Устройство для регулировки натяга подшипника

 

.l. УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВКИ НАТЯГА ПОДШИПНИКА, содерзквщее корпус с опорами для базированш вала, средство для фиксапин вала, механизм для насаживания подшштника 19 йл: ;-,: 4v; на коническую шейку вала, преобразователи линейных перемещений и элемент для смещения наружного кольца подшипнв-ка перпендикутмрно оси ва;а в вертикаль-ной плоскости, отличающееся тем, что, с целью повышенвн точвоств регулировки оно снабжено шарнирно .занным с опорой для баэвроваввя.вала в подпружиненным элементдал дпя смешеввя наружного кольпа подшипника перпешщк лярно оси вала в гориэонтальвс шюскооти и взаимодействующим с нвм кулачком, а средство для фикса пви вала 9 1полнвно в виде рычага, одно «шечо которого шарнир (ю связано с опорой для базврованвв вала, второе плечо образует с ней разъ g емное соединение, а рычаг уйруго связан с элементом для смещеввя BajpyxcBoro /Л кольца перпендикулярно оси вала в вертевмв кальной плоскости и с. кулачке.VM« QD IN9 ч|

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

„„30„„) 011927

3(д0 F 16 С 25/06

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ ИОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ "". .; :::. -"

Н ASTOPCHOIVlY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3330742/25-27 (22) 05.08.81 (46) 15.04,83. Бюл. № 14 (72) А. Я. Кац, . Я. У. К ивензор, М.Х. Молдавский, Л. Г. Рейдман и P.Ì. Штромберг (71) Украинский научно-исследовательский институт станков и инструментов. (53) 621.822.6 (088.8). (56) 1. Справочник технолога-машиностроителя. Т. 1, Машиностроение, 1972, с. 659-660.

2. Детали и механизмы металлорежущих станков. Т. 1, Машиностроение", 1972, с. 249-250 (прототип); (54)(57)..1..УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВКИ НАТЯГА ПОДШИПНИКА, содержащее корпус с опорами для базирования зала, средство для фиксапии вала, механизм для насаживання подшипника на коническую шейку вала, преобразова тели линейных перемещений и элемент для смещения наружного кольца подшицни-.

za перпендикулярно оси вала в вертикаль ной плоскости, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности регулировки оно снабжено шарнирйо связанным с ойорой для базирования. вала и подпружиненным элементам для смещения наружного кольца подшипника перпендикулярно оси вала в горизонтальной плоскооти и взаимодействующ м с sw кулачком, а средство для фиксации вала жполнено в виде рычага, одно плечо которож шарнирно связано с опорой для базирования вала, второе плечо образует с ней разъ емное соединение, а рычаг уйруго свя1 зан с элементом для смещения наружного у кольпа перпендикулярно оси вала в верти кальной плоскости и с. кулачком.

1011027

2. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю- вала вь1полнен в виде каретки, установщ е е с я тем, что механизм для наса- ленной в корпусе с возможностью переживания подшипника на коническую шейку . мещения.

Изобретение относится к машино. строению и может. быть использовано для регулировки натяга (зазора) двухрядных . роликоподшипников, устанавливаемых во вращающихся узлах станков, машин и ме- 5 ханизмов, например в опорах шпиндельных узлов.

Известны устройства для регулировки натяга (зазора) в двухрядных роликопод шипниках, содержащие корпус, один или два преобразователя линейных перемещений, действукпцих в одном направлении, щупы, через которые преобразователи линейных перемещений контактирую -с измеряемой деталью подшипника (1 $

Недостатками этих устройств являются невозможность регулировки натяга (зазора) в собранном подшипнике, низкая точность регулировки, ТаК как натяг (зазор) регулируется только в одном на« правлении.

Наиболее близким к предлагаемому является устройство для регулировки натяга подшипника, содержащее корпус с опорами для базирования вала, средство для фиксации вала, механизм для насаживания подшипника на коническую шейку вала, преобразователи линейных перемещений и элемент для смещения наружного кольца подшипника перпендику«ЗО лярно оси вала в вертикальной плоскости 2 .

Недостатком известного устройства является невысокая точность регулировки натяга (зазора) вызванная тем что оно имеет средство для регулировки натяга (зазора) только в одном, вертикальном направлении. При этом не учитываются погрешности геометрии элеменTos подшыхника имеющие место В гори 4О зонтальной плоскости. Кроме того, невысокая точность обусловлена выполнения механизма для насаживания подшипника на коническую шейку вала в виде гайки, установленной на резьбе вала 4> что приводит к перекосу подшипника на конической шейке вала, в связи с погрешностями резьбового соединения.

Ilens изобретения — повышение точности регулировки, Поставленная цель достигается тем, что устройство для регулировки натяга (зазора) подшипника, содержащее корпус с опорами для базирования вала, средство для фиксации вала, механизм для на саживания подшипника на коническую шейку вала, преобразователи линейных перемещений и элемент для смещения наружного кольца подшипника перпендикулярно оси вала в вертикальной плоскости, снабжено шарнирно связанным с опорой для базирования вала и подпружиненным элементом для смещения наружного кольца подшипника перпендикулярно оси вала в горизонтальной плоскости и взаимодействующим с ним кулачком, а средство для фиксации вала выполнено в виде рычага, одно плечо которого шарнирно связано с опорой для базирования вала, второе плечо образует с ней разъемное соединение, а рычаг упруго связан с элементом для смещения наружного кольца перпендикулярно оси вала в вертикальной плоскости и с кулачком.

Кроме того, механизм для насаживания подшипника на коническую шейку вала выполнен в виде каретки, установленной в корпусе с возможностью перемещения.

На фиг. 1 изображено устройство, общий вид; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг.1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 1.

Устройство содержит корпус 1, на котором смонтированы опоры для базирования вала, выполненные, например, в виде призм 2. Для фиксации вала в призмах

2 предусмотрено средство, выполненное в виде рычага 3, одно плечо которого осью 4 соединено с кронштейном 5, жест» ко связанным с призмой, а второе плечо образует с призмой 2 разъемное соедине- . ние, образованное винтом 6 с гайкой 7, связанным с призмой 2 шарниром 8 и входящим в паз рычага 3.

На рычаге 3 закреплена серьга 9, выполненная из мягкого материала, на3 10119 пример бронзы, для прижима шейки вала к призме 2.

Для смещения наружного кольца подшипника перпендикулярно валу в вертикальной плоскости предусмотрен элемент, выполненный в виде рычага 10, одно пле. чо которого пружиной 11 связано с рычагом 3, а для смешения наружного кольна подшипника перпендикулярно оси вала в горизонтальной плоскости предусмотрен Е рычаг 12, который связан с. призмой 2 шарниром 13 и пружиной 14. Управление рычагом 12 осуществляется кулачком

15., связанным с рычагом 3.

Для насаживания подшипника на кони- gs ческую шейку вала предусмотрен механизм, выполненный в виде каретки 16 о установленной на направляющих 17. корпуса 1 с гайкой 18, связанной с винтом

l9. 20

Винт 19 соединен с приводом поступательного перемещения каретки 16 по = направляющим 17 вдоль оси вала. Привод. может быть выполнен механическим или ручным 25

Для передачи больших, усилий, вози кающих при создании натяга в подшипнике, предусмотрена пара шестерен, одна из которых 20 установлена на винте 19, а вторая - 21 на оси 22 в корпусе l.

Шестерни 20 и 21 имеют рукоятки 23 и 24 соответственн.о.

Для определения требуемой величины зазора (натяга) на призме 2 во взаимно.перпендикулярных плоскостях установлены преобразователи линейных перемещений 25. и 26, которые соединены с алектронно-измерительной системой 27.

Устройство работает следующим образом.

На вал 28 вручную надевают подшипник 29 и направляющую втулку 30, которая служит для точного перемещения подшипника 29 по конической поверхности вала 28. Вал устанавливают в призмах 2 корпуса 1, после чего винт

43

6 вводят в паз рычага 3 и гайкой 7

27 4 пРижимают серьгу 9 к валу 28 При атом рычаг 10 пружиной 11 перемещает наружное кольцо подшипника 29 перпендикулярно оси sana в вертикальной плоокости. Одновременно с атим рычаг 12, взаимодействующий с кулачком 15, пружиной 14 смещает наружное кольно под шипника 29 перпендикулярно оси вала в горизонтальной плоскости. Зтим самым начальный зазор, имеющий место в подшипнике 29, смещается перпендикулярно оси вала в одну сторону. Вращением рукоятки 23 через винт 19 и гайку 18 перемещают каретку 16 по направляющим 17.

При атом направляющая втулка 30, упи рающаяся одним торном во внутреннее кольно подшипника 29, а другим торйом в шлифованный выступ на каретке 16, перемещает подшипник 29 по коничеокой шейке вала 28. Одновременно с этим стрелка показывающего прибора электронно-измерительной системы 27, связанного через преобразователи линейных перемещений 25 и 26 с подшипником 29, начинает перемещаться вправо, а затем останавливается, что свидетельствует о полном выборе зазора в подшипнике 29.

При дальнейшем вращении рукоятки

23 или 24 подшипник 29 продолжает перемещаться по конической шейке вала

28. В результате чего, через внутреннее кольно и ролики начинает растягиваться наружное колыю подшипника, что наблюдается по движению стрелки прибора > влево. Число делений шкалы йрибора, на которое перемещается стрелка влево, соответствует величине натяга подшипника 29.

И прпьзование предлагаемого изобрьтения позволяет повысить точность создания требуемого натяга (зазора) в опорах вращающихся узлов,в том числе шпиндеш ных узлов металлорежущих станков,что при« водит к повышению их жесткости,уменьшению тепловыделений, повышению производительности обработки, увеличению длительности межремонт ного никла.

1011927

Составитель В. Баклыков

Редактор,В. Ковтун Техред С.Мигунова Корректор С. Шекмар

Заказ 2728/44 Тираж 774 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж«35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для регулировки натяга подшипника Устройство для регулировки натяга подшипника Устройство для регулировки натяга подшипника Устройство для регулировки натяга подшипника 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в конструкциях узлов высокоточного привода в машинах, работающих в условиях больших перепадов температур

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипникам качения, и может быть использовано в механизмах, преобразующих вращательное движение в колебательное с меньшей частотой

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам качения, и может быть использовано в механизмах, преобразующих вращательное движение в колебательное с меньшей частотой

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам качения, и может быть использовано в механизмах, преобразующих вращательное движение в колебательное

Изобретение относится к области машиностроения, а в частности к многоступенчатым опорам качения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности, в конически-цилиндрических зубчатых редукторах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипниковым узлам, состоящим из роликовых подшипников качения и служащим опорами валов

Изобретение относится к машиностроению и авиастроению и может быть использовано в опорах любых изделий, содержащих радиальные однорядные шарикоподшипники
Наверх