Трансмиссия гусеничной машины

 

1. ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОЯ МАШИНЫ, содержащая коробку передач, главный вал которой кинематически свяэЗн с ведущими колесами машины, гидрообъемную передачу, вал гидронасоса которой связан с первичньвл валом коробки передач, a гидромотора - с дополнительным валом, два трехзвенных планетарных механизма, в каждом из KOTOiHaX одно звено связано с вьосодным валом транскшссии, a другое - с главным валом коробки передач,и устр ййство для соединения третьего звена одного планетарного механ1 эма с дополнительным валом , отличающаяся тем, что, с целью уменьшения массовых и габа{жтных показателей, она снабжена дополнительным устройством для соединения третьего звена другого планетарного механизма с дополнительным валом, примем каждое из упомяиутых устройств. для соединения SKJOOчает фрикционные муфты и дополнительные фрикционные муфты для соединения третьих звеньев планетарных механизгФэв с передаточным валом коробки передач. 2. Трансмиссия по п. 1, о т л %чающаяся тем, что каждая пара фрикционных муфт для связи трет 1(0 его звена планетарного механизма со ответственно с передаточным и дополнительным валами снабжен обищм рычагом управления..1

..SU„„1020268 А

СОЮЗ СОВЕТСНИХ ОД.В Л

РЕСГ)УБЛИН

3Q9 В 60 К 17/10

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTQPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЬЙ НОМИТЕТ CCCP

Л Ю (21) 3321953/27-11 (22) 13.07.81 (46) 30.05.83. Бюл. В 20 (72) О.Н. Нечаева и Н.Г. Олейников (53) 629.113.585(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

В 313730, кл. В 62 D 11/18, 1970 (прототип). (54)(57) 1. ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОН

МАШИНЫ, содержащая коробку передач, главный вал которой кинематически связан с ведущими колесами машины, гидрообъемную передачу, вал тндронасоса которой связан с первичным валом коробки передач, а гидромотора - с дополнительным валом, два трехзвенных планетарных механизма, в каждой из которых одно звено связано с выходным валом трансмиссии, а другое — с главным валом коробки передач,и устройство для соединения третьего звена одного планетарного

$ 1 механйэма с дополнительньва валом; о т л ii ч а ю щ а я с я тем, что с целью уменьшения массовых и габаритных показателей, она снабжена дополнительным устройством для соединения третьего звена другого планетарного механизма с дополнительным валом, причем каждое иэ уиомяну" тых устройств для соединения включает фрикционные муфты и дополнительные фрикционные муфты для соединения третьих звеньев планетарных механизмов с передаточным валом ко-, робки передач.

2. Трансмиссия по и. 1, о т л И; ч а ю щ а я с я тем, что каждая Pg пара фрикционных муфт для связи трет

его звена планетарного механизма сос ответственно с передаточным и до" полнительным валами снабжена общим рычагом управлений.

1020268

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям гусеничных машин.

Иэнестна трансмиссия гусеничной машины, содержащая коробку передач, главный нал которой кинематически связан с ведущими колесами машины, гидрообъемную передачу, вал гидронасоса которой сняэан с первичным ва- . лом коробки передач, а гидромотора с дополнительным налом, дна трехзвен-10 ных планетарных механизма, в каждом . из которых одно звено связано с вы ходным. валом трансмиссии, нторое с главным валом коробки передач, и устройство для соединения третьего 15 звена одного планетарного механизма с дополнительныч валом (1).

Недостатком известной трансмиссии является большая масса и габариты. При повороте машины мощность, проходящая через гидрообъемную передачу, идет как на забегающую так и на отстающую гусеницы. Так как при повороте резко возрастает сопротивление на гусеницах, мощность, про1, ходящая через гидрообъемную передачу, на некоторых режимах поворота становится соизмеримой с мощностью, требуемой на прямолинейном движении (например, двигатель, устойчиво 30 работающий на прямолинейном движении, может заглохнуть при повороте машины) . Иасса и габариты гидрообъемных передач, как известно, превышают массу и габариты механических передач, такой же мощности, поэтому общая масса известной трансмиссии, коробки передач и гидрообъемной передачи может более чем н два раза превышать массу одной механической коробки передач. 40

Цель изобретения — уменьшение массовых и габаритных показателей трансмиссии.

Указанная цель z.достигается тем, 45 что трансмиссия гусеничной машины, содержащая коробку передач, главный вал которой кинематически связан с ведущими колесами машины, гидрообъемную передачу, вал гидронасоса. который связан с первичным валом коробки передач, а гидромотора — c доплыл нительным валом, два трехэненных пла4 нетарных механизма, в каждом из которйх одно звено связана с выходным налом трансмиссии, а другое » с глав-55 ным валом коробки передач, и устройство для соединения третьего знена одного планетарного механизма с дополнительным валом, снабжена дополнительным устройством для соединения 60 третьего звена другого планетарного механизма с дополнительным валом, причем каждое иэ упомянутых устройств для соединения включает фрикционные муфты и дополнительные фрикцнон-.б5 ные муфты для соединений третьих звеньен планетарных механи3Moa с передаточным валом коробки передач..

Кроме того, каждая пара фрикционных муфт для снязи третьего звена планетарного механизма соответственно с передаточным и дополнительным валом снабжена общим рычагом управления.

На чертеже изображена кинематическая схема предлагаемой трансмиссии.

Трансмиссия содер>кит первичный нал 1, передаточный вал 2 с ведущими шестернями 3, главный вал 4 с ведомыми шестернями 5 и два выходных вала б и 7, связанных с ведущими колесами машины (не показаны). На выходных валах б и 7 установлены остановочные тормоза 8 и 9. Ведущие цилиндрические шестерни 3 находятся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями.

Для каждой передачи имеется сноя пара находящихся н постоянном зацеплении шестерен, причем одна шестерня посажена на один иэ валов сврбодно, другая жестко закреплена на дру.. гом валу. Включение скоростей осуществляется блокировкой с соответствующим налом одной из свободно по- саженных на вал шестерен с помощью муфты 10.

Имеются также дополнительный нал

11 и гидрообъемная передача, состоящая иэ гидронасоса 12 и гидромотора

13. Гидронасос 12 связан с первичным валом 1, а гидромотор 13 через шестерни 14 и 15 — с дополнительным налом 11.

Предлагаемое устройство содержит также дна трехзвенных планетарных механизма 16 и 17. В каждом планетарном механизме содеркится по три основных звена - эпициклические шестерни 18 и 19, водила 20 и 21 и солнечные шестерни 22 и 23. На осях водила установлены сателлиты. Эпициклические шестерни 18 и 19 планетарных механизмов соединены с гланным валом

4, а водила 20 и 21 - c выходными валами б и 7.

На передаточном валу 2 установлены два устройства для соединения.

Первое подключающее устройство предназначено для соединения солнечных шестерен 22 и 23 планетарных механизмов с дополнительным валом 11 и состоит из .двух Фрикционов 24 и

25 (по одному на каждый борт). Соединение Фрикционов 24 и 25 с валом

11 осуществляется с помощью шесте,рен 26 и 15, 27 и 28.

Второе подключающее устройство предназначено для соединения солне"ных шестерен 22 и 2Э плайетарных механизмов с передаточным налом 2 и также состоит из двух фрикционов 29 и 30 (по одному на каждый борт).

1020268 фрикционы, взаимодействующие с одним и тем же планетарным механизмом, на каждом борту, попарно объединены в единые блоки (фрнкционы 24 и 29 составляют один блок 31, а фрикционы 25 и 30 - второй блок 32,, Фрикционы каждого блока имеют общий наружный барабан). Блоки фрикционов снабжены механизмами 33 и 34 управления, каждый .из которых является общим для,обоих фрикционов соответ- 1О ствующего блока и обеспечивает включение одного иэ фрикционов прн одновременном выключении другого или од овременное выключение обоих фрикционов. Благодаря этому обеспечива- 15 ется попеременное соединение солнечной шестерни каждого планетарного механизма с дополнительным валом 11 или передаточным валом 2, или отсоединение ее от обоих валов.

Параметры гидрообъемной передачи, а также шестерен, осуществляющих кинематическую связь ее с солнечными шестернями, выбраны такими, что частота вращения ведущих элементов

Фрикционов 24 и 25 первого подключающего устройства равна частоте ве-дущих элементов фрикционов 29 и 30 второго подключающего устройства.

Благодаря этому обеспечивается легкое переключение кинематической связи солнечных шестерен с дополни:тельным валом ll на -связь с.переда.точным валом 2 и наоборот.

Трансмиссия работает следующим образом.

При прямолинейном движении гусеничной машины мощность от двигателя к планетарным механизмам 16 и 17 передается двумя потоками..Первый лоток 4Q от первичного вала 1 передается на передаточный вал 2 и далее через пару шестерен 3 и 5 одной из передач, включенной с помощью соответствующей муФты 10 - на главный вал 4 и эпициклические шестерни 18 и 19 планетарных механизмов .16 и 17. Второй поток мощности передается, от первичного вала 1 через гидрообъемную передачу и шестерни 14 и 15 на дополнительный вал 11 и.далее через шестерни 15, 26, 28 и 27 и включенные фрикционы 24 и 25 первого подключающего устройства - на солнечные шестерни 22 и, 23 планетарных механизмов (Фрикционы 29 и 30 второго подключающего устройства при этом выключены). В планетарных ме" хаииэмах подведенные к ним оба потока мощности суммируются на водилах 20 и 21, в результате чего во- 60 дила приобретают определенную частоту вращения и передают суммарный крутящий момент на выходные валы

6 и 7 и далее к бортовыч передачам и к ведущим колесам.,Скорость при 65 молинейного движения зависит от включенной передачи.

При движении машины на низиих передачах часть мощности, подводимая вторым потоком к солнечным шестерням 22 и 23, составляет примерно третью часть всей мощности, поступающей от двигателя. Остальная, большая часть мощности, передается первым потоком к эпициклическим шестерням

18 и 19. На повышенных передачах за счет изменения перецаточного отноше" ния между валами 2 и 4 (при включе" нии пары шестерен повышенной передачи) доля мощности первого потока увеличивается, а второго уменьшается и может составить 10-20% всей передаваемой мощности.

Поворот машины осуществляется путем уменьшения скорости одной из гусениц (отстающей) при сохранении скорости другой гусеницы (забегаю, щей).

Для осуществления поворота несоходимо на забегающей стороне (например, со стороны выходного вала 7) при помоши механизма .34 управления выключить фрикцион 25 и включить фрикцион 30. Этим самым на забегающей стороне разрывается кинематическая связь солнечной шестерни 23 с дополнительным валом 11, а следовательно, и.с гидрообъемной передачей и обеспечивается связь ее с передаточным валом 2. При этом частота вращения солнечной шестерни 23 на забегающей стороне не меняется, скорость забегающей гусеницы также остается неизменной. Одновременно с переключением фрикционов 25 и 30, осуществляемым на забегающей стороне, путем регулирсвания гидромотора

13 уменьшается частота вращения дополнительного вала 11. С дополнительным валом с помощью фрикциона

24 связана только солнечная шестерня 22 отстающей стороны, и частота вращения ее также уменьшается. Так как эпициклическ. е шестерни 18 и 19 вращаются с одинаковой частотой, а солнечная шестерня 22 медленнее, чем шестерня 23, то и водило 20 будет вращаться медленнее, чем водило 21, обеспечивая замедление скорости отстающей стороны и поворот машины. Плавным изменением частоты вращения солнечной шестерни на отстающей стороне достигаетея бесступенчатое изменение Фиксированного радиуса поворота машины. Путем реверсирования гидрообъемной передачи можно изменить направление вращения солнечной шестерни 22 на отстающей стороне на противоположное (при неизменном направлении вращения эпициклической шестерни 18) и обеспечить полную остановку водила 20.

1020268

ВНИИПИ Эакаэ 3790/13 Тираж Ж5 Подписное

Филиал ППП "Патент", r.Óæãîðîä, ул.Проектная,4

Машина при этом будет поворачивать с минимальным радиусом поворота.

Поворот машины с минимальным радиусом можно осуществлять также путем выключения фрикционов 24 и 29 на отстающей стороне (т.е. отключения солнечной шестерни 22 как от дополнительного, так и передаточного вала) с одновременным включением остановочного тормоза 8 на отстающей стороне.

В известном устройстве при псвороте мааины мощность от гидрообъемной передачи передается как на забегающую, так и на отстающую гусеницы.

На некоторых режимах поворота мощность, затрачиваемая на поворот мавины, соизмерима с максимальной мощностью прямолинейного движения.

В предлагаемом устройстве при прямолинейном движении через гидрообъемную передачу передается меньше половины всей мощности, передаваемой на гусеницы, а при повороте - еще меньшая ее часть, так как мощность от гидрообъемной передачИ передается только .на отстающую гусеницу.

Таким образом, максимальная мощность, передаваемая через гидрообъемную передачу в процессе эксплуатации машины, в предлагаемом устройстве меньше,чем в известном. Поэтому габа15 риты и масса гидрообъемной передачи, а следорательно, и всей трансмиссии меньше.

Трансмиссия гусеничной машины Трансмиссия гусеничной машины Трансмиссия гусеничной машины Трансмиссия гусеничной машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидроприводам передвижения транспортных средств и может быть использовано в строительно-дорожном машиностроении

Гидрообъемный привод ходовой части транспортного средства, система автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, система кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства и гидромоторный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства // 2108507
Изобретение относится к гидрообъемному приводу ходовой части транспортного средства, системе автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, системе кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, гидромоторному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, предназначенному для самоходных машин

Изобретение относится к области транспорта и позволяет избавиться от механического ручного переключения передач в коробке передач при сохранении высокого КПД коробки передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидроходопреобразователям - устройствам для изменения и бесступенчатого регулирования скорости тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к лесному хозяйству и лесной промышленности, в частности к конструкциям энергетических средств

Изобретение относится к гидроприводам транспортных средств

Изобретение относится к области тракторного машиностроения, в частности к тракторам сельскохозяйственного назначения со всеми ведущими мостами

Изобретение относится к транспортному средству, в частности к механизму автоматической трансмиссии
Наверх