Зубчатая передача с зацеплением новикова

 

ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА С ЗАЦЕПЛЕНИЕМ НОВИКОВА, содержащая колеса, зубья которых выполнены с выпуклой головкой и вогнутой ножкой и по крайней мере одним активным участком профиля, отличаюlUfLHCH тем, что, с целью повышения нагрузочной способности, число активных участков на головке по крайней мере на единицу меньше или больше числа активных участков ка ножке. (Л 00 О5 СП сд

союз совеТсних

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК <5ц F 16 Н 1/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К АВТОРСКОМУ/ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3258284/25-28 (22) 12.03.81 (46) 23.04.83. Бюл. № 15 (72) В. И. Короткин и В. Н. Дорожкин (71) Ростовский-на-Дону ордена Трудового Красного Знамени государственный университет (55) 621.831 (088.8) (56) 1. Павленко А В., и др. Зубчатые передачи с зацеплением Новикова. Киев., «Техника», 19?8.

2. Авторское свидетельство СССР № 182462, кл. F 16 Н 1/24, 1963 (прототип).

„„SU„„1013655 А (54) (57) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА С ЗАЦЕПЛЕНИЕМ НОВИКОВА, содержащая колеса, зубья которых выполнены с выпуклой головкой и вогнутой ножкой и по крайней мере одним активным участком профиля, отличающаяся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности, число активных участков на головке по крайней мере на единицу меньше или больше числа активных участков н-а ножке.

1013655

Составитель A. Верховский

Техред И. Верес Корректор А. Дзятко

Тираж 923 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор Г. Ус

Заказ 2978/43

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращательного движения в различных машинах и механизмах.

Известна заполюсная (дополюсная) зубчатая передача с зацеплением Новикова, зубья колес которой выполнены в виде одного активного кругового участка (1).

Недостатками данной передачи являются пониженная прочность и плавность, так как в работе участвуют только по одному активному участку зубьев шестерни и колеса, образующих только одну линию зацепления.

Наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является зубчатая передача с зацеплением Новикова, содержащая колеса, зубья которых выполнены с выпуклой головкой и вогнутой ножкой, и по крайней мере одним активным участком профиля. Количество активных участков зуба ведущего колеса равно количеству активных участков зуба ведомого колеса (2).

Известная передача имеет недостаточную . нагрузочную способность ввиду наличия дополнительного концентратора напряжений на головке зуба в виде заключенного между активными выпуклыми участками переходного участка большой кривизны.

Целью изобретения является повышение нагрузочной способности.

Указанная цель обеспечивается тем, что в зубчатой передаче с зацеплением Новикова, содержащей колеса, зубья которых выполнены с выпуклой головкой и вогнутой ножкой, и по крайней мере одним активным участком профиля, число активных участков на головке по крайней мере на единицу меньше или больше числа активных участков на ножке.

На чертеже изображена схема зацепляющихся боковых профилей зубьев предложенной передачи с зацеплением Новикова.

Головка зуба 1 колеса состоит из одного активного выпуклого участка, описанного дугой окружности радиуса У1 из центра 01. Ножка зуба 2 парного колеса состоит из двух активных участков, описанных дугами окружностей радиусов Р и Р» соответственно из центров Oz и 02 и плавно сопряженных между собой, например, дугой некоторого радиуса о, Каждый из двух активйых участков ножки зуба 2 касается одного активного участка головки зуба 1 в теоретических точках контакта соответственно К1 и К>. нормали к вогнутым участкам в этих точках проходят через центр 01 кривизны выпуклого участка

1О и пересекают начальную прямую соответственно и точках Р, и Р2.

Работает зубчатая передача с зацеплением Новикова следующим образом.

В процессе зацепления передачи контактная точка К1 описывает в пространстве одну линию зацепления, а контактная точка

Кд — вторую. Точка К, вступает в работу, когда точка Р1 попадает на полюсную линию, а К2 вступает в работу, когда Р попадает.на полюсную линию. Таким образом, >О при вращении зацепляющихся колес пары получаем последовательную работу двух линий зацепления.

В передаче при наличии двух (и более) точек контакта головка зуба может иметь, как показано, только один активный учас25 ток и не содержать дополнительного концентратора напряжений (т.е. переходного вогнутого участка большой кривизны между точками К1 и Кд), чем обеспечивается повышение изгибной прочности зубьев.

Наиболее применима передача в случаях, когда требуется осуществить большое передаточное число при малозубом ведущем колесе. В этих случаях целесообразно зу бья ведущего колеса выполнить состоящими только из выпуклой головки с одним

35 активным участком, а зубья колеса — из вогнутой ножки с двумя или более активными участками, получая при этом достаточную плавность зацепления за счет двух (или более) точек контакта и линий зацеп40 ления и вместе с тем не имея дополнительного концентратора напряжений на зубе ведущего колеса, снижающего его изгибную прочность.

Зубчатая передача с зацеплением новикова Зубчатая передача с зацеплением новикова 

 

Похожие патенты:

Редуктор // 1013654

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх