп:оя; ДП. : Ь-- -. ...; i глубине и снижения уровня-вибраций носителя , водило включает П-образную раму, свободные концы стоек которой шарнирно закреплены посредством цаГгф по торцам крыла, при этом расстояние от осей цапф шарниров до ригеля П-образной рамы, превышает расстояние от упомянутых осей цапф до носка крыла, а П-образная рама и управляемое крыло снабжены установленными на них упругими элементами, через которые они связаны с концом буксирного кабель-троса и с подвижным элементом упомянутого шарнира верхнего конца жесткой штанги соответственно. 2. Устройство ио П.1, о т л ичающееся тем, что упругие эле-g менты содержат рессоры, в одну из которых встроен ригель П-образной рамы, а другая установлена на нижней стенке управляемого крыла, при этом рессора ригеля П-образной рамы связана с концом буксирного кабель-тро-.2 са,а .упомянутая другая pecqopa свяр««&. зана через шарнир верхнего конца жесткой штанги с последней.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИ Х

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H АВТОРСКОМ ./ СВИДЕТЕЛЬСТВУ!

1 г

1 г (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИИ.(21) 3381418/27-11 (22) 10.12.81 (46) 15. 04. 83. Бюл. Р 14 (72) Ю.А.Ксенофонтов, A.Í.Èîèñåeâ, В. И. Прохоров, 3 И. Федоров и Н. Н. Бирюков (71) Казанский ордена Трудового Красного Знамени авиационный институт им. A.Н.Туполева .53) 629. 12. 02/09 (088. 8} (56) 1. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2955163/11,кл.В 63 В 21/66, 11 ° 07.80 (прототип) .

1 (54) (57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ БУКСИРОВКИ ПОДВОДНОГО НОСИТЕЛЯ ОКЕАНОГРАФИЧЕСКОЙ АППАРАТУРЫ, содержащее управляемое крыло. шарнирно связанное с верхним концом жесткой штанги, нижний конец которой снабжен узлом крепления

- к нему корпуса подводного носителя, а также буксирный кабель-трос, к концу которого посредством водила подвешено управляемое крыло, о т л и ча ю - щ е е с я тем, что, с целью повышения маневренности подводного носителя по, 3 5П В 63 Э 21 66 В 63 С 11 00 глубине и снижения уровня-вибраций но сителя, водило включает П-образную раму, свободные концы .стоек которой шарнирно закреплены Посредством цаПФ по торцам крыла, йри этом расстояние от осей цапф шарниров до ригеля П-образной рамы превышает расстояние от упомянутых осей цапф до носка крыла, а П- образная рама и управляемое крыло снабжены установленными на них упругими элементами, через которые они связаны с концом буксирного кабель-троса и с подвижным элементом упомянутого шарнира верхнего конца жесткой штанги соответственно.

2. Устройство но п.1, о т л иГ ч а ю щ е е с я тем, что упругие эле- 3 менты содержат рессоры. в одну из которых встроен ригель П-образной рамы, а другая установлена на нижней стенке управляемого крыла, при этом (, рессора ригеля П-образной рамы связана с концом буксирного кабель-тро-.— са. а упомянутая другая рессора свя-, зана через шарнир верхнего конца жесткой штанги с последней. с:Р

10114 И

Изобретение относится к судостроению. в частности к устройствам для буксировки подводного носителч океанографической аппаратуры.

Известно устройство для буксиров— к;: подводного носителя океанографической аппаратуры, содержащее управляемое крыло, шарнирно связанное.с верхним. концом, жесткой штанги, нижний конец которой снабж н узлом крепления к нему корпуса подводного носителя.а 19 также буксирный кабель-трос. к концу которого посредством водила подвешено управляемое крыло 11.

Недостатками известного устройства являются малая маневренность 15 подводного носителя по глубине и большой уровень вибраций носителя., Цель изобретения — повышение маневренности подводного носителя по глубине и снижение уровня вибраций носителя.

Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для буксировки подводного носителя океанографической аппаратуры, содержащем управляемое крыло, шарнирно связанное с верхним концом жесткой штанги, нижний конец к торой-снабжен узлом крепления к нему корпуса подводного носителя,а также буксирный кабель-трос, к концу которого посредством водила подвешено управляемое. крыло, водило включает П-образную раму, свободные концы стоек которой шарнирно закреплены посредством цапф по торцам крыла,. 35 при этом расстояние от осей шар-ниров до ригеля П-.образной рамы превышает расстояние от упомянутых осей цтф до носка крыла. а П-образная рама и управляемое крыло снабжены ус-4ц тановлеяными на них упругичи. элементами, через которые они связанМ с концом буксирного кабель-троса и с подвижным элементом упомянутого шарнира верхнего конца жесткой штанги соответственно. : . - 45

Кроме того, упругие элементы со-. держат Рессоры, в одну из встроен ригель П-образной рамы, а другая установлена на нижней стенке управляемого крыла, при этом рессора ригеля П-образной рамы связана с концом буксирного кабель-троса, а упомянутая другая рессора связана через шарнир верхнего конца жесткой штанги с последней. 55

На фиг.1 изображено устройство для буксировки подводного носителя океанографической аппаратуры, общий . вид, в боковой проекции; на фиг.2 вид Л на фиг.1 (фронтальная проекция ц} устройства).

В состав устройства входят водило 1, управляемое крыло 2 и жесткая штанга 3, к нижнему концу которой подвешен посредством узла крепления подводный носитель 4 о.".еанографической аппаратуры. Водило 1 выполнено в виде П-образной рамы, нижние свободные концы стоек 5 которой шарнирно закреплены на.цапфах б, расположенных по торцам крыла 2. В центре ригеля 7 П-образной рамы, включаю- . щего упругий элемент, выполненный в виде рессоры, закреплен конец буксир— ного — кибел =троса. - о -,-=-соедйт е нйый с рессорой, которой является ригель 7..

Жесткая штанга 3 верхним концом а э через подвижный элемент шарнира 9 связана с упругим элементом рессорой 10, закрепленной на нижней стенке О крыла 2. Длина стоек 5 выбрана такой,. что обеспечивает свободное прохождение ригеля 7 вокруг носка 11 крыла 2 при повороте водила 1 на цапфах б, при этом расстояние от осей цапф б шарниров до ригеля 7 П-образной рамы превышает расстояние от упомянутых осей цапф 6 до носка 11 крыла.

Упругий элемент может быть установлен отдельно на ригеле 7 П-образ- . ной рамы.

Работает устройство следующим образом.

При управлении углом атаки крыла 2 происходит изменение р ультирующей F гидродинамических сил действующих на крыло, что приводит к изменению угла наклона Ч конца буксирного .кабель-троса 8. Конструкция водила 1 в виде П-образной рамы, способной вращаться на цапфах б. обеспечивает безмоментную передачу силы F на буксирный кабель-трос. в том числе и в случае, когда сила F изменяет знак (фиг.1. положение Т):

Введение упругих элементов в виде рессоры, включающей ригель 7. и рессоры 10 крыла 2 позволяет снизить уровень вибраций. приходящих на носитель 4 с буксирного кабель-троса 8. Ригель 7 водила. выполненный в виде рессоры из пружинных полос, обеспечивает гашение вибраций,-прихо- дящих с кабель-буксира, поскольку этот упругий элемент соединен с крылом 2, обладающим большой инерционностью за счет присоединенных масс воды поэтому вибрации вызыва ют изгибные колебаний рессоры ригеля 7, а крыло 2 остается относительно неподвижным. Кроме того, часть вибраций, которая передается на крыло 2, гасится на втором упругом элементе-рессоре 10, к которой подвешен через штангу 3 носитель 4.

В этом случае носитель, обладая также достаточно большой инерционностью, служит неподвижным основанием, к которому крепится упругий элемент †рессо 10, воспринимающая и гасящая вибрации.

10il446

Применение упругих элементов в виде рессор позволяет, изменяя количество пластин, подбирать жесткость рессор, необходимую для гашения вибраций в нужном диапазоне частот и амплитуд. . 5

Предлагаемое устройство просто по конструкции, но может в ряде случаев заменить дорогостоящие и сложные средства гашения вибраций, которые удорожают и усложняют устройство °

Данное устройство позволяет рас- . ширить диапазон технических возможностей буксируемой системы. проводить измерения тонкой структуры океана, в том числе параметров турбулентности, обеспечивает более высокую производительность работ по изучению океана. поскольку обладает большими

I возможностями маневрирования по глубине без изменения длины буксирной линии. Последнее имеет немаловажное значение, ибо кроме исключения затра= времени.на изменение длины буксирной линии на выборку или травление кабель-буксира, исключается и расходование весьма ограниченного ресурса работоспособности буксирного кабельтроса, харайтеризующегося числом перемоток.

1011446

Фиг.2

Со=.тавитель О. Аргасов

Техред О.Неце Корректор Й.Макаренко

Редактор Н.Швыдкая .

Тираж 458 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35,Раушская наб.. д. 4/5

Заказ 2656/20

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для буксировки подводного носителя океанографической аппаратуры Устройство для буксировки подводного носителя океанографической аппаратуры Устройство для буксировки подводного носителя океанографической аппаратуры Устройство для буксировки подводного носителя океанографической аппаратуры 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к оборудованию для швартовки судов

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования погруженных устройств роульсов на шарнирах, используемых на конструкциях для швартовки в море
Изобретение относится к способам магнитотерапии

Изобретение относится к гидроакустической измерительной технике и касается создания буксируемых гидроакустических средств кораблевождения и изучения мирового океана

Изобретение относится к аппаратам для переброски линя с одного судна на другое, с судна на берег, с берега на судно и последующей подачи буксирного или швартового каната, в частности, к аварийным линеметателям

Изобретение относится к судостроению, в частности к плавучим несамоходным судовым средствам хранения жидких химических грузов

Изобретение относится к судостроению и водному транспорту, касаясь создания устройств для ориентации плавучих конструкций на их якорных стоянках в открытом море в условиях волнения

Изобретение относится к гидротехническому строительству и касается создания точечных причальных сооружений на шельфе замерзающих морей для обеспечения транспортировки жидкой продукции
Наверх